Источник

Беседы на Евангелие Недели по Рождестве Христовом

Бегство во Египет и избиение Вифлеемских младенцев (О невольном убийстве и самоубийстве)

Что читалось сегодня из Евангелия?

Об удалении Иосифа по повелению Ангела с новорожденным Богомладенцем Иисусом Христом и Mapиею Матерью Его во Египет от Ирода, искавшего погубить Богомладенца (Мф. 2:13–23. Зач. 4).

...

"Когда волхвы отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего (Ос. 11:1). Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме (т. е. в Вифлееме) слышан, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль (т. е. жители Вифлеема и окрестностей его) плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15). По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне oткровениe, пошел в пределы Галилейские, и, пришедши, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное чрез пророков, что Он Назореем наречется».

...

Настоящее Евангелие понятно без объяснения. Поэтому только выведем из него поучительное для себя.

Что же такое поучительное для нас, братие, можно вывести из сегодняшнего евангельского повествования о бегстве Иосифа с Богородицею и новорожденным Младенцем Иисусом из своего отечества в чужую, Египетскую землю?

Господь Сам удалялся от грозившей Ему опасности. В этом обстоятельстве пример того, что человеку должно быть внимательну к своим обстоятельствам и не решаться без нужды и необходимости идти туда, где предусматривается опасность. Так, например, не умеющему плавать не следует купаться в глубокой реке, в бурное время плавать по морю или реке, крайне неосторожно обращаться с огнем, с огнестрельным орудием или с воспламеняющимися веществами и т. п. Вот поучительное для нас, братие, в сегодняшнем Евангелие.

Человек, не сохранивший осторожности в опасном случае и повредивший себе, не может не быть некоторым образом виновным в том, что повредил себе. Слова, говоримые многими из нас в таких случаях, когда не сохранили осторожности и от этого произошло несчастье: «Так уж ему на роду написано; такую, а не иную смерть назначил ему Бог» – суть неправильные слова. Бог не обрекает никого на случайную смерть, а Он только попускает ее тому или другому из нас; хранит в опасных случаях того, кого по Его премудрому усмотрению должно сохранить; не хранит – кого не должно. В таких случаях мы сами много бываем виноваты и должны каяться, если будем иметь возможность к тому, или другие должны за нас усердно молиться, если мы сами уже не имели времени для покаяния.

Еще больше такое мнение: «Уж так написано ему на роду; такую смерть назначил ему Бог» не идет к людям, так и иначе лишающим себя жизни – к самоубийцам. Бог дал нам жизнь, сами мы не могли дать ее себе – никакого права не имеем мы прекращать ее, когда нам захотелось бы, один Бог властен и взять ее, когда найдет нужным. Следовательно человек, убивающий себя, предвосхищает себе права Божии. А позволительно ли это? Грех самоубийства гораздо больше греха убийства: убивший другого может раскаяться и загладить свой грех – самоубийца же не может этого сделать, после смерти нет покаяния.

Вот как смотрит Церковь на грех самоубийства. «Если кто убьет сам себя, – говорится в церковном правиле, – того не отпевают и не поминают, если только он не был в помешательстве». Если же теперь нередко хоронят самоубийц, то или потому, что находят, что они совершили самоубийство более или менее в помешательстве ума, и хоронят с дозволения архиерея, для некоторого утешения родных и знаемых и, таким образом, тут предоставляется Самому Богу дело суда над самоубийцею.

Говоря о самоубийстве, нельзя не подумать и не спросить: «Отчего в последнее время так много самоубийств?..» Более верные причины можно указать две: первая – пьянство, вторая – неверие в Бога и в будущую жизнь. Взять несколько лет тому назад, когда поменьше было пьянства и неверия – тогда меньше было и самоубийств. Пьяному, по пословице, море по колени, пьяный теряет рассудок, доходит и до помешательства и легко решается на самоубийство. Что касается неверующего, то если хорошо живется ему здесь – живет он, если худо – кого и чего бояться ему там за гробом, когда он не верит в Бога, не верит в ад? И он свободно лишает себя жизни. Нет, трезвый и верующий человек, надеющийся на Бога, преданный Богу, в редких случаях решается на самоубийство.

А мы всё, братие, знаем, мы всё видим, как у нас с течением времени все больше и больше растет пьянство, все больше и больше растет неверие! Вот оттого и нередки у нас случаи самоубийства. Недаром и могилы самоубийц мы привыкли называть могилами несчастных. Именно «вечно» несчастны самоубийцы! Избави, Господи, всякого, даже самых злодеев наших, от этого несчастья!

Беседы на Евангелие Недели перед Просвящением, или Крещением, Христовом

Иоанн Креститель в пустыне (Господь всякими способами устроивает наше спасение)

О чем читалось сегодня в Евангелие?

Об обстоятельстве пред крещением Христовым, воспоминаемом в нынешнюю неделю, а именно: о проповеди Иоанна Предтечи в пустыне и крещении народа им (Мк. 1:1–8. Зач. 1).

...

«Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым».

...

В начале Евангелия приводятся слова пророков Малахии и Исаии о предтече Христовом, высказанные ими за несколько столетий до явления Его: "се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоими, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мал. 3:1), «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3).

Как пояснить эти пророческие слова?

Здесь Предтеча, приготовляющей людей к принятию Спасителя, представляется под образом вестника, который царем, идущим с войском в походе, посылался вперед объявить приближение его, приготовить нужное, исправить дороги и пр. Предтеча называется ангелом еще за его как бы ангельскую, бесплотную, жизнь на земле и за возвещение и указание грядущего Христа.

Далее в Евангелие говорится, что Иоанн Предтеча Христов явился в пустыне, там проповедывал крещение покаяния для прощения грехов и тех, которые внимали его проповеди, крестил в реке Иордане. Затем в Евангелие говорится, что Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс и питался акридами и диким медом.

Как пояснить эти действия Предтечи Христова?

О Предтече Христовом Иоанне повествуется, что, когда он был двухлетним ребенком, мать его Елисавета, жена Захарии, убежала с ним от посланных Иродом убийц детей в Вифлееме и его окрестностях в пещеру в Иудейской пустыне. Здесь умерла она, а младенец Иоанн остался один и кормился плодами. Тут он воспитывался и стал самым строгим подвижником. Так, носил «одежду из верблюжьих волос» – одежду жесткую, подпоясывался ремнем, когда вырос, начал питаться акридами и диким медом. «Акриды» – вид саранчи, очень обыкновенная пища на Востоке у бедных людей. Саранча – это небольшое крылатое насекомое. «Дикий мед» – это мед диких пчел или жидкость медоподобная, истекавшая из некоторых дерев, как-то: пальмы, фиги, на вкус он горький. Тут, в пустыне Иоанн Предтеча и проповедывал, приготовляя людей к принятию Мессии. Иоанн проповедывал крещение покаяния. «Покаяние», т. е. сознание своих грехов и потому нужду в искупителе. «Крещение», т. е. погружение в воде для омовения, что у Иудеев было в некоторых случаях религиозным обрядом и обозначало сверх чистоты телесной очищение души, т. е. оставление грехов, обновление жизни. И Иоанн проповедывал крещение покаяния и крестил для прощения грехов. Т. е. Он и учил и самым крещением показывал, что людям, кающимся во грехах, дается прощение грехов по вере в грядущего и провозвещаемого им Христа Спасителя.

Далее в Евангелие говорится, как проповедывал Иоанн об Иисусе Христе. Он говорил: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым».

Что значит слова Предтечи о Христе: Него я недостоин, наклонясь, развязать ремень обуви Его»? Почему крещение Христово Иоанн называет крещением Духом Святым, а свое крещение – водою?

«Я недостоин... развязать ремень обуви Иисуса Христа». Это значит, что Предтеча считает себя недостойным быть последним слугою у Господа, показывая тем несравненное величие Его и крайнее смирение свое, так как обязанность снимать и надевать обувь у господ обыкновенно была делом низших служителей у Евреев. Иоанново крещение было таково, что оно выражало только очищение от грехов, подобно, как вода очищает нечистоту телесную, но не давало оного очищения, так что крещенные Иоанном должны были креститься крещением Христовым, христианским (Деян. 19:2–6), потому что в крещении этом не действовал еще Дух Святый. В крещении же Христовом действовал на душу крещаемого Дух Святый, очищал и обновлял душу при прощении ему грехов.

Что особенно поучительного можно вывести для себя нам, братие, из сегодняшнего Евангелия?

То, что Господь заботится об устроении нашего спасения всевозможными мерами. Так, например, пред явлением Самого Спасителя в мире предварительно послан был Предтеча, чтобы проповедью и крещением приготовить людей к принятию Его. Точно так же, как Господь устроивал спасение всех людей вообще пред пришествием Спасителя, устроивает и спасение всякого человека. Устроивает всеми возможными мерами и путями. На одного действует ко спасению счастьем, на другого – несчастьем. Знает Господь, что известному человеку вредно счастье, честь, богатство – назначает ему жизнь в скромном, даже низком положении раба или незначительного человека, в недостатках и бедности. Видит Господь, что человеку вредно здоровье, что он пользуется им много ко вреду своей души – лишает его здоровья. Видит, что человек, наделенный счастьем, забывается, забывает Бога и Его закон – лишает его счастья.

И мы видим бесчисленное множество примеров, как несчастья, нужды и скорби обращали к Богу великих неверов и грешников. Блудный сын был богат и счастлив, забыл Бога, отдался весь греху, но лишь коснулась его бедность и нужда – явилась у него мысль и об отце и о возвращении к нему с раскаянием. «Я недостоин быть твоим сыном, прими меня хотя в работники», – сказал он отцу, когда возвратился к нему с раскаянием (Лк. 15:19).

С другой стороны, когда Господь видит, что иному из нас бедность, нужда, болезнь во вред, во вред его душе, что бедность и нужда, например, могут увлечь его ко грехам притеснения других, воровства и т. п., болезнь может развить в нем страшный ропот на Господа Творца и Промыслителя, отчаянию и даже расположить к самоубийству – такому человеку Господь дает земное счастье: богатство и довольство, здоровье.

Чтобы разительнее видеть, как Господь устроивает все в жизни каждого из нас к лучшему, к вечному спасению душ наших, расскажем многим из вас, братие, уже известное следующее повествование об Евлогии каменосечце, или просто каменщике.

Евлогий заработанную свою сумму всякий день делил на две части: и одну употреблял на себя, на свое содержание, а другую – на нищих и особенно странников. Однажды некто из странников, благочестивый старец, подумал об Евлогии: «Если он, не имея почти ничего, делает много добра, то сколько делал бы он добра, если бы быть богат?» И стал просить у Бога богатства ему. Бог послал к старцу Ангела спросить, уверен ли он в том, что Евлогий не испортится от богатства. Старец ручался за Евлогия больше, чем за самого себя, и самим собою поручился за него. Тогда Бог послал Евлогию богатство – он нашел в горе много золота.

Но что же? Евлогий после того не захотел жить в своем месте, а отправился в город, купил себе дом и сделался придворным вельможею, а о бедных людях и о добрых делах для них он совсем позабыл. Сделался, кроме того, горд и скуп.

Узнав о разбогатении Евлогия и о переселении его в город старец, порадовался, что Бог исполнил его молитву об Евлогии, и отправился в город посмотреть на благотворительные заведения: странноприимницы, больницы и богадельни, которых так много, думал он, построил Евлогий.

Но каков был его ужас, когда он увидел, что Евлогий не только не сделал ничего подобного, но еще стал скуп и горд? И Евлогий не только не принял к себе старца, но еще велел прогнать его с глаз своих, когда тот хотел поговорить с ним. Заплакал старец тогда и об Евлогии, и о себе самом, что поручился за него собою.

Бог внял слезам старца и лишил Евлогия богатства. Царь почему-то прогневался на Евлогия, и он приказал лишить жизни Евлогия, богатство же его взять в казну. Евлогий спасся только бегством. Затем Евлогий вразумился, раскаялся перед Богом, возвратился к прежней работе и к прежним своим добродетелям и спасся от погибели (Прол. 27 марта).

Братие, будемте как можно внимательнее ко всем случаям в своей жизни. Горе нам, если мы в счастье, которым Господь хочет нас вести ко спасению, забудемся – забудем Его и Его закон. Равным образом, если не воспользуемся, как должно, к своему вечному спасению, и несчастьем: бедностью, нуждами, болезнями и бедами. Тогда мы будем совершенно безответными на Страшном Христовом Суде. Господь скажет нам тогда: «Я всячески вел вас ко cпасению, но вы не воспользовались этим. Теперь плачтеся сами на себя!»


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle