Источник

Беседа на Евангелие второй недели поста

Исцеление расслабленного в Капернауме (О наших молитвах друг за друга, особенно за умерших)

Какое Евангелие настоящей, второй, недели поста?

В эту неделю воспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного, которое служит образом исцеления кающегося грешника. Как расслабленный получит от Иисуса Христа прощение грехов и исцеление от болезни, так духовно-расслабленный, т.е. грешник, приходящий с молитвою и покаянием к Господу, получает духовное исцеление, т. е. прощение грехов и силы к добродетельной жизни. И Евангелие читается об исцелении расслабленного (Мк. 2:1–12. Зач. 7).

...

"Иисус пришел в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: зачем Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель свою и иди в дом свой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел пред всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали».

...

Евангелие об исцелении расслабленного вы, братие, думаю, припоминаете, читалось в 6-ю неделю после Троицына дня, только не от Марка, а от Матфея. Тогда мы и объясняли вам его. Припомните. Поэтому сегодня мы не будем предлагать вам объяснения Евангелия, а только выведем из него поучение для себя.

Чему же особенно поучает сегодняшнее евангельское чтение об исцелении Иисусом Христом расслабленного?

Тому, что вера и молитва одних может действовать для пользы других, как показано в примере исцеления расслабленного по вере принесших его к Иисусу Христу. Вот основание молиться нам, братие, друг за друга, молиться и за умерших, которые в ином мире уже лишены возможности полезно молиться за себя.

Какое великое утешение в этом для нас, братие! Я особенно нуждаюсь в чем-либо, молюсь сам, но по своим грехам не надеюсь, чтобы молитва моя была услышана. В таком случае я знаю, что за меня молятся другие, между которыми есть более достойные меня, и я могу надеяться, что молитва их за меня может быть услышана и я могу получить просимое. Не утешительно ли это для меня? Молятся родители за своих детей, дети – за родителей, супруги, братья и сестры – друг за друга, молятся родные и, вообще, все близкие, знакомые – друг за друга. Какое утешение для молящихся в том, что молитва их будет услышана, и Бог по этой молитве даст просимое тому, за кого они молятся! Так, повествуется и еще в Евангелие, кроме сегодняшнего повествования об исцелении расслабленного, мать просила Иисуса Христа за свою любимую больную дочь, отец – за умирающую единственную свою дочь, добрый господин – за своего верного больного слугу (Мф. 15:22; Лк. 8:41; Мф. 8:5, 6), и Господь исполнил просимое сими людьми.

Но если по отношению к кому, так это по отношению к умершим, весьма утешительно и весьма благодетельно то, что вера и молитва одних может действовать на других! Известно, что все мы живем и умираем во грехах и что после смерти нельзя исправиться и покаяться (Пс. 6:6): что здесь посеял, то и пожинай там. Правда, по большой части каемся мы пред смертью, но для совершенного очищения грехов достаточно ли только, как бывает по большой части у нас, довольно несовершенного раскаяния – без плодов покаяния (т. е. без разных подвигов и добрых дел), для заглаждения грехов? Другие же из нас, бывает, умирают и внезапно, не успев покаяться. Но кто из нас не знает и того, что худо грешнику на том свете, а поправить свое худое положение самому никак невозможно? Какое ужасное состояние! Но вот тут-то милосердный Господь и благоволит являть нам Свою милость в том, что принимает молитву живущих за умерших.

Какое же великое утешение в этом для умерших и для живущих! Повествует св. Иоанн Дамаскин следующее. Некто из св. отцев имел ученика, жившего в беспечности о спасении своей души, который так в состоянии этой беспечности и умер. Старцу желалось узнать участь ученика в загробной жизни. Он слезно молил Бога о том, и Бог показал ему в виденье ученика в пламени до шеи. Старец стал молиться за ученика, и Господь показал ему ученика в огне по пояс. Старец стал молиться о нем еще усерднее. И что же? Господь показал ему юношу уже совершенно избавленным от пламени (Сл. о почив. в вере).

Еще случай. Св. Григорий Двоеслов рассказывает, что в его время одному благочестивому священнику явился некий умерший христианин и просил совершить за упокой его обедню и при этом прибавив, что если священная жертва облегчит его участь, то знаком сего будет то, что он уже более не явится священнику. Священник с любовью исполнил просьбу умершего, и тот не являлся опять священнику – значит, ему стало легче (1 кн. гл. 55).

Братие, будемте благодарить Бога, что Он благоволит принимать нашу молитву друг за друга. И будемте молиться, молиться усерднее друг за друга, особенно молиться за умерших.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle