Источник

Д

Да

Да – пусть, чтобы.

Давид

Давид (евр. возлюбленный, драгоценный) – сын Иессея из колена Иудина, из пастухов вифлеемских помазанный Самуилом на царство после Саула, гонителя кроткого Давида, в свое сорокалетнее царствование прославившийся завоеванием Иерусалима и расширением своего царства до крайних пределов, еще более, чем победами, славный своими боговдохновенными псалмами, которые под аккомпанемент псалтири пелись при богослужении при нем в скинии, а после него в храме Иерусалимском. История его 80-ти летней жизни († 1010 до Р. Хр.) изложена в первой (от 13 главы) и второй книгах Царств и в 1 книге Паралипоменон. За свою кротость, невинные страдания и славные победы удостоенный Божия обетования о Христе на престоле его, он и сам во всем этом был прообразом Христа, как ясно это в некоторых псалмах (напр. Пс.2, 15, 21, 44 и др.) Вследствие этого прообразовательного значения Давида в поздних пророческих писаниях нередко Христос и Его царство прямо так и именуется Давидом (Иез.37:24) и царство Его царством Давидовым, домом Давидовым (Зах.12:10, 13:1). Встречающиеся в надписаниях некоторых псалмов слов: Давиду означает, что псалом эти Давидом написаны: дат. падеж – еврейский идиотизм.

Даждь

Даждь – дай.

Дамаск

Дамаск – главный город Сирийского царства; лежит в 50 мил. от Средиземного моря, на западе от Ливана, известный co времен Авраама (Быт.14, 15) и славный еще доселе.

Дамы

Дамы – мы даем.

Даниил

Даниил (евр. Бог мой Судия) – четвертый из больших пророков, жил при Навуходоносоре, Валтасаре царях вавилонских и Дарии мидянине. В третий год царствования Иоакима, царя иудейского, еще юным отведен был в плен. Избранный с тремя своими товарищами ко двору царя вавилонского, он скоро прославился своим благочестием и мудростью и поставлен был начальником мудрецов. В это время он и призван был Богом к пророческому служению, которое проходил в течение 70 слишком лет. Книга пророка Даниила, написанная частью на еврейском (Дан. 1:8–14) и частью на халдейском языке (Дан. 2–7), состоит из 14 глав и содержит в себе и исторические повествования о разных обстоятельствах из жизни иудеев и Даниила при царях вавилонских, и пророчества о будущих событиях. У евреев эта книга присоединена не к пророческим, а к учительным.

Дарий

Дарий – мидянин родом, о котором говорит пр. Даниил в 5–9 гл. своей книги, есть Астиаг, дядя и тесть Кира, бывшего его наследником, завоеватель Вавилона, первый царь персидский (от 564 до 537. до Р. Хр.). Дарий же, о котором говорит пр. Аггей в 1-й и 2-й главах своей книги, есть пятый царь персидский, сын Истаспа, или Истапс, из персидских вельмож; царствовал 36 лет до 486 г. до Р. Хр.

Деблафаим

Деблафаим – город в Палестине по ту сторону Иордана, у подошвы горы Небо (Фаста) в пустыне того же имени; принадлежал к колену Рувимову.

Дебрь

Дебрь – степь, долина.

Денница

Денница (греч. приносящий утро) – утренняя звезда, пред наступлением дневного света являющаяся. Этим именем в Пс.109:3 назван высший из ангелов, впоследствии падший; назван так в ознаменование и его бывшей близости к Богу, того, что он, как и все вообще, ангелы сотворен прежде света первого дня, т. е. прежде видимого мира. Отсюда выражение: прежде денницы родих тя употребленное Пс.109:3 об Иисусе Христе, должно указывать на Его предвечное рождение от Бога Отца – на Его вечность.

Десница

Десница – правая рука. В Пс.44:4 слово это употреблено как образ правого – праведного сердца и чистого ума, которые под водительством Божиим находясь, должны наставлять пророка на дивные дела.

Дивий

Дивий – лесной, дикий.

Дидрахма

Дидрахма – две драхмы, равные 20 копейкам сер.

Динарий

Динарий, или денарий. В древнем Риме динарий был золотой, серебряный и счетный. Первые серебряные динарии стали делать в 485 г. от основания Рима, но вес их неизвестен. Спустя несколько лет их начали делать по 84 из фунта и цена его равна 20½ копеек серебром. После Адриана динарий начали делать из меди, стоимость которого равнялась нашим 5 копейкам. Впрочем, оставался и серебряный, но стоимость его равна 10 копейкам.

Диавол

Диавол – клеветник, обольститель.

Длань

Длань – ладонь.

Днесь

Днесь – сегодня, ныне, теперь.

Дождь ранний и поздний

Дождь ранний и поздний. По климатическим условиям Палестины дождь падает в ней только дважды в год в определенные периоды: во время осеннего посева – ранний и во время весеннего – поздний. От дождей зависело плодородие земли; оттого ожидали их с трепетом и встречали радостно. Они были для евреев знаком Божией милости. Поэтому и в писании дождь нередко упоминается для обозначения милости Божией вообще. (Ос.6:3).

Долгоживотный

Долгоживотный – долговечный, долгоживущий (Ис.53:10).

Доколе

Доколе – долго ли? как долго?

Долу

Долу – вниз, внизу.

Дондеже

Дондеже – пока, до тех пор пока. По Быт.8:7 и Мф.1:25 слово это не означает предела, за которым прекращается описываемое действие.

Дреколие

Дреколие – колья.

Дряселовати

Дряселовати – быть пасмурным, невеселым.

Дуга

Дуга – радуга (Иез.1:28).

Дубрава

Дубрава – роща, посвященная божеству, имеющая храм в честь его. Этим именем у пророков назывались идольские храмы и жертвенники в честь ханаанской богини природы, поставлявшиеся в посвященных ей рощах (Мих.5:14).

Дщи, дщерь

Дщи, дщерь – дочь, дочерь.

Дщер Сиона

Дщер Сиона. Этим именем пророки (Ис.1:8; Зах.9:1) называли Иерусалим, его жителей и всех вообще иудеев, для которых Иерусалим был главным городом – матерью городов, по главному и самому высокому из холмов, на которых расположен Иерусалим – Сиону.


Источник: Толковый и справочный библейский словарик собственных имен, непереведенных еврейских и греческих слов и более редких славянских речений и оборотов, встречающихся в Псалтири, в пророческих книгах Ветхого Завета, в Четвероевангелии и в православном богослужении / Сост. И.К. Кондратьев. - Попул. изд. - Москва : Изд. книгопрод. И.А. Морозова, 1894. - 63 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle