протоиерей Иоанн Бухарев

Беседа на Евангелие третьей недели поста

Учение о последовании Христу и о Кресте (О средствах облегчать свои скорби)

Какое Евангелие настоящей, третьей, недели поста?

В этот день на утрени, как в день Воздвижения, выносится из алтаря и полагается на аналой св.Крест Христов для поклонения, отчего и название недели «Крестопоклонною», и воспоминаются страдания Спасителя на Кресте. Это делается для того, чтобы видением Креста, сего орудия страданий Спасителя, и воспоминаниями страданий Его на Кресте облегчить трудное и для нашей природы неприятное прохождение поста. И Евангелие поэтому читается о кресте последователей христовых (Мк. 8:34–38, 9:1, Зач. 37).

...

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».

...

Что значат слова в начале Евангелия: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми кресте свой, и следуй за Мною»?

"Отречься», или по-славянски, «отвергнуться» себя – значит отказаться от себя, т. е. жить и действовать не по своей греховной воле, но покориться совершенно воле Божией, ради Христа быть готовым на все: на скорби и страдания, если Богу будет угодно послать их. «Возьми крест свой» – значит решиться начать борьбу с своими страстями, предпринимать подвиги для их искоренения и все случающиеся скорби, огорчения, беды переносить терпеливо, без ропота, с преданностью воле Божией, подобно тому, как Господь Иисус Христос добровольно принял крестные страдания и безмолвно переносил оныя. «Следовать» за Иисусом Христом – значит быть Его учеником, истинными христианином, исполнять правила Его учения и жить и действовать по Его примеру. Пример на это св. апостолы.

Что значат слова дальнейшие Евангелия: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ee»?

Т. е. кто в этом мире «сбережет душу свою», именно – жизнь свою, например, при угрозе мучений и смерти за исповедание веры Христовой для сохранения себя от мучений и смерти, отречется от Христа или, желая жить на земле в собственное удовольствие, будет заботиться об одних удобствах жизни, выгодах и удовольствиях, «тот потеряет ее» (душу, жизнь) на Небе, т. е. лишит себя блаженной жизни в вечности. Так теряли свои души отрекавшиеся от Христа во время гонений на христиан, так потерял душу свою богач, веселившийся всякий день, о котором повествуется в притче о богатом и Лазаре. Кто же поступает иначе, т. е. кто из любви ко Христу охотно в случае надобности расстается с самою жизнью или вообще с выгодами жизни, отказывается от угождения своим греховным желаниям, а всячески стремится к исполнению воли Божией, тот спасет свою душу на Небе – получит вечную блаженную жизнь. Так поступали все Святые.

Что значат последующие Евангелия: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами»?

"Стыдиться» Христа и Его слов – значит стыдиться веры в Него как Распятого на Кресте, стыдиться Его учения, как бы не заслуживающего внимания, т. е. из угождения людям, из боязни насмешек их, из каких-либо корыстных расчетов стыдиться принимать или обнаруживать веру во Христа, говорить о Нем и Его учении в обществе и исполнять Его учение и даже отрекаться веры в Него. «Того постыдится и Сын Человеческий», когда придет судить мир, т. е. сочтет недостойным Себя и Своего Царства, отвергнет от Своего лица и лишит участия в Царстве Своем.

Какой смысл в словах в конце Евангелия: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие... пришедшее в силе»?

Т. е. многие, слушавшие учение Иисуса Христа, доживут, не умрут до воскресения Христова, когда последует открытие Царства Его – Церкви Его на земле и блаженства на Небесах.

Что особенно поучительного в сегодняшнем евангельском чтении?

Сегодняшнее Евангелие о кресте последователей Христовых читалось в воскресенье после праздника Воздвижения св. Креста Христова. В то время мы выводили из него и поучительное для себя. В настоящее время возьмем поучительность для себя из сегодняшнего обряда поклонения св. Кресту. Обряд положен, как мы уже отчасти сказали, для облегчения нам подвигов поста.

Каким же образом обряд поклонения Кресту может облегчать для нас подвиги поста?

Настоящий, т. е. строгий, пост труден, горек. Но, взирая на Крест, мы можем облегчить эту трудность, усладить эту горечь поста. Каким образом? Размышлением о Распятом на Кресте и при этом о самих себе. Господь страдал на Кресте и не за себя, а мы, постясь, далеко не так страдаем, как Он, и страдаем за себя, за свои собственные грехи. Господь после страданий, по Воскресению, вошел на Небо, и мы после подвигов поста и других подвигов можем быть награждены в Царстве Небесном. Стоит только таким образом размыслить, и самый строгий пост может показаться нам легким и сладким.

От подвига поста обратимся, братие, к другим своим подвигам и скорбям. У каждого из нас бывает, есть и может быть не мало разных бед, скорбей и неприятностей. Земля – это место бед, скорбей и неприятностей, на Небе только их нет. То лишения близких нашему сердцу, то лишения состояния, богатства, положения в обществе, то лишения выгод, то неудачи в делах и предприятиях, то болезни, то неприятности от ближних – все это суть постоянные сопутники наши в жизни. Здесь постоянно и везде беды. Кто из живущих на земле, даже из тех, которые нам кажутся счастливейшими – кто свободен от таких или других бед, скорбей и неприятностей?

Так, беды, скорби и неприятности – необходимая принадлежность, неизбежные спутники каждого из нас, но переносить их тяжело. Переносить тяжело? Но вот нам средство к облегчению сего.

Однажды на Евреев в пустыне, когда они шли из Египта в свою землю, напали змеи. Моисей по повелению Божию повесил на дереве медного змея. И что же? Всякий, кого жалили змеи, смотрел на этого медного змея с верою в исцеление и исцелялся. Этот медный змей изображал собою Иисуса Христа, нашего Спасителя, распятого на Кресте. Как Евреи, уязвленные змеями в пустыне, смотрели на медного змея с верою и исцелялись, так и мы, если в бедах, скорбях и неприятностях пойдем ко Кресту и устремим свой взоры и мысли к Распятому на нем, то нам не тяжелы, а еще легки будут беды, скорби и неприятности. Каким же это образом? А вот каким. Посмотрим на Распятаго на Кресте, и представим себе, как был распят на нем и страдал Святейший Господь и страдал невинно, за чужие, именно за наши, грехи! А мы, если страдаем, то страдаем не безвинно, а за свои собственные грехи. Господь страдал за чужие грехи и терпеливо переносил страдания! Нам ли, страдающим за свои собственные грехи, не переносить терпеливо страданий? Господь со Креста вошел на Небо в Царство Славы, и мы, если будем страдать терпеливо, от страданий перейдем к райскому блаженству, потому что, пострадав за грехи здесь, не будем страдать там, за гробом. «Накажи меня здесь, только помилуй за гробом», – молились и молятся Богу истинные христиане.

Итак, братие, какая бы ни была у нас скорбь, какой бы ни несли мы подвиг, будемте чаще взирать на Крест Христов и размышлять о распятом на нем Господе нашем Иисусе Христе, и тогда всякая наша скорбь, всякий наш подвиг облегчится и даже усладится.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle