протоиерей Иоанн Бухарев

Толкование на Евангелие от Матфея

Содержание

Предварительные замечания о Евангелии вообще

О Евангелии от Матфея

Глава 1 Зач. 1-е. Родословие Господа нашего Иисуса Христа Зач. 2-е. Рождество Христово Глава 2 Зач. 3-е. Путешествие волхвов на поклонение новорожденному Спасителю Зач. 4-е. Бегство св. семейства во Египет и избиение младенцевв Вифлееме Глава 3 Зач. 5-е. Иоанн Креститель и его проповедь Зач. 6-е. Крещение Господа Иисуса Христа Глава 4 Зач. 7. Искушение Господа Иисуса Христа Зач. 7. Поселение Господа Иисуса Христа в Капернауме Зач. 9-е. Призвание к апостольству рыбарей: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна Глава 5 Зач. 10-е. Нагорная беседа Господа Иисуса Христа. Учение о путях к блаженству Зач. 11-е. О учителях веры, о вере и законе Зач. 12-е. Объяснение Иисусом Христом 6-й заповеди Зач. 13-е. Объяснение Иисусом Христом 7-й заповеди и учение Его о супружеском разводе. Зач. 14-е. Объяснение Иисусом Христом 3-й заповеди Зач. 15-е. О любви к ближним и ко врагам Глава 6 Зач. 16-е. Учение Иисуса Христа о милостыне и молитве Зач. 17-е. О прощении обид, о посте и истинном богатстве Зач. 18-е. О служении Богу и о промысле Божием Зач. 19-е. О попечении более о духовном[% %]и[% %]небесном, чем о вещественном и земном Глава 7 Зач. 20-е. О неосуждении других и о хранении святыни Зач. 20-е (второе). О постоянстве молитвы и об исполнимости её. Зач. 21-е. Правило христианской жизни и о широком и тесном пути Зач. 22-е. О лжепророках Зач. 23-е. Об истинной святости. Зач. 24-е. Заключение нагорной беседы о том, кому подобны люди исполняющие и не исполняющие учение Христово, о силе слова Христова и чудо исцеления прокаженного И. Христом Глава 8 Зач. 25-е. Исцеление слуги сотника Зач. 26-е. Об исцелении И. Христом тещи Симоновой и других больных и ответы Его книжнику и ученику. Зач. 27-е. Укрощение бури Иисусом Христом Зач. 28-е. Об исцелении бесноватого в стране Гергесинскои или Гадаринской Глава 9 Зач. 29-е. Исцеление расслабленного И. Христом в Капернауме Зач. 30-е. Призвание апостола Матфея Зач. 31-е. Ответ Иисуса Христа ученикам Иоанновым о посте Зач. 32-е. Воскрешение дочери начальника (Иаира) и исцеление кровоточивой Зач. 33-е. О чуде исцеления Иисусом Христом двух слепцов и бесноватаго. Зач. 34-е. Послание Иисусом Христом двнадцати апостолов на проповедь и наставление им Глава 10 Зач. 35-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (продолжение) Читается во вторник 3-й недели по Пятидесятнице Зач. 36-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (продолжение) Зач. 37-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (продолжение) Зач. 38-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (продолжение) Зач. 39-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (окончание) Глава 11 Зач. 40-е. Посольство от Иоанна учеников своих к Иисусу Христу и речь Христова к народу об Иоанне Зач. 41-е. Речь Иисуса Христа об Иудеях Зач. 42-е. Укоризны Иисуса Христа городам неверующим и нераскаянным и прославление Бога Отца Зач. 43-е. Призвание Иисусом Христом к себе труждающихся и обремененных Глава 12 Зач. 14-е. Речь Иисуса Христа по поводу срыванья колосьев учениками Его Зач. 15-е. Исцеление Иисусом Христом сухорукого Зач. 46-е. Исцеление Иисусом Христом многих больных и запрещение разглашать о чудесах, творимых Им; исцеление бесноватого и речь по поводу сего исцеления Зач. 47-е. Окончание речи по поводу исцеления бесноватого Зач. 48-е. О суде за неверие во Христа Зач. 49-е. Матерь и братья Христовы Глава 13 Учение Христово в притчах о царстве Божием Зач. 50. Притча о сеятеле Зач. 51. Объяснение притчи о сеятеле Зач. 52-е. Притча о семени и плевелах Зач. 53-е. Притчи Господни о зерне горчичном и закваске Зач. 54-е. Объяснение притчи о семени и плевелах Зач. 55-о. Притчи: о сокровище на поле, о купце и жемчужине, о неводе и человеке домовитом Зач. 56-е. Иисус Христос в Назаретской синагоге Глава 14 Зач. 57. Убиение Иоанна Крестителя Зач. 58-е Чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами Зач. 59-е. Хождение Иисуса Христа и апостола Петра по воде Глава 15 Зач. 60-е. Беседа Иисуса Христа с фарисеями о преданиях старцев Зач. 61-е. Продолжение беседы с фарисеями о предании старцев Зач. 62-е. Исцеление дочери Хананеянки Зач. 63-е. Исцеление Иисусом Христом многих больных Зач. 64-е. Насыщение 4000 человек семью хлебами Глава 16 Зач. 65-е. Искушение Иисуса Христа фарисеями и саддукеями Зач. 66-е. Беседа Иисуса Христа о закваске фарисейской и саддукейской Зач. 67-е. Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим Зач. 68-е. Предсказание Иисуса Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении Зач. 69-е. Учение Иисуса Христа о кресте последователей Его Глава 17 Зач. 70. О преображении Господа Иисуса Христа Зач. 71-е. Разрешение Иисусом Христом вопроса об Илии – предтече Его Зач. 72-е. Исцеление бесноватого Иисусом Христом и новое предсказание Его о Своих страданиях Зач. 73-е. Подаяние дидрахмы в пользу храма Глава 18 Зач. 74-е Учение Иисуса Христа о том, кто больше в царстве небесном, и о соблазнах Зач. 75-е. Притча о заблудшей овце и учение о согрешающем брате Зач. 76. О власти апостольской вязать и решить и о прощении ближнего Зач. 77-е. Притча о милосердом царе и немилосердом должнике Глава 19 Зач. 78-е. Разговор с фарисеями о нерасторжимости брака Зач. 79-е. Богатый юноша, учение Иисуса Христа о богатстве и о награде апостолам за самоотвержение Глава 20 Зач. 80-е. Притча о расплате с работниками в винограднике Зач. 81-е. Новое предсказание Иисуса Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении Зач. 82-е. Чудо исцеления двух слепцов Иисусом Христом Глава 21 Зач. 83-е. О торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим Зач. 84-е. Очищение храма и восклицание детей при торжественном входе Иисуса Христа в оный Зач. 84-е. Проклятие смоковницы Иисусом Христом Зач. 86-е. Вопрос первосвященников и старейшин Иисусу Христу о посланничестве Его и вопрос им от Иисуса Христа о посланничистве Иоанна Предтечи Зач. 87-е. Притча о сынах, посланных отцем в виноградник Зач. 87-е. Притча о делателях в винограднике Зач. 88-е. О камне краеугольном Глава 22 Зач. 89-е. Притча о браке царского сына Зач. 90-е. Ответ Иисуса Христа фарисеям относительно дани Кесарю Зач. 91-е. Ответ Иисуса Христа саддукеям о всеобщем воскресении Зач. 92-е. Ответ Иисуса Христа на вопрос законника о наибольшей заповеди и вопрос Его фарисеям: чей сын Христос? Глава 23 Зач. 43-е. Обличительная речь Иисуса Христа против фарисееве Зач. 94-е. Обличительная речь Иисуса Христа против фарисеев (продолжение). Зач. 95-е. Обличительная речь против фарисеев (продолжение) Зач. 96-е. Окончание обличительной речи Иисуса Христа против фарисеев ж скорбь Его об Иерусалиме Глава 24 Зач. 97-е. Пророчество Христово о разрушении Иерусалима, втором пришествии Его и кончине мира Зач. 98-е. Продолжение пророчества Христова о разрушении Иерусалима, втором пришествии Его и кончнне мира Зач. 99-е. Продолжение пророчества Христова о разрушении Иерусалима, втором пришествии и кончине мира Зач 100-е. Продолжение пророчества Христова о разрушении Иерусалима, втором Его пришествии и кончине мира Зач. 101-е. Пророчества Христова о разрушении Иерусалима, втором Его пришествии и кончине мира Зач. 102-е. Продолжение пророчества Христова о разрушении Иерусалима, втором Его пришествии и кончине мира. Зач. 103-е Предсказание о втором пришествии Христовом и кончине мира (окончание); притча о рабе и господине Глава 25 Зач. 104-е. Притча о мудрых и неразумных девах Зач. 105-е. Притча о талантах Зач. 106-е. О втором пришествии Христовом и страшном суде Глава 26 Зач. 107. Извещение апостолов Иисусом Христом о пасхе и Своих страданиях и совещание врагов убить Его Зач. 108-е. Господь Иисус Христос в Вифании и жена, возливающая: на Него миро, и умысел Иуды Ст. 17–30. Вкушение пасхи и установление таинства причащения Ст. 31–35. Предречение Христово на тайной вечери о соблазне учеников Его и отречении ап. Петра Ст. 36–46. Молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском Ст. 47–56. Взятие Иисуса Христа в саду Гефсиманском Зач. 109-е. Иисус Христос на суде у первосвященника Каиафы Глава 27 Зач. 110-е. Предание Господа Иисуса Христа Пилату Зач. 111-е. Погибель Иуды предателя Суд над Иисусом Христом у Пилата. Зач. 112-е. Издевательство воинов над Иисусом Зач. 113-е. Распятие Господа Иисуса Христа Смерть Господа Иисуса Христа Погребение Господа Иисуса Христа Зач. 114-е. Стража при гробе Господнем Глава 28 Зач. 115-е. Воскресение Господа Иисуса Христа. Путешествие мироносиц ко гробу Христову. Подкуп стражи при гробе Христовом Иудеями. Зач. 116-е. Явление Иисуса Христа апостолам на горе Галилейской  

 

Цель издания настоящей книги – дать православным христианам, изложенное в простых словах, толкование на святое Евангелие Христово от Матфея, – для чтения его с разумением, и также дать оружие против лжеучителей, которые многие места Евангелия объясняют неправильно, – в пользу своего лжеучения.

При изъяснении мы пользовались творениями Св. Златоуста и Блаженного Феофилакта, книгою «Толковое Евангелие, епископа Михаила» и «Сборником статей к истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия», Барсова; также частию «Троицкими листками».

Места, заимствованные из указанных источников, нами цитированы. Просим читателей, которые встретят недостатки, в нашей книге, покрыть их любовию и братски указать нам их, – для исправления по времени, если Бог благословит.

Автор

Предварительные замечания о Евангелии вообще

Название Евангелие – греческое и значит, по-славянски, благовествование, а по-русски, добрая или радостная весть (2Цар.18:20), – благовествование или радостная весть о воплотившемся для спасения рода человеческого, Сыне Божиим, Господе Иисусе Христе и о совершении Им сего спасения (Ис.40:9–10; 61:1–2; Лк.4:18–21). Евангелием называются, написанные святыми Апостолами Матфеем и Иоанном, из двенадцати, Марком и Лукою, из семидесяти, четыре книги сказаний о Христе Спасителе, – и каждая отдельно, и все четыре вместе. Св. Евангелие, – пишет Златоуст – «всем возвещает конец наказания, отпущение грехов, оправдание, освящение, искупление, усыновление, наследие небес и родство Сыну Божию. Что может сравниться с сим благовестием»? «Святое Евангилие», – какие сладкие, какие возвышенные ощущения в горячо верующей душе производит одно это слово! восклицает один из духовных писателей. Оно вносит в душу блаженный мир любвеобильного учения, возвещенного людям Сыном Божиим, и окрыляет ее к горьким стремлениям безмерною картиною земной жизни Христа Спасителя, наполненной небесными чудесами» (Воскр. Чт. XXV г.).

В первые века христианства Евангелий появилось довольно много, но единственно достоверных, т. е. подлинно написанных Апостолами, было принято Церковью только четыре; остальные, же Евангелия были отвергнуты, так как оказалось, что они написаны не Апостолами, а простыми людьми, некоторые даже еретиками, т. е. ложными учителями, в духе их лжеучении.

Каждое Евангелие разделяется на части, называемые главами, а главы, в свою очередь, на меньшие части, называемые стихами. Кроме того есть еще разделение Евангелия на зачала, т. е. на части, которые читаются в церкви на службах. Каждое из зачал заключает в себе несколько стихов и содержит или какое-либо отдельное учение нашего Господа Иисуса Христа, или вообще какое-либо сказание о Его жизни и деятельности. Разделение это сделано не самими писателями, а гораздо в позднейшее время, именно в 4-м веке архидиаконом Александрийской церкви Евфалием.

О Евангелии от Матфея

Писатель первого Евангелия – св. Апостол Матфей, имевший, как было в обычае у Евреев, еще другое имя Левий, первое, простонародное, а второе почетное (Бл. Иерон.), и до призвания к апостольскому служению, бывший сборщиком податей, платимых Римлянам, под властью которых, в его время, находилась Иудея. Он был сын Алфея, – брат ап. Иакова Алфеева (Мк.2:14; Лк.5:27). Во время своей земной жизни, Спаситель однажды остановился у того места, где собирались подати. Увидев там Матфея, Он сказал ему: «иди за Мною!» Матфей с радостию принял эти слова, и с того времени был всегда с И. Христом в числе Его двенадцати учеников. По вознесении Господнем, он проповедывал в Палестине, Македонии, Ефиопии (Абиссинии), Парфии, Мидии и Сирии, – и в Ефиопии принял мученическую смерть за Христа.

Что св. еванг. Матфей, а не иной кто, был писателем первого Евангелия, это видно из свидетельств, которые дошли до нас от апостольского времени. Так Папий, епископ Иерапольский (св. отец начала 2-го века), передает со слов св. Иоанна Богослова, которого знал лично, что Матфей на еврейском языке записал беседы Господа.

Евангелист Матфей написал свое Евангелие первоначально для иерусалимских христиан, – христиан из Иудеев по их просьбе, чтобы доказать, что распятый соотечественниками их Иисус есть истинный Мессия, обещанный праотцам иудейского народа. Посему Евангелие от Матфея написано сначала на еврейском языке. Впоследствии же это Евангелие вскоре переведено было с еврейского, как мало известного, на общеупотребительный в то время греческий язык, как полагают, или самим Евангелистом, или кем-либо из сотрудников апостольских, под его наблюдением. Так как Евангелие от Матфея первоначально написано было главным образом для христиан из иудеев, то, сообразно сему назначению, Евангелист Матфей избирает и особенно останавливается на таких сторонах из жизни Спасителя, которые имели близкое отношение к иудеям; например, он излагает родословие И. Христа, чтобы показать происхождение Господа от Авраама и Давида, согласно с пророчествами и обетованиями (1:1–17), и передает нагорную речь Спасителя, в которой И. Христос показывает отношение Своего нового закона к ветхозаветному закону Моисееву (5–7гл.). Далее в самых повествованиях о новозаветных событиях, указывает исполнение в них предсказаний пророков; напр., в рождестве Христовом – исполнение пророчества Исаии о рождении Спасителя от Девы (Мф.1:22–23) и Михея о рождении Его в Вифлееме (2:5–6); излагает такие притчи, в которых изображается царство Христово и показывается ожесточение иудеев и отвержение их Богом, напр., притчи о винограднике (20:1–16) и о брачном пире (22:1–14); не объясняет обычаев и уставов народа еврейского, как известных читателям Евангелия, которые были сами из Евреев.

Год написания Евангелия от Матфея точно определить нельзя, так как свидетельства древних отцов и учителей церковных касательно этого не вполне согласны между собою. Св. отцы Климент Александрийский и др. говорят только, что Матфей написал свое Евангелие ранее других Евангелистов. Св. Ириней полагает время написания его между 61 и 67 г. по Р. Хр. Иные же указывают на более раннее время, именно на 8-й год по вознесении Господнем (Феофилакт и Евфим. Зиг.). Несомненно только то, что оно написано ранее разрушения Иерусалима (70-го года по Р. Хр.), так как Иерусалим и храм предполагаются в Евангелии еще существующими и Еврейский народ еще неподвергшимся никаким бедствиям опустошения. Полагают, что Евангелие от Матфея написано в Иерусалиме, или вообще в Иудее, где долго по вознесении Христовом проповедовал ап. Матфей до отшествия своего в другие страны.

Каждому из четырех Евангелистов усвояется свой символ, каковые символы и изображаются вместе с ними. Евангелисту Матфею усвояется символ человека в подобии Ангела Божия, так как он повествует об Иисусе Христе, как Сыне Божием, воплотившемся и родившемся на земле, и начинает свое Евангелие родословием Его, по человечеству.


Источник: Толкование на Евангелие от Матфея / Сост. свящ. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф "Насл. бр. Салаевых", 1899. - 306, IV с. : карт.

Комментарии для сайта Cackle