З
Забрало
Забрало – городская стена, забор, оплот (Дан.9:25).
Завулоня страна
Завулоня страна – земля Завулона, Завулон (евр. жилище) 6-й сын Иакова от Лии, и происшедшее от него колено, которое вместе с коленом Невфалимовым получило в наследие северо-восточную часть обетованной земли – выше истока Иордана из Галилейского озера; оттого жители этого колена более других евреев входили в сношения с сирийскими и финикийскими язычниками. Поэтому-то страна эта наряду с страной Невфалима и выставлена пр. Исаиею в Ис.9:1, как представительница Галилеи языков.
Завет
Завет – союз, договор, по которому каждая из двух договаривающихся сторон имеет свои обязанности и свои права по отношению к другой. Этим именем в Писании (напр. Иер.31:31–33; Иез.37:26) обозначается «древний» союз Бога с народом еврейским, заключенный при Аврааме (Быт.12), состоявший в обещании послать Спасителя мира и в приготовлении евреев ко принятию обещанного Спасителя, и «новый», основанный Господом нашим Иисусом Христом.
Задний
Задний – задний не только в отношении места, а и времени – позади, прежде бывший, прошедший. В последнем смысле Иез.2:9.
Зане
Зане – так как; за то, что.
Захария
Захария – (евр. Господь вспомнил) – предпоследний из малых пророков, сын Варахиин; о месте и роде его происхождения достоверного ничего не известно; о нем думают, сказал Спаситель, что его убили иудеи между алтарем и храмом (Мф.23:35). Захарий был современник и сотрудник пр. Аггея. Предметом и задачею своей пророческой деятельности Захария имел подробное раскрытие и разъяснение пророческих мыслей пр. Аггея. Книга его состоит из 14 глав.
Заяти
Заяти – взять в дом, взаймы.
Зверь тростный
Зверь тростный – зверь, живущий в тростнике, каковы бегемоты, львы и др., вообще дикое кровожадное животное, как образ жестоких и злобных людей (Пс.67:31).
Здо
Здо – кровля; на зде, на здех – на кровле.
Зелие
Зелие – горькие травы.
Злак
Злак – зелень, овощи.
Зле
Зле – бедственно, жестоко.
Зоровавель
Зоровавель (халд. с имя Вавилона, т. е. родившийся в Вавилоне) – сын Салафииля по усыновлению в силу закона ужичества (отец его по плоти Федайя, брат бездетного Салафииля, см. 1Пар.3:17–19 и Втор.25:5–9); как происходивший из царского рода, он назначен был от Кира гражданским правителем возвратившихся из плена иудеев и вместе с первосвященником Иисусом ободряемый пророками Аггеем и Захариею, не смотря на происки самарян, восстановил и освятил 2-й храм Иерусалимский.
Зело
Зело – очень.
