Источник

Е

Е

Ε – το, оное.

Евнух

Евнух – скопец.

Евангелие

Евангелие, греч. – благовестие, благая весть, добрая весть.

Евхаристии

Евхаристии (таинство) – приношение бескровной жертвы Богу со благодарением и причащением тела и крови Христовой. Таинство Евхаристии установлено Самим Иисусом Христом. На пасхальной вечери, называемой тайною, Спаситель взял квасный3 хлеб и потом, воздав благодарение Богу, раздробил его на части и, подавая его своим ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое (Мф.26:26). Потом взял чашу с вином, растворенным водою и, возблагодаривши Бога, подал ученикам, говоря: пийте от нея вси; сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. И к этому Спаситель присовокупил: сие творите в Мое воспоминание. По завещанию Господа нашего, свв. апостолы, вскоре после Его вознесения, начали совершать вместе с прочими верующими таинство Евхаристии или Литургию. И они, после чтения Писания и поучений, по домам тоже преломляли и раздавали верующим хлеб (Деян.2:4–47, 4:32–37).

Египет

Египет (евр. Мацраим) – страна в северо-восточной части Африки, имевшая важное значение в истории еврейского народа (Исх. 1–5; Ис. 7) и населенная идолопоклонниками. В прор. книгах Египет выставляется иногда, как представитель язычества вообще (Ис. 19 гл.)

Егоже

Егоже – которого; еже – которое, что; о еже – о том, что бы; ему же – которому; ея же, ей же – которой; ею же – которою.

Ей, ей

Ей, ей – да, да.

Ею

Ею – их двоих или двух.

Егда

Егда – когда.

Едина от суббот

Едина от суббот – первый день после субботы.

Единаче ли?

Единаче ли? Неужели? Или еще?

Единород

Единород – безродный, одинокий.

Единорож

Единорож – единорогов (прилагат. от единорог). Так образно в Пс.21:22 названы враги страждущего Иисуса Христа.

Ездра

Ездра (книга и имя евр.) – помощь. Ездра был священник первейшего чина и славный законоучитель. Он был сын Сарея, великого первосвященника, убитого Навуходоносором, но не родной, а усыновленный. У евреев Ездра называется другим Моисеем.

Езекия

Езекия (евр. – крепость Господня) – сын Ахаза, 13-й царь иудейский (от 729 до 699 до Р. Хр.) Под руководством пр. Исаии он много сделал для укрепления в народе попранной Ахазом веры в истинного Бога: восстановил празднование Пасхи, учредил общество книжников для возобновления и собирания списков писания. За это благочестие избавлен был Богом от нашествия Сеннахирима, царя ассирийского, и чрез пр. Исаию исцелен был от болезни. Кроме Исаии, при нем пророчествовали Осия в царстве израилевом и Михей в царстве иудином.

Елам

Елам (евр. притвор, преддверие) – имя восточных народов Персии, происшедших от Елама, первенца Симова (Быт.10:22, Дан.8:2), заменяемое иногда другим: еланиты. В Иез.40:6, 44:3 это еврейское слово, должно быть понятым буквально о притворе храма, и в греческой и в славянской Библии оставлено без перевода. Впрочем, в некоторых изданиях славянской Библии переводное значение его указано в скобках.

Елень

Елень – олень, лань.

Елицы

Елицы – которые, сколько их.

Екклесиаст

Екклесиаст – собиратель, проповедник. Учительная книга Ветхого Завета, писанная Соломоном. Разделяется на 3 части.

Еммануил

Еммануил (евр. с нами Бог) – имя Иисуса Христа, открытое пр. Исаии и означающее, что имеющий родиться от Девы будет по природе своей одинаков с нами, т. е. человек и Бог вместе – Богочеловек.

Епендит

Епендит – верхняя одежда.

Ередий

Ередий – цапля.

Есмирнисмено вино

Есмирнисмено вино (Мк.15:23) – вино смешанное со смирной.

Еста

Еста – вы двое есте.

Есфирь

Есфирь (имя и книга). Есфирь была дочь Аминадава, из колена Вениаминова. Мардохею была – или приемная дочь, или племянница. Красоты была необыкновенной. Книга Есфирь, вероятно, написана Мардохеем (Есф.9:20, 13). Книга имеет две части.

Ефимоны

Ефимоны, или мефимоны (греч. припев). Так называемое повечерие, когда читается великий канон Андрея Критского.

Ефрем

Ефрем (евр. возвеличение). Так назывался второй сын Иосифа, сына Иакова, а по нему и колено – происшедшее от него, удел которого был на границе царства Израильского с Иудейским. Такое положение этого колена, а равно и то, что из этого колена вышло много великих народных деятелей (Иисус Навин, Самуил, Иеровоам 1-й царь израильский) утвердили за коленом Ефремовым во исполнение предсказания патриарха Иакова (Быт.48:15–26) первенствующее значение среди других колен в царстве Израильском; так что его именем называлось иногда и все десятиколенное царство Израильское (См. Ис. 7:2, 8, 9).

Ефиоп

Ефиоп – ефиоплянин, загоревший от солнца (с греч.) черный (с евр.) житель Египта, принадлежащий к потомству Хама (от Хусы, Быт.10:6–7). В Пс.71:9 ефиопляне выставляются, как представители рабов, которые покорятся воспеваемому здесь царю.

* * *

Примечания

3

Квасным хлебом называется хлеб вскисший. Такой вскисший хлеб по-гречески в Святом Евангелии называется Артос.


Источник: Толковый и справочный библейский словарик собственных имен, непереведенных еврейских и греческих слов и более редких славянских речений и оборотов, встречающихся в Псалтири, в пророческих книгах Ветхого Завета, в Четвероевангелии и в православном богослужении / Сост. И.К. Кондратьев. - Попул. изд. - Москва : Изд. книгопрод. И.А. Морозова, 1894. - 63 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle