Источник

Придворные Кремлевские церкви

Церковь Рожественская

Праздник Рождества Богородицы 8 Сентября памятен победою Донского над Мамаем в 1380 году. Благочестивая супруга В. К. Димитрия Иоанновича Евдокия, без сомнения, желала увековечить знаменитый день Куликовской битвы сооружением храма в честь сего праздника на своем дворе. После нашествие Туктамышева и после кончины супруга своего, Евдокия в 1393 году, на месте деревянной церкви Лазарева Воскресения810 построила каменную в честь Рождества Богородицы с приделом праведного Лазаря внутри, близ большаго алтаря,811 украсила ее св. иконами, книгами, пеленами многоценными, серебряными и золотыми сосудами. В присутствии храмоздательницы, Великого Князя Василия и братьев его Юрия, Андрея, Петра и Константина, Митрополит Киприан, Февраля 1, освятил великим священием сию церковь, названную в летописи «зело чудною». В 1395 году внутренние ее стены чудно расписаны были Феофаном Гречином и Симеоном Черным с учениками. Другой летописец прибавляет, говоря об этой самой церкви, что в ней «на десной стране, идеже и доныне есть Воскресение Лазарево».812

Едва прошло полвека сооружению сего храма, как его постигли разные бедствия, одно за другим: в 1445 году с него сломило бурею крест; в 1454 году проразил сию церковь ужасный гром, в 1473 г. она сгорела, а в 1480 г. внезапно ночью обрушились ее своды и побили св. иконы и множество сосудов в казне Великого Князя, которая, как видно, по обычаю того времени, хранилась под сводами этой церкви. После этого летописи нам не говорят, была ли она возобновлена, или оставалась разрушенною до 1514 года, когда, повелением Великого Князя Василия III Алевиз Фрязин построил на Государевом дворе церковь Рождества Богородицы с приделом праведного Лазаря. В современном описании свадьбы Вел. Князя Василия Иоанновича 1526 г. упоминается о церкви Рождества Богородицы, у которой тогда были хоромы Великия Княгини и решетка к оной из дворца от Спаса.813 Как первоначальная церковь в течение столетия могла обветшать и притом она неоднократно испытала повреждения: то вероятно в 1514 году она была перестроена, или вновь сооружена на прежнем, или на другом месте, именуясь то по главному престолу, то по приделу и Рождественскою и Лазаревскою. В царствование Иоанна IV летопись упоминает «о хоромах Царицы позади Рождества Пречистыя и св. Лазаря.814 Если бы над древнею в XVI веке надстроена была новая: то едва ли ее пощадили великие пожары 1547 и 1571 годов, когда на Государевом дворе, по свидетельству летописи, «ничего не осталось и когда толстое железное прутье на связках перегорело и переломалось».815 Вероятно, Цари Феодор Иоаннович и Борис Годунов, восстановившие и украсившие двор Государев, не оставили без возобновление сего храма и, может быть, надстроили над ним верхнюю церковь; ибо в записке 1610 и 13 годов упомянута церковь Рождества Богородицы на сенях, позади хором, куда хаживали Царицы и Цари на богомолье.816 Поэтому можно предполагать, что нижняя древняя церковь переименована была в честь Св. Лазаря, а верхняя на сенях посвящена празднику Рождества Богородицы. К ней в 1619 году присоединен был придел во имя Св. Никиты Столпника, Переяславского чудотворца; но об устроении в ней Лазаревского придела нигде, сколько нам известно, не упоминается.817 В самый год, 1626, пожара, истребившего большую часть Кремлевских зданий, когда, по словам Никоновской летописи, «в Кремле не остася ничто»,818 по указу Государеву, были приставлены «у каменного дела у Рождества Пречистыя Богородицы и у праведнаго Лазаря, что у Государя на сенях, жильцы Василий Симонов, Князь И. Волховской и Лука Чихачев».819 Когда же над Мастерскою палатой надстроен был в 1636 году Теремный дворец, или хоромы Царские: тогда к нему примкнула сия церковь, соединенная с ним переходами. Местность ее так обозначена 1648 году в описании свадьбы Царя Алексия Михайловича: «у дверей, что у дворца к Рождеству в придел к Лазарю – у дверей, что от Рожества из придела Никиты Столпника к Государеву крыльцу, что к верхним хоромам».820 Неизвестно нам, с которого времени и почему эта древняя церковь упразднена и оставалась в забвении до 1837 года, когда открыли ее заваленною мусором и бочками с дегтем. Император Николай повелел восстановить и возобновить в первобытном стиле этот священный памятник Московской древности. По кладке стен и по внутреннему размещению церковь сия заслуживает особенное внимание, как один из немногих памятников Архитектоники XIV века. Стены ее из белых камней без проемных железных связей, а своды частию из кирпича и белых камней; они стрельчатые с распалубками и в самом храме опираются на два толстые круглые столпа, вышиною 3 аршина 8 1/2 вершка до карнизов; другие два четырехгранные столпа, подобно первым, соединенные арками, отделяют алтарь от храмового корабля. В столпе с правой стороны сделана ниша, или углубление для Государева, или Великокняжеского места, на коем теперь изображен скачущий всадник с мечем в руке, Литовский герб погоня, вошедший в состав Российского герба; позади столпа в западной стене видна такая же ниша, как полагают, для Царицына места. В северо-западном углу приделан каменный столп с дверью в маленькую храмину внутри его, где на стене изображен теперь воскрешенный Лазарь; в западной стене заметно заделанное отверстие, обращенное к этому столпу. Так как подобные столпы в северо-западной части церквей служили ходом на колокольницу, какие к ней обыкновенно пристраивались в древности: то, может быть, и этот стоп имел подобное назначение; но теперь трудно определить это с точностью при внешних пристройках церкви, окруженной другими зданиями. Западные двери, с древними архиволтами из Белого камня, закладены; остаются только одни входные южные со стеклами, заменяющие окно. Прежде они извне обогнуты были, подобно западным, архиволтом, который вверху оканчивался мысом, а теперь украшены резным архивольтом в Ломбардском стиле. К западной стене пристроен род паперти из кирпича с дверью в противоположной стене; сия храмина под коробовым сводом длиною 6 аршин, 3 четверти, а шириною 4 арш. 2 вершка.

Сам храм освещается одним окном в северной стене, а алтарь, разделенный простенками на три части, тремя щелевидными окнами; в южной стене его три впадины, служившие вместо шкафов. Престол и жертвенник найдены были складенными из тяжеловесного кирпича; под первым открыты кости человеческие, вероятно, Княгини Марии Лугвеневы Олгердовича Волынского, внуки Гедеминовой и дочери Вел. Князя Димитрия Иоанновича. По свидетельству Никоновой летописи, тело сей Княгини, а 1399 году, положено на; Москве в каменной церкви Рождества Богородицы.821 Вдоль северном стены найдены были еще; кости человеческие – доказательство и бывшего здесь кладбища при церкви. За престолом был каменный столп, вероятно, для запрестольного образа. На стенах сего храма еще оставались следы толстой штукатурки и фресков, из коих один на поддуге арки изображал Ангела трубящего с следующими словами из Апокалипсиса: Ангел Господень трубит на землю. Теперь стены его вновь расписаны. Иконостас устроен в древнем стиле, соответствующем стилю храма, который теперь посвящен Лазареву воскресению. Длиною церковь сия от алтаря до западной стены 3 сажени и 1 вершк., а шириною 4 саж. и 11 вершк.; вышиною от полу до сводов 2 сажени, 2 аршина и 5 вершков.

Как она примыкала к прежнему терему Великих Княгинь и хоромам Цариц: то и была их домового; вместе с тем она служила усыпальницей и казнохранилищем. Из Царственной книги видим, что В. К. Василий Иоаннович, пред кончиною своей, повелел духовнику своему служить божественную литургию в этой церкви и оттуда принести к себе св. дары для своего напутствования. В этом храме на праздник Рожества Богородицы Иван Пересветов подал Царю Иоанну Васильевичу две книжки с Царскими речами.822 В XVII веке, в день Лазарева воскресение сюда бывали Царские выходы.823

О времени сооружения верхней новой церкви над нижнею древнею мы сказали выше. Из грамот 1684 года значится, что от Приказа Большого дворца и Оружейной палаты устроены были переграды по обе стороны Рождественской церкви и каменная лестница против Кормового дворца, называвшаяся Рождественскою.824 Одноглавая церковь сия на западной оконечности дворцовых зданий составляет квадрат, к коему примкнута трапеза. Свод в ней стрельчатый, укрепленный двойными проемными связями из толстых железных полос. Окна готические с висячими арками и разноцветными стеклами, в два света; в нижних оконницах вставлены искусно сделанныя изображения на стекле Господских праздников. Три арки ведут из храма в трапезу. Тусклое освещение, соответствующее характеру храма и таинственности священнодействия, при свете лампад и свеч, разливает какое то спокойствие в стенах храма, украшенных Фресками в старинном стиле. Как входные двери, так извне окна отличаются богатством и затейливостью орнаментов в старинном вкусе. Все вообще здание это так устроено и украшено, что оно физиогномией своей переносит вас в XVII век.

Пространный алтарь, с тремя нишами в восточной его стене, возвышен на три ступени. Простой в четыре пояса алтарный иконостас составлен из разных икон старинных, подновленных и новых, кои отделены одне из других столбиками. Из местных образов особенно достопримечательна икона Феодоровской Богоматери, принесенная в Москву из Костромы матерью Царя Михаила Феодоровича. Хотя этот образ искусного письма, в доличном несколько и подновлен; но сохранил свой древний тип. До 1812 года его покрывали богатые украшение, приложенные усердием и благоговением Русских Царей и Цариц. Под самою иконой на дске читается след. надпись: «лѣта ҂аѱаї, мѣсѧца Марта при Благочестивѣйшемъ Великомъ Госдарѣ, Царѣ и Великом Кнѧзѣ Петрѣ Алексїевичѣ всеѧ Великїѧ и Малыѧ и Бѣлыѧ Россїи Самодержцѣ, обновисѧ сїѧ св. икона Пресвѧтыѧ Богородицы, именемаѧ Феодоровскаѧ, повелѣнїемъ Великїѧ Государыни благородныѧ Царевны и Великїѧ Княжны Марїи Алексїевны писанїемъ и украшенїемъ златомъ и серебромъ и каменїи драгоцѣнными и жемчугомъ». Сему обетному образу ежегодно с 1613 г. праздновали 14 Марта в память избрания на царство Михаила Романова;825 доныне отправляется здесь акафист Богоматери по особенному повелению Императрицы Елисаветы Петровны. На левой стороне от Царских врат в деревянном створчатом киоте, (на коем еще уцелели останки старой иконописи и часть бессменного оклада) стоял до 1812 года образ Владимирской Богоматери, которую носили в крестных ходах при Царях Алексия и Феодоре; ныне он замещен другою подобною иконой. До 1812 года стоявший здесь старинный список Иерусалимской Богоматери заменил в Успенском соборе древний подлинник, тогда утраченный. Старинная, отчасти записанная икона Св. Никиты Переяславского с деяньем есть храмовая бывшего здесь придела в честь сего Св. Столпника, вероятно, в южном предалтарии. В 1660 году придел этот еще там находился; ибо в Выходных книгах того года записано, что 1 Сентября Царь Алексий слушал всеношну в приделе у Св. Никиты Переяславского, что у Рожества Богородицы в верху, на сенях.826

Пред местными иконами поставлены медные подсвечники старинного стиля. Царские двери, современные построению самой церкви, гораздо древнее иконостаса; они с двумя столпцами по обеим сторонам; над ними подзор, на коем изображена Св. Троица и Тайная вечеря под двумя видами, так как на Царских вратах у Спаса на Бору.

Трапеза, довольно обширная, но ниже церкви, украшена также фресками; освещается слабо из окон с разноцветными стеклами. По углам две изращатые печи в виде столпа, на старинный манер. У северной стены против окошка в церковь прежде была лежанка, у коей стаивали креслы для Царицы. Хотя изустное предание и гласит, будто здесь Царицы разрешались от бремени; но, вероятнее, они в этом предхрамии, в течение сорока дней после родов, до восприятия очистительной молитвы слушали у окна божественную службу. В храмовый праздник Государи и Государыни приходили сюда не только к обедни, но и к вечерни. Царские праздничные выходы сюда бывали на Святой неделе, в дни празднование Богоматери Феодоровской, Одигитрии и Владимирской, Прав. Лазаря и Св. Никиты Столпника. Священник сей церкви Никита, муж житие святого, был Царским духовником.827

Верхоспасский Собор

Церковь сия, именованная по своему месту, верховою, на верху, на сенях, за золотою решеткою, а по образу Спасителя, Верхоспасским собором, даже Спасом новым, построена сперва Царем Михаилом Феодоровичем в 1635 и 36 годах; зодчим ее был подмастерье каменных дел Баженко Огурцов.828 В последствии она была поновляема. При вступлении своем на престол Царь Феодор Алексеевич повелел своим иконописцам сделать в нее четыре иконостаса;829 в 1696 году она была освящена Иоакимом Патриархом. По истечении полвека, ее возобновила Императрица Анна Иоанновна в 1733 году. Но в Троицкий пожар сгорела на этой церкви кровля и богатая ризница, хранившаяся над Грановитою палатой. Императрицы Анна, Елисавета и Екатерина II, нередко слушавшие здесь божественную литургию, возобновили и украсили этот дворцовый храм. Одна из ревностнейших любительниц благолепия церковного Матрена Павловна Солтыкова обогатила сей дом Божий своими вкладами: сделала в ней весь серебряный чеканный иконостас, Царские двери и престол, кои сохранены от хищения врагов в 1812 году. Утраты, потерпенные в сию бедственную годину, вознаграждены были Царскими щедротами. Но особенное внимание обратил на этот молитвенный храм своих венценосных предков Император Николай I. По собственному его усмотрению и распоряжению, церковь сия 1836 года отделана в лучшем виде; на стенах ее и трапезы написаны в старинном стиле лики разных Святых. В стене, отделявшей ее от придела, устроена арка; обе трапезы соединены в одну, так как было прежде.

В богатом иконостасе алтарном из местных образов обращают на себя особенное внимание:

1) Храмовая икона: Изображение Всемилостивого Спаса, древнего Византийского стиля, покрытая слюдою и непоновленная; вышиною он 15 ½ вершков, а шириною 11 ½ верш. На нем венец и гривна, или ожерелье украшены бриллиантами по особенному благоговению к сей св. иконе М. П. Солтыковой; но в ризнице хранится древний на него оклад и венец из чистого золота с финифтью. По изустному преданию, сей чудотворный образ привезен в Россию из Рима Греческою Царевной Софиею Фоминишною и был ее комнатным; потом при Царе Михаиле Феодоровиче поставлен в сию церковь.

2) Образ Св. Логгина Сотника, отличный своим Фряжским пошибом и мастерством кисти, которому отдал справедливость и знаменитый Брюлов. Лик сего свидетеля крестных страданий Спасителя и сострадальца, изображенный и на знамени Царя Алексия Михайловича, потому помещен в этой Царской церкви, что Св. Логгин признан помощником Государям Российским. Не одно предание, но даже история этому свидетельством; она повествует, что когда предсказано было в 1415 году одним святым старцем Великой Княгини Софии Витовтовны рождение сына Василия, тогда же возвещено, что «мученик Логгин от Бога дан в помощники всему роду Московских Государей».830

Не менее примечательна искусством письма икона Св. Феодора Стратилата, ангела Царя Феодора Алексеевича. Старинного стиля икона Новоникитской Богоматери в богатом серебряном, вызолоченном складе с звездами из восточных хрусталей. Прочие образа в иконостасе произведение Царских иконописцев.

На северной стороне придел в честь Св. Иоанна Предтечи с старинным иконостасом начала XVIII века; в числе местных образов находится Св. Феодор Стратилат. Прежде здесь был придел во имя Св. Иоанна Белградского, тезоименитого Царевичу Ивану Михайловичу; ибо в Ружной книге 1641 года, № 361, упоминается о приделе Св. Иоанна Белградского у Нерукотворенного Спаса, а в расходной книге Оружейной палаты записано, что «7145 и 44 годов строили у Государя в верху на сенях новую церковь каменную Всемилостивого Спаса Нерукотвореннаго образа, да придел Св. Иоанна Белоградскаго».831 В эту церковь Царь Феодор Алексеевич пожаловал серебряные золоченые сосуды с чернью, как значится из надписи на оных. Но при Царе Иоанне Алексеевиче сей придел посвящен был его ангелу Св. Иоанну Предтечи.

В храмовый праздник, 16 Августа, как свидетельствуют Выходные книги, Цари Михаил, Алексий и Феодор слушали у Спаса за Золотою решеткою божественную литургию, говели и приобщались св. Тайн в посты. Сей храм достопамятен крещением в нем Царевичей Феодора Алексеевича и Иоанна Алексеевича. Здесь отправлялось молебствие при вступлении их в совершеннолетие. Царь Алексий Михайлович сам приводил в этот собор сыновей своих Алексия и Феодора дать в послужение Господу Богу, и взяв оттуда Спасов образ, следовал с Царевичем в соборную Апостольскую церковь в предшествии Архимандрита Троицкого-Сергиева монастыря и певчих дьяков. Патриарх при этом случае, по совершении молебствия с водосвятием, благословлял юного Царевича. Этот торжественный обряд объявление служил обнародованием Царя о вступлении сына своего в совершеннолетие.832 Когда мятежные Стрельцы в 1682 году требовали смерти Боярина Ивана Нарышкина, брата Царицы Наталии Кириловны: тогда он приведен был в этот храм, где напутствовал себя к мученической кончине исповедию, причащением св. Таин и соборованием в присутствии сестры Царицы Наталии и Царевны Софии. Готовый на смерть, он вышел оттуда с иконою Богоматери к убийцам, ожидавшим его у Золотой решетки.833

Словущаго Воскресения, или обновления храма Воскресения Христова

Когда именно основан этот храм, положительно сказать нельзя по недостатку данных; но, судя по стилю строения и по образам иконостаса, не ранее конца XVII века. В Памятнике веры834 время сооружения его назначено 1686 года без указания источника. Не есть ли сия церковь памятник Польского похода Царя Алексия Михайловича; ибо Государь сей в 1655 г. Сентября 24 велел под Смоленском поставить против Молоховских ворот тафтяную церковь Воскресения Словущаго?835 Может быть, начатое родителем строение храма совершил сын его Феодор, которого и ангел стоит между местными образами.

В настоящем виде храм сей об одиннадцати главах позолоченных, с четвероконечными крестами и полумесяцем при подножии; как шеи у глав, так и карниз около церкви украшен разноцветными кафелями. Форма ее квадратная; свод стрельчатый; окна в два света на северной стороне. На входных западных дверях изображены восемь Сивилл со свитками в руках и без свитков: Симийская, Пхрукия, Ерифра, Амолфа, Ерухтея, Делихина, Тубуртина, Кумерия.836 Над сими дверями на западной стене хоры на кронштейнах, украшенные резьбою, позолотою и живописью. Старинный прекрасный иконостас отличается вычурною резьбой; он представляет блестящее смешение позолоты, серебренья и красок под фарфор и перламутр. В нем образа Фряжского стиля, писанные Царскими иконописцами, кроме древнего списка иконы Владимирской Богоматери. Над ним резное Распятие И. Христа с предстоящими ему Богоматерью и Св. Иоанном Богословом. Пред ним висит старинное, прекрасной работы, паникадило о десяти перьях и шандалах, между коими помещены литые Ангелы с лилиями в руках; на нижнем его яблоке циферблат. Стены церкви расписаны фресками, соответствующими значению храма, с приличными текстами из Св. Писания. Вся отделка и украшения этой Царской церкви произведены под распоряжением Гофмаршала Барона Боде.

За престолом водружено Распятие И. X. вырезанное на дереве рельефом, в рост человеческий, с надписаниями вверху Еврейским, Греческим и Римским. Под сим престолом в 1682 году скрылся было от ярости Стрельцов брат Царицы Наталии Кириловны Афанасий Нарышкин. Но вероломный раб Хомяко, им облагодетельствованный, указал мятежникам его убежище. Извлекши Нарышкина из святилища, они рассекли его на части пред дверьми церкви и бросили оттуда на соборную площадь.837

Распятская Церковь

Она над проходным коридором к Печерской Богоматери, или Ризположенской церкви; шириною 5 аршин, 9 вершков, а длиною 8 аршин, 12 вершков. Освещение в ней из одного окна в западной стене. Пол ее штучный, из Белого и чернаго мрамора. В четырехпоясном ее иконостасе образа, по преданию, вышиты Царевнами; но лица их писаны на холсте, а доличное, или драпировка составлена из разноцветной шелковой ткани, наклеенной на доски. В нижних клеймах иконостаса изображены: Иисус сын Сирахов и Афродитиан, Омир и Менандр, с хартиями, на коих начертаны их изречение. На южной стене церкви в киоте виден лик Эммануила, стоящего на солнце, а на северной стороне в киоте изображение Богоматери с луною под ногами, как преобразуется она в 12 главе Апокалипсиса. В алтаре замечателен образ над жертвенником, писанный на холсте, вышиною 1 аршин, 11 вершков, а шириною 1 арш. 3 ½ в. На этом образу написаны искусною и отчетливою кистью, современною XVII веку, предстоящие в молении Животворящему кресту Цари Константин и Елена, Алексий Михайлович и Мария Ильинична с Никоном Патриархом, у которого в руке на свитке начертано: «Яко одушевлению ти припадаем и взываем ти, кресте мой пресвятый, ты ми просвети душу и ум и слух и устне и язык и дыхание!» Изображение сие, современное Никонову Патриаршеству, сходно с иконою, стоящею на Голгофе в Новом Иерусалиме, а крест с мощами разных Святых подобен находящемуся на острове Кии в Крестном монастыре, который основан Никоном.838 В сооружении сего храма виден вкус и дух сего Патриарха, строителя Новаго Иерусалима.

В северной стороне от алтаря отделяется киотами с образами место, называемое моленною Царя Алексия Михайловича. На восток у стены стоит крест из трех дерев кедра, певга и кипариса, из коих, по преданию, составлен был подлинный крест.839 Он в настоящую меру с крестом, каковой, по описании, обретен был Царицею Еленою в Иерусалиме. На нем горельефное изображение И. Христа, вырезанное из дерева, длиною 2 аршина, 6 ½ вершков, с надписанием вверху на трех языках. Позади его в киоте образ Богоматери и Св. Иоанна Богослова. По обеим сторонам сей молитвенной храмины, в киотах за слюдою образа Страшного суда и Страстей Господних. При входе с запада была занавеска, за которую благочестивый Царь уединялся для моления пред ликом Распятого Спасителя.

Дверь в северной стене из этой церкви ведет на хоры храма Словущего Воскресения; в нее искусно вставлены древние Царские врата с вычурною резьбою, взятые из Ризположенской церкви, где они помещены были в западном окне, вместо ставней. Из описи Патриаршей домовой казны 1648 года видно, что сии врата поступили в Ризположенскую церковь из Патриаршего села Троицкого-Голенищева.840

Церковь Св. Екатерины Мученицы

Сию церковь у Царицы на сенях строил в 1627 году Палатный мастер Джан Талер; она освящена была в следующем году, Ноября 1, в присутствии Царя и Царицы. В 1687 году Цари Иоанн и Петр с Царевною Софиею повелели сделать в нее новый иконостас.841 По описи 1737 года, в этой верховой церкви «Царские двери были гладкие позолоченные, в средине городы, на дверях шесть клейм с образами. В трапезе иконостас деревянный о двух столбах витых на тумбах, над столбами по гзымзу с дорожниками флемованными, на гзымзах по штучке резной, в средине вверху его выгнуто дугою с дорожниками флемованными».

В пожар 1737 года, Мая 30, сгорел этот иконостас, оцененный тогда во 150 р. Вскоре после того, церковь сия была возобновлена, а при Императрицах Елисавете Петровне и Екатерине II обогащена св. утварью и облачениями. От хищения врагов в 1812 году случайно сохранился драгоценный венец на храмовый образ Св. Екатерины, украшенный бриллиантами, как полагают, приношение Императрицы Екатерины II. Теперь сия церковь, по воле Государя Императора, возобновляется.

Как домовая церковь, она с XVII века была Царским богомольем и местом крещения детей Царя Алексия Михайловича: Царевен Марии и Феодосии, Царевича Симеона.842 В храмовый праздник здесь служивал Патриарх со властями в присутствии Царя, Царицы и детей Царя Алексия Михайловича Царевен Марии и Феодосии и Царевича Симеона.843 Но изо всех Царей усерднее посещал сию церковь Алексии Михайлович, которому 1660 года Св. Великомученица Екатерина в сонном видении возвестила о рождении дочери Екатерины.

На месте видения в Серпуховском уезде он устроил Екатерининскую пустынь.844 Юный Петр с матерью своей часто ходил к божественной службе в сию церковь; к ней примыкало через сени большое отделение дворца, где они помещались.

Из упраздненных верховых церквей, упоминаемых в летописях и грамотах, были на дворце следующие:

Стретенский собор на сенях

Он соединялся с набережным Верхом переходами и выходил почти против церкви Спаса на Бору; был каменный одноглавый. Царь Иоанн Васильевич соорудил его в 1560 году для своих детей; а в 1801 году он сломан. При этом соборе находился придел во имя Св. Николая, заложен. 6990 (1482) г. (?)845

Спас на сенях у царевен

Сия церковь находилась подле бывшего Троицкого подворья в Кремле и сломана в 1809 году.

Успение Богоматери

Она называется в верху, на сенях у Царевен; занимала место между Верхо-Спасским собором и теремами, над входом в кои изображено Успение Богоматери. Церковь сия сооружена в 1680 и 81 годах; она еще существовала в 1792 году.846

Св. Апостолов Петра и Павла

Храм этот отстроен в 1684 году на деньги из Поместного приказа. Указом Царским тогда же повелено было покрыть сию церковь по железным стропилам дощатою медью и главы сделать железные, обитые дощатою луженою медью.

Св. Мученицы Варвары

Церковь сия именуется на сенях, то у Государя, то у Государыни, а более на верху. По мнению П. М. Строева, она стояла вне нынешнего терема, близ Спаса за Золотою решеткою к Синодальному двору. На рисунках коронование Царя Михаила Феодоровича она изображена высокою, пятиглавою. Сей Государь, без сомнения, соорудил ее в честь ангела своей супруги Евдокии Лукьяновы. На Мичуринском плане Москвы 1739 г. уже не означено сей церкви, которая вероятию сломана в XVIII столетии.

В храмовые и в церковные праздники обыкновенно Цари, иногда и Царицы слушали в сих церквах божественную литургию, молебствовали, говели и приобщались св. Таин. Здесь крещаемы были некоторые Царевичи и Царевны; здесь брали молитву Царицы после родов.

* * *

810

В статье, помещенной в Прибавлениях к Москов. губерн. ведомостям, № 25, 1842 г. об обретении и возобновлении древнейшей церкви Воскресения Лазарева сказано, что первое упоминание в летописях об этой церкви под 1339 годом, по случаю совершившегося в ней знамения; «в и лето 6847, Августа в 13 день бысть знамение в церкви Св. Лазаря от иконы Св. Богородицы, на вечери, из обою очию яко селзы течаху, и подставиша две вощеницы; наутрие же уведавше людие и ходиша со кресты и пеша молебны». Сочинитель утверждается на Русском Временнике и Супральской летописи. Тоже самое чудо описано и в первой Новгородской летописи и Софийском временнике под тем же годом. Но, как очевидно, оно случилось не в Москве, а в Новгороде, где был Лазаревский монастырь, на который и сделана ссылка в указателе к Супральской летописи и на церковь Св. Лазаря в Новгороде, в указателе к Софийскому временнику. Мы заметили выше что прп церкви Лазаря в Москве было кладбище, как обнаружили найденные там многие кости мертвых при копании земли в 1838 году, так равно и при церкви Спаса на Бору. См. описание ее выше. Из найденных в последней представляем здесь снимки с каменной гробницы и глиняной муравленой чашечки, из которой возливались освященный елей п вино на усопших.

811

Карамз. И. Г. Р. V, пр. 254. «Но и та малая церквица не бе оставлена, но внутри близ большаго олтаря причислена бысть служба Св. Лазаря».

812

Летописец от 6714 до 7012 г. М. 1784 в 1.

813

«Роспись, кому где быти по крыльцом и во дворех,» рукоп. в Моск, Архиве Мин. Иностр. дел.

814

Софийский временник, II, 295.

815

Карамаз. И. Г. Р. IX, пр. 137.

816

Акты исторические, т. II, № 355.

817

Расходн, книга Оруж. пал. 7127 г. № 909.

818

Никон, летоп. VIII, 252.

819

Там же.

820

Сказание о жизни Русского народа, И. Сахарова, ч. 3. Спб. 1837, в 8.

821

Карамз. И. Г. Р. IX, пр. 114.

822

Там же т. IX, пр. 849.

823

Выходныя книги в Архиве Оруж. палаты

824

Собрание Госуд. грамот, т. IV, № 167.

825

Древняя Росс. Вивлиофика, V. 139 и Описание Костромскаго Ипатиевскаго монастыря, М. 1832, в 8.

826

№ 634, в 4.

827

Древняя Росс. Вивлиофика, XVIII, 420.

828

Расходная книга Оруж. палаты, 7144 и 45 г. № 967.

829

Дела придворного Архива.

830

Карамз. И. Г. Р. V, пр. 249.

831

В Архиве Оруж. палаты, № 930.

832

Статистическое описание Москвы Г. Гастева, ч. I. М. 1841, вт. 8.

833

Собрание разных записок и сочинений о жизни и деяниях Петра I, собр. Ф. Туманским ч. I. Спб. 1787, в 8.

834

Памятник веры. М. 1833, в 8.

835

Повседневных дворцовых записок, 2 ч. М. 1769, в 4.

836

т. е. Самийская, Фригийская, Ерифрейская, Амалфия, Делфийская, Тибурийская, Куманская. Ерухтея должно быть искаженное слово.

837

см. Собрание записок о жизни Петра I, изд. Ф. Туманским, ч. I.

838

История Росс. Иерархии, ч. IV.

839

см. о кресте Господнем в Собрании сочинений Студентов Киевской дух. Академии, т. I. Киев, 1839, в 8.

840

7156 г. № 43 в Государ. Архиве старых дел.

841

Дела Придворного Архива.

842

см. Выходныя книги его царствования в Архиве Оруж. палаты.

843

Древняя Росс. Вивлиофика, т. X.

844

История Росс. Иерархии, ч. IV.

845

Путеводитель к Москов. древностям, ч. I. М. 1792, в 12.

846

Архива III вотчиннаго 7192 (1684), № 5057.


Источник: Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы / Соч. Императорского общества истории и древности российских действ. члена Ивана Снегирева. – Изд. Августа Семена. – Москва : В тип. Августа Семена, 1842. – 358, 28, IV, II с.

Комментарии для сайта Cackle