Е
Е
Ε – το, оное.
Евнух
Евнух – скопец.
Евангелие
Евангелие, греч. – благовестие, благая весть, добрая весть.
Евхаристии
Евхаристии (таинство) – приношение бескровной жертвы Богу со благодарением и причащением тела и крови Христовой. Таинство Евхаристии установлено Самим Иисусом Христом. На пасхальной вечери, называемой тайною, Спаситель взял квасный3 хлеб и потом, воздав благодарение Богу, раздробил его на части и, подавая его своим ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое (Мф.26:26). Потом взял чашу с вином, растворенным водою и, возблагодаривши Бога, подал ученикам, говоря: пийте от нея вси; сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. И к этому Спаситель присовокупил: сие творите в Мое воспоминание. По завещанию Господа нашего, свв. апостолы, вскоре после Его вознесения, начали совершать вместе с прочими верующими таинство Евхаристии или Литургию. И они, после чтения Писания и поучений, по домам тоже преломляли и раздавали верующим хлеб (Деян.2:4–47, 4:32–37).
Египет
Египет (евр. Мацраим) – страна в северо-восточной части Африки, имевшая важное значение в истории еврейского народа (Исх. 1–5; Ис. 7) и населенная идолопоклонниками. В прор. книгах Египет выставляется иногда, как представитель язычества вообще (Ис. 19 гл.)
Егоже
Егоже – которого; еже – которое, что; о еже – о том, что бы; ему же – которому; ея же, ей же – которой; ею же – которою.
Ей, ей
Ей, ей – да, да.
Ею
Ею – их двоих или двух.
Егда
Егда – когда.
Едина от суббот
Едина от суббот – первый день после субботы.
Единаче ли?
Единаче ли? Неужели? Или еще?
Единород
Единород – безродный, одинокий.
Единорож
Единорож – единорогов (прилагат. от единорог). Так образно в Пс.21:22 названы враги страждущего Иисуса Христа.
Ездра
Ездра (книга и имя евр.) – помощь. Ездра был священник первейшего чина и славный законоучитель. Он был сын Сарея, великого первосвященника, убитого Навуходоносором, но не родной, а усыновленный. У евреев Ездра называется другим Моисеем.
Езекия
Езекия (евр. – крепость Господня) – сын Ахаза, 13-й царь иудейский (от 729 до 699 до Р. Хр.) Под руководством пр. Исаии он много сделал для укрепления в народе попранной Ахазом веры в истинного Бога: восстановил празднование Пасхи, учредил общество книжников для возобновления и собирания списков писания. За это благочестие избавлен был Богом от нашествия Сеннахирима, царя ассирийского, и чрез пр. Исаию исцелен был от болезни. Кроме Исаии, при нем пророчествовали Осия в царстве израилевом и Михей в царстве иудином.
Елам
Елам (евр. притвор, преддверие) – имя восточных народов Персии, происшедших от Елама, первенца Симова (Быт.10:22, Дан.8:2), заменяемое иногда другим: еланиты. В Иез.40:6, 44:3 это еврейское слово, должно быть понятым буквально о притворе храма, и в греческой и в славянской Библии оставлено без перевода. Впрочем, в некоторых изданиях славянской Библии переводное значение его указано в скобках.
Елень
Елень – олень, лань.
Елицы
Елицы – которые, сколько их.
Екклесиаст
Екклесиаст – собиратель, проповедник. Учительная книга Ветхого Завета, писанная Соломоном. Разделяется на 3 части.
Еммануил
Еммануил (евр. с нами Бог) – имя Иисуса Христа, открытое пр. Исаии и означающее, что имеющий родиться от Девы будет по природе своей одинаков с нами, т. е. человек и Бог вместе – Богочеловек.
Епендит
Епендит – верхняя одежда.
Ередий
Ередий – цапля.
Есмирнисмено вино
Есмирнисмено вино (Мк.15:23) – вино смешанное со смирной.
Еста
Еста – вы двое есте.
Есфирь
Есфирь (имя и книга). Есфирь была дочь Аминадава, из колена Вениаминова. Мардохею была – или приемная дочь, или племянница. Красоты была необыкновенной. Книга Есфирь, вероятно, написана Мардохеем (Есф.9:20, 13). Книга имеет две части.
Ефимоны
Ефимоны, или мефимоны (греч. припев). Так называемое повечерие, когда читается великий канон Андрея Критского.
Ефрем
Ефрем (евр. возвеличение). Так назывался второй сын Иосифа, сына Иакова, а по нему и колено – происшедшее от него, удел которого был на границе царства Израильского с Иудейским. Такое положение этого колена, а равно и то, что из этого колена вышло много великих народных деятелей (Иисус Навин, Самуил, Иеровоам 1-й царь израильский) утвердили за коленом Ефремовым во исполнение предсказания патриарха Иакова (Быт.48:15–26) первенствующее значение среди других колен в царстве Израильском; так что его именем называлось иногда и все десятиколенное царство Израильское (См. Ис. 7:2, 8, 9).
Ефиоп
Ефиоп – ефиоплянин, загоревший от солнца (с греч.) черный (с евр.) житель Египта, принадлежащий к потомству Хама (от Хусы, Быт.10:6–7). В Пс.71:9 ефиопляне выставляются, как представители рабов, которые покорятся воспеваемому здесь царю.
* * *
Примечания
Квасным хлебом называется хлеб вскисший. Такой вскисший хлеб по-гречески в Святом Евангелии называется Артос.
