Источник

И

И

И – его.

Иасув

Иасув – имя одного из сыновей пр. Исаии. Полное имя это читается Шеар-Яшув, что значит: остаток спасется (Ис.10:21); оно по повелению Божию должно было засвидетельствовать иудеям, что Бог хотя и отвергнет народ свой, но остаток его все таки спасется.

Иаков

Иаков (евр. запинатель) – второй сын Исаака, родоначальник двенадцатиколенного народа еврейского, по его имени называется иногда Иаковом. В Ис.42:1 имя употреблено, как преобразовательное имя Иисуса Христа – Сына Божия; ибо и Иаков, как и народ от него происшедший, назывался сыном Божиим.

Идеже

Идеже – где, когда.

Иезекииль

Иезекииль (евр. Бог превозможет) – третий из больших пророков, сын Вузия, священник. 25 лет отведен был в плен вавилонский вместе с Иоакимом, царем иудейским. В пятый год пленения призван был к пророческому служению, которое и проходил в течение 22 лет (до 27-го года пленения Иоакима). Древнее предание говорит, что он умерщвлен был одним из иудейских князей, которого обличал в идолопоклонстве. Формою пророческих обличений и предсказаний Иезекииля были наглядные символические действия и поразительно величественные видения, которых в книге его описано 22 и которые так трудны для понимания, что евреи запрещали даже читать эту книгу не имеющим 30-ти лет.

Иезраель

Иезраель (евр. рассеет Бог) – плодоносная долина в нижней Галилеи ближе к Иордану. Это же символическое имя пр. Осиею дано было первому своему сыну от жены блудницы в ознаменование того, что Бог рассеет царство израильское именно в этой долине за кровь пролитую Ииуем на этом же месте (4Цар.9–10).

Иеремия

Иеремия (евр. превознесенный Господом) – второй из больших пророков. Пр. Иеремия совершал свое пророческое служение в течение 40 лет пред самым началом вавилонского плена. По разрушении Иерусалима принужденный бежать в Египет, он умер там мученически. Книга «Плач Иеремии» составляет прибавление к книге его пророчеств.

Иеровоам

Иеровоам – 14-й царь израильский, сын Иоаса. Царствовал 41 год (835–794 до Р. Хр.). При нем пророчествовали Амос и, вероятно, Иоиль в Иудее и Осия, а Иона во Израиле.

Иерусалим

Иерусалим – главный город Иудеи и всей вообще Палестины между Иорданом и Средиземным морем на четырех холмах: Сионе – на юге, Акре – на западе, Мориа – на востоке и Везефе – на севере, и разделяющийся долиною Тиропеон на две части: верхний город – на Сионе и нижний – на Акре. У иевусеев город этот назывался Иевус; когда же Давид отнял ero у иевусеев (2Цар.5), то в память видения ангела назвал его Иерусалим – видение мира (а римский император Адриан назвал его Элиею Капитолийскою), и сделал этот город столицею своего царства, обнимавшего собою всю Палестину. Поэтому хотя после разделения царства еврейский Иерусалим был столицею Иудеи собственно, и слово Иерусалим у пророков заменяет собою часто слово: Иудея (Зах.9:9); но он всегда считался вместе с тем главным городом и всего вообще царства еврейского, как царства Божия. В нем были не только дворцы и крепости, а и единственный во всем царстве храм Иеговы – на горе Мориа. Поэтому Иерусалим есть не только «град Давидов», а и «град Божий».

Иессей

Иессей (евр. мое (Божие) присутствие) – сын Овида от Руфи, отец царя Давида (Руф.4:13, 17), имевший наследственный участок земли в Вифлееме иудейском (Ис.11:10).

Иже

Иже – который, кто; им же – которым; их же – которых; ими же – которыми.

Изваянный

Изваянный – сделанный, вырезанный из камня, или металла. В Мих.5:13 в ср. роде множ. числа для обозначения ложных языческих богов.

Израиль

Израиль (евр. богоборец) – имя патриарха Иакова, сына Исаакова, данное ему Богом после ночного его богоборства, засвидетельствовавшего о любви к нему Бога и несомненной Божией помощи ему (Бытие 32, 35 гл.). В силу такого происхождения и значения этого имени и весь народ еврейский, как происшедший от Иакова по плоти, стал называться иногда этим именем в ознаменование особой любви к нему Божией и важных его преимуществ; поэтому это имя в Писаниях пророческих, напр. в Ис.53:1, прилагается к Иисусу Христу, прообразом Которого был народ иудейский и Который был воистину возлюбленным Сыном Божиим (Мф.3:17). После разделения царства еврейского на два царства, одно из них, образовавшееся из 10 северных колен еврейских, стало называться – в отличие от иудейского израильским, или просто Израилем. В таком смысле слово это часто встречается у пророков.

Изрядно

Изрядно – в особенности, преимущественно.

Иисус

Иисус (евр. спаситель). Упоминаемый в 1 и 2 гл. книги прор. Аггея Иисус, был сын Иоседека, и внук последнего первосвященника (из рода Елеозарова) при храме Соломона Сераия, убитого по приказанию Навуходоносора, в Ревлафе после разрушения Иерусалима (4Цар25:18, 21); при Кире Иисус вместе с Заровавелем и другими возвратился в отечество и в звании первосвященника много потрудился при сооружении второго храма и строении общины иудейской. Пророки Аггей и Захария были главными руководителями и утешителями Иисуса и Зоровавеля от лица Божия.

Ииуй

Ииуй – 11-й ц. израильский, истребивший род Ахава в лице предшественника своего Иорама, убитого им в долине Иезраель. Царствовал 28 лет и за идолопоклонство отвержен Богом.

Икос

Икос – дом или вместилище хвалений.

Илектр

Илектр. По отеческому толкованию илектр есть смесь из золота и серебра; по мнению других – смесь меди с золотом или медь подобная золоту, каковою по Откр.1:15, 2:18 считается горная аравийская медь (у Иез.1:5 «илектр посреди огня блистаяся»).

Илия Фесвитянин

Илия Фесвитянин (евр. крепость Господня, отлично от Илий, что значит евр. возвышение). Израильский пророк из г. Фесвы в Галаеде за Иорданом, во дни Ахаава и Иезавели, которых он обличал в идолопоклонстве, за свою строго подвижническую жизнь живым взятый на небо. В пророческой книге Малахии он берется, как образ Предтечи Христова, которого он прообразовал и в своей жизни и в своей обличительной деятельности.

Има

Има – им двоим.

Имам

Имам – я имею; имати – ты имеешь; имать – он имеет; имамы – мы имеем; имате – вы имеете; имут – они имеют.

Иматисма

Иматисма – одежда.

Инде, инуде

Инде, инуде – там, на другом месте.

Иоаким

Иоаким (евр. приобретение Божие) – сын Иосии, фараоном Нехао вместо Иоахаза поставленный царем иудейским с наименованием его Иоаким вместо Елиаким и сделанный данником Египта. В 4 год его царствования было нашествие на Иудею Навуходоносора, царя вавилонского, и первое переселение иудеев в Вавилон, среди которых был и пр. Даниил; через три года после того, второе, когда был отведен царю сам Иоаким, гнавший и не слушавший пр. Иеремию. Кроме Иеремии и Даниила, при нем пророчествовал еще Аввакум и Иезекеиль.

Иоас

Иоас – 13 царь израильский, современник Иоаса и Амасии иудейских. При нем пророчествовал, как думают, Иона, а в Иудее Амос и Иоиль. – Царствовал 16 лет.

Иоафам

Иоафам – 11-й царь израильский. Царствовал 16 лет († 742). При нем пророчествовали Исаия, Иона, Михей и Осия.

Иов

Иов (евр. ненавидящий нечестивых). Книга Иова сперва была написана на арабском языке (19, 23), потом переведена на еврейский. Написана прежде исхода евреев из Египта. Иов жил в стране Авситидийской, по соседству с халдеями.

Иоиль

Иоиль (евр. клятва Божия) – второй из малых пророков, сын Вафуила, по преданию из колена Рувимова. Пророчествовал, как полагают, во дни прор. Амоса и Исаии.

Иона

Иона (евр. голубь) – пятый из малых пророков.

Иордан

Иордан (евр. исток Дана) – главная река Обетованной земли; она берет свое начало из озера Дана у подошвы Ливанских гор, течет с севера на юг чрез озеро Мером и Генисаретское и впадает в Мертвое море, разделяя, таким образом, всю Палестину на две половины: западную – главную, и восточную, на которой были колена Рувимово, Гадово и полуколено Манасиино, составившие после особую четверть Палестины – Перею.

Иоседек

Иоседек (евр. праведен Бог) – сын Сераия, последнего первосвященника храма Соломонова, отведенный в плен в Вавилон и там скончавшийся. В книге пр. Аггея упоминается как отец Иисуса.

Иосия

Иосия – сын Амона, 16-й царь иудейский, благочестиво царствовал 31 год. При нем в храме Иерусалимском найден был список закона Моисеева. Он разрушил Вефильский жертвенник Иеровоама; убитый в сражении с Фараоном Нехао на поле Магеддон (611 г. до Р. Хр.), он горячо оплакан был народом. Пророк Иеремия, призванный в 13 год его царствования к пророческому служению, написал не дошедшую до нас плачевную песнь по поводу его кончины. Кроме Иеремии, при нем пророчествовали Софония и Авдий.

Иота

Иота – буква и.

Ирмос

Ирмос – (связь) начальная образцовая песнь, с которою связываются следующие тропари.

Исаия

Исаия (евр., спасение Господне) – первый из больших пророков. Происходил, как думают, из царского рода. Он начал проповедывать в последний год царствования Озии († за 757 л. до Р. Хр.) продолжал свое служение до смерти Езекии, умершего за 699 л. до Р. Хр. и скончался мученически при Манасии. Пророчествовал 60 лет. Книга его состоит из 66 глав.

Исполнь

Исполнь – полный.

Искони

Искони – от века – в начале.

Исполнити

Истнити – сокрушить, истереть в прах, уничтожить (Дан.2:34).

Иссоп

Иссоп – небольшая, мелкая трава, употреблявшаяся у евреев для кропления жертвенной крови (окропиши мя иссопом, и очищуся).

Источники Израилевы

Источники Израилевы – двенадцать сыновей Иакова, ставшие родоначальниками народа израильского (Пс.67:25).

Истуканный

Истуканный – то же, что изваянный (Ис.42:8).

Ис пола эти деспота

Ис полла эти деспота на многия лета, – Владыка.

Иуда

Иуда (евр. хвала Господня) – имя. 1) четвертого сына патриарха Иакова, от которого по обетованию, данному Иакову, должны происходить цари до пришествия Христова и сам Христос (Быт.49:10); 2) имя происшедшего от Иуды колена Иудина, которое вместе с коленом Вениаминовым и отчасти с Симеоновым, по смерти Соломона, образовало из себя особое царство – называвшееся: иудейским, Иудеею и 3) Иудою (поскольку царями этого царства всегда были именно потомки Иуды) и лежавшее в южной нагорной части Палестины между Самариею на севере, аравийской пустынею – на юге, Мертвым морем и Иорданом – на западе. 4) По особенно важному, указанному выше значению колена Иудина в истории еврейского народа, и весь народ этот назывался также иудейским народом и Иудою, в противоположность язычникам, тем более, что за рассеяние десяти колен израильского царства царство еврейское, после плена вавилонского и состояло по преимуществу из иудеев.

Иудифь

Иудифь (евр. иудеянка, исповедующаяся жена). Так называлась иудеянка, отсекшая голову Олоферну. В книге Иудифь описано это событие.


Источник: Толковый и справочный библейский словарик собственных имен, непереведенных еврейских и греческих слов и более редких славянских речений и оборотов, встречающихся в Псалтири, в пророческих книгах Ветхого Завета, в Четвероевангелии и в православном богослужении / Сост. И.К. Кондратьев. - Попул. изд. - Москва : Изд. книгопрод. И.А. Морозова, 1894. - 63 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle