Ипатьевский летописный список

Источник

По случаю великого юбилейного торжества годовщины трехсотлетнего царствования Дома Романовых в 1913 году особенно известным становится, даже выступает как всероссийская знаменитость наш Ипатьевский монастырь, в котором в начале 1613 года шестнадцатилетний боярин Михаил Феодорович Романов нашел безопасное для себя убежище от злобных преследований поляков и 14 марта того же года, быв умолен именитым общеземским посольством, в Троицком соборном храме возложил на себя венец и бармы Мономаха, принявши под свою державу Московское государство. Заключая в себе очень много сокровищ древнерусской старины, как церковной – в архитектурной художественности самого соборного храма, в фресковых изображениях, иконах, особенно же в богатейшей ризнице (таковы кресты, служебные сосуды, иконы, памятники древнего шитья и другое), – так отчасти и гражданской (палаты бояр Романовых), Ипатьевская обитель в настоящее время очень богата древней письменностью, преимущественно богослужебными книгами, при чем тщательно сохранились редкие экземпляры, даже уники {а}, представляющие громадную ценность; таковы три лицевых псалтири, из коих одна от 1591, а другая от 1594 года, евангелия от 1436, 1564, 1588, годуновские от 1603 и 1605 годов, служебник XV века и другие (из старопечатных {b} – до 30 евангелий – от 1606, 1625, 1628, 1634, 1678 и других годов, устав патриарха Гермогена «Око церковное» и другие). Ученым знатокам древнейшей письменности Ипатьевский монастырь уже давно памятен тем, что он дал весьма ценный первоначальный летописный список, составление которого литераторы и историки относят к концу XIV или к началу XV века. Ввиду вызываемой юбилейным торжеством особенной ныне заинтересованности костромских любителей просвещения этим письменным памятником поставляем задачей нашего очерка сообщить или воспроизвести общие сведения об Ипатьевском летописном списке.

Ипатьевский список или свод принадлежит к летописным сборникам, представляет собой соединение в один цельный, более или менее подробный рассказ нескольких летописных сводов – каковыми называются компиляции из летописных записей или заметок для памяти о современных событиях, из летописных сказаний или рассказов о выдающихся событиях. Самые летописи, первоначальные источники которых не дошли до нас вполне, сохранились в большом количестве списков XIV–XVIII веков – каковые списки, по местности составления их или по местности изображаемых событий, исключительно или преимущественно, делятся на разряды: первоначальная киевская летопись, новгородские, псковские летописи и так далее. Списки одного разряда различаются между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на редакции или изводы. Так, можно сказать: летопись первоначальная суздальского извода (список Лаврентьевский и с ним сходные), летопись первоначальная южного извода (список Ипатьевский и с ним сходные).

Первыми по времени сводами считаются дошедшие до нас в многочисленных списках (самые древние от XIV века) а) Лаврентьевский свод, названный так по имени монаха Лаврентия, списавшего его, как видно из его приписки, в 1377 году для суздальского князя Димитрия Константиновича, и б) Ипатьевский свод, названный так по костромскому Ипатьевскому монастырю, где он хранился и случайно найден. Оба эти списка сопровождаются различными продолжениями: Лаврентьевский – сводом суздальским (после помещенного «Второго Киевского свода», ниже нами характеризуемого), а Ипатьевский – киевским и волынско-галицким. Ипатьевский летописный список издан в 1851 году во II томе «Полного собрания русских летописей», затем в 1871 году и тогда же – фотолитографическое издание начальной летописи по этому списку. В Ипатьевском списке помещены: 1) «Второй Киевский свод»; 2) «Киевская летопись» до 1201 года и 3) «Галицко-Волынская летопись» до 1292 года (XIV–XV века). Не можем здесь не заметить предварительно, что «Второму Киевскому своду» очевидно предшествовал первый или «Начальный Киевский летописный свод», составленный в конце XI века в Киеве неизвестным редактором. «Начальный Киевский свод» состоял а) из рассказа о расселении народов после вавилонского столпотворения, каковой заимствован из византийских сочинений, излагавших библейские события, и б) из русского сказания неизвестного автора о начале Русского государства, причем это сказание редактором свода было дополнено греческими известиями (из хроники Г. Амартола и ее продолжения) о первых неудачных походах руссов на Царьград еще до появления в Киеве Аскольда и Дира, один – в царствование византийского императора Михаила, другой – в царствование Романа (без отметки хронологических дат). Этот Киевский свод сохранился, с позднейшими изменениями и дополнениями, в «Первой Новгородской летописи» второй редакции как ее часть; изложение событий прерывалось в нем не раньше как на 1074 году.

{Примечания редактора – в фигурных скобках:}

a. То же, что уникум.

b. Исправлена опечатка – старопочетных.

c. Встречается также написание Радзивилловский.

d. То есть систематизированный по годам

e. Исправлена опечатка – княжения.

f. В настоящее время список хранится в Библиотеке Российской Академии наук (Санкт-Петербург).


Источник: Баженов И.В. Ипатьевский летописный список // Костромские епархиальные ведомости (Отдел неофициальный). 1913. № 7. С. 212-220.

Комментарии для сайта Cackle