Источник

Царские терема

Теремный дворец в Кремле

Из многих теремов, издревле существовавших в Москве, остался только один в ее Кремле терем, или теремный, дворец, как единственный в своем роде памятник древнего Русского гражданского зодчества и вместе свидетель и указатель домашнего быта Русских Царей. Он достопамятен и внешностью и внутренностью своей в архитектоническом отношении, так равно и значением историческим и вместе государственным. Стиль сего здания с его вычурными, символическими орнаментами представляет нам пестрое смешение Ломбардского стиля с Русским и даже Индейским в некоторых частях; ибо терем имеет разительное, хотя, может быть, и случайное сходство с чертогами Мадуде в Индостане.907 Внутреннее расположение и убранство Московских теремов соответствует образу жизни и вкусу прежнего Царского двора, где самая теснота помещения не разделяла, но сближала царственного хозяина с его семьею и двором. Здесь жили дети и внуки Царя Михаила Феодоровича, здесь имел пребывание Царевич Феодор Алексеевич, который в 1674 году шествовал отсюда с родителем своим в Успенский собор, где был объявлен народу, как Наследник престола. В этой верхней комнате своего дяди и отца, вероятно также, и Петр с матерью своей, Царицею Наталией Кирилловною проводил лета своего детства. Из выходных книг видно, что в теремах сбирались заседания Думы, отправлялась полунощница на Пасху и бывали семенные столы. Там в 1667 году, Сентября 2, кушал у Царевича Алексия Алексеевича Царь отец его с матерью, Царицею Марьею Ильиничной и с детьми своими Царевичами Феодором, Симеоном и Иоанном.908 На светлое Воскресенье, пред шествием в собор к заутрени, столники и дворяне Московские входили здесь к Государю видеть его пресветлые очи.

Самое название сего здания теремом возобновляет в памяти прежний быт Русского народа, когда терем имел во внутренней его жизни особое назначение. Хотя Рейф в Этимологическом Словаре производит это слово от Арабского harem, женский покой, вышка; но достовернее, оно перешло в Русский мир не из Аравии, но из Греции, где τέϱαμνον, или τέϱεμνον значил покои, горницу, девичью светлицу и комнату для новобрачных. По возвращении своем из Царяграда, Вел. Кн. Ольга поставила в Киеве на теремном двор своем каменный терем.909 В честь и память сия на Царском дворе в Москве сооружен был в XVII веке Ольгин терем, или Ольгина палата, см. выше. Историческое сказание упоминает о златоверхом набережном тереме Вел. Кн. Евдокии, супруги Донского.910 В XVII веке, кроме описываемого нами терема, находились еще между ими Патриаршим двором Царицыны и Царевнины хоромы, кои слыли также теремами. В набережных палатах тогда же был иконный терем, расписанный в 1672 году.911 Впрочем такое название было не официальным, как и теперь, но народным, следственно проистекло из жизни народной.

Описываемый нами терем в западной части Кремля не означен на планах Олеария и Майерберга; впрочем первый говорит, что «в недавнее время построены прекраснейшие палаты каменныя в Италианском вкусе для юнаго Государя». Другие иностранные путешественники по России в XVII веке, вероятно, потому не упоминают о тереме, что он находился внутри Царского двора и был для них недоступным. Это каменное, пятиэтажное здание занимает высокое и казистое место в Кремле. Ярусы его, по мере своего возвышения, уменьшаются в своих размерах, так что верхние ярусы идут уступами.

Нижний этаж, древнейший других, относится по своему строению к 1487 году; в нем теперь сараи и кладовые, под коими находятся еще белокаменные выходы, или подвалы. В нем прежде помещалась Мастерская Государева палата,912 которая была рассадником ремесл и художеств в Московском мире; другие Мастерские палаты, в том числе Серебряная и Оружейная занимали место нынешних Кавалерских корпусов и часть проезжей улицы Александровской. В XVII веке существовали две Мастерские палаты: одна Государева, другая Царицына. Первою заведывал Стряпчий с ключем, а другою Казначея боярыня; при них были особые дьяки. По записным книгам значится Мастерская Государева палата с 1627 по 1709 год, Мастерские палаты Царицы Марьи Ильиничны с 1657 по 1672 год, Царицы Натальи Кириловны с 1672 по 1695 год, Царицы Прасковьи Феодоровны с 1685 по 1701 год, Царицы Агафии Симеоновны с 1682 г. Царевны Наталии Алексеевны и пр.913 В Государевых и Царицыных палатах хранились Царское платье, шапки и белая казна, т. е. полотна, скатерти, ширинки и убрусы, которые готовились на Хамовном двор в Кадашевой слободе и в Брентов. Мастерской палате подведомы были разные ремесленники и художники, которые были у Государева дела, как-то: мастера станочного, резного, столярного, куячного и сабельного дел, серебряных и золотых дел мастера, часовники, иконописцы и живописцы, посошники, чеботники, заварочники, нашивочники, обшивочники, пестредильники, портные, наплечные мастера и пр.914

Два верхние яруса теремов над Мастерскою палатой, составляющие четвертый и пятый этажи, надстроены в царствование Михаила Феодоровича в 1635 и 36 годах каменного дела мастером Антипою Константиновым.915 Последний из сих ярусов самый высокий, назывался верхнею комнатою. Прежде крыша его была медная, вызолоченная, по которой он слыл златоверхим; а ныне железная, раскрашенная шахматами. На внешней его стене с восточной стороны над входными дверями видна следующая надпись, которая показывает нам время сооружение теремов: Божїею милостїю и повелѣнїемъ Госдарѧ, Царѧ и Великого Кнѧзѧ Михаила Феодоровича и всеа Рсїи Самодержца и многихъ Госдарствъ обладателѧ здѣланы сїи хоромы его Госдаревымъ дѣтемъ, Царевичу Кнѧзю Ивану Михаиловичу в лѣто отъ сотворенїѧ мїра ҂зрмв г.

Сии ярусы окружены со всех сторон открытыми террасами, или переходами; под лещадным каменным полом для прочности положена чугунная черепица в виде лотков с загнутыми под прямым углом краями. Главный вход в четвертый этаж с востока; над входным крыльцом башенка шатровая с Российским гербом на верху ее. Внешние стены теремов пестреют разными орнаментами: то резными столбиками, то наличниками, карнизами и фигурками; над окнами в несомкнутых сандриках и на лицевой стороне парапетов вставлены высеченные из камня гербы Российских городов и областей; они, вероятно, относятся к царствованию Алексия Михайловича, который повелел присланному от Римского Императора Фердинанда Герольдмейстеру Хуреличу сочинить гербы всем упомянутым в своем титуле городам и областям со старинных печатей и денег.916 В числе гербов не редко встречается роза, которая, по свидетельству Герберштейна, выбивалась на старинных Русских деньгах.917 Такие изображения, соответствующие значению здания, составляют замечательные памятники Геральдики XVII века и достойные Царского чертога символы. Замечательно красное окно, осененное двуглавым орлом в клейме; оно называлось челобитенным потому, что, как гласит предание, при Царе Алексии Михайловиче, в назначенное время из него опускался в низ на каменный столп ларец, в который просители клали свои челобитные Государю. Иногда пред этим окном доносчики кричали Царское слово, или так называемое слово и дело, за которое они подвергали себя и обносимых розыску и пытке.918

От внешности перейдем к внутренности сего здания. Как нам неизвестно прежнее его расположение и убранство, то удовольствуемся обозреть его в настоящем виде, который напоминает старинный быт Русских Царей; ибо в нем увидим собранные и реставрированные его памятники и образцы.

Этот ярус вмещает в себя пять покоев, или палат, кои ныне называются переднею, или трапезною, соборною, или гостиною, престольною, или тронною, опочивальнею и моленною. Каждый из них замечателен по своему значению в древнем быте и убранству в старинном вкусе; основа их и размещение остались неизменными. Своды в них коробовые с готическими пазухами над окнами; они опираются на пяты, выдавшиеся из стен и украшенные орлами. От пят идут граненые ребра, или лузги, местами переплетенные между собою. Двери входные из одной палаты в другую с дугообразными перемычками и с резными на камне наличниками.

Первая с восточного входа палата названа трапезною по тому, что, вероятно, она служила столовою; длиною она 10 аршин, а шириной 12 арш. В ней три окна на юг и одно на север. На ее стенах, сводах, пазухах и на откосах окон написаны по палевому полю лики Спасителя, окруженного Евангелистами и Ангелами, также местами травы, разводы и цветы; в двух клеймах на стенах изображены Св. Цари Константин и Елена, Великий Князь Владимир и Вел. Кн. Ольга, разнасадители Христианской веры. Не забыты здесь и обычные принадлежности домашнего быта: две муравленые печи из узорочных кафелей, в старинном вкусе резный деревянный постав для столовой утвари, дубовый широкий стол, лавки и стулья, обитые малиновым бархатом. Здесь полы, как и в прочих комнатах, из дубовой лещади.

Из трапезной переходите прямо в соборную, или думную палату, длиной 19 арш. и 11 вершк., а шириной 8 арш. 13 вершк. Вдоль стен по старому обычаю также расставлены лавки и стулья, обитые желтым царским бархатом. Своды, стены и оконные откосы также расписаны, как и в первой, только по голубому полю; в пяти клеймах на стенах изображены: Св. Борис и Глеб, Св. Николай чудотворец, Александр Невский и Св. Царица Александра.

За соборною следует престольная, где в красном углу, у красного, или челобитенного окна стоит Царский престол, а пред ним большой стол, на коем желательно бы видеть Уложения Царя Алексия Михайловича. Постланный на полу ковер, по преданию, вышит Царевнами. На сводах храмины изображены Господь Вседержитель, окруженный Вселенскими и Московскими Святителями; на откосах окон и по стенам – гербы Великих и удельных Княжеств, Царств и областей Российского Государства: Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Псковский, Казанский, Астраханский, Сибирский, Тверский, Смоленский, Черниговский, Рязанский, Ярославский, Ростовский, Белоезерский, Волынский, Подольский, Могилевский, Нижнегородский, Пермский, Вятский, Югорский, Томский и пр. Две двери в северной стене; одна ведет в маленький коридор, откуда ход в верхний терем, а другая в буфет, где находятся два постава, для коих посуду выбирал сам Император Николай I. Храмина сия в длину 9 арш. и 12 вершк. в ширину 8 арш. 10 ½ вершк.

Царская опочивальня, длиной 9 арш. 11 ½ вер., а шириной 6 арш. 2 вершка; убрана соответственно образу жизни, вкусу и духу XVII века. По светлозеленому полю ее сводов и стен написаны разные цветы; на стенах ее в четырех клеймах фрески изображают четыре рождества, празднуемые Церковию: И. Христа, Богоматери, Предтечи Господня и Св. Николая.919 У западной стены видите деревянную кровать, украшенную резьбою в старинном вкусе; небо ее поддерживается четырьмя точеными столбиками; завесы ее из богатой Китайской шелковой ткани; в головах повешена досия, или полог из серебряного глазета с вышитыми на нем двуглавым орлом и словами: ENTINE КAI KATEBODOT КAIВАЗIЛЕТЕ, ВAZILЕТ. 1687. т. е. «Наляцы, и успевай и царствуй, Царю». Одеяло из такой же материи, как и завес. В углу опочивальни муравленая печка из разноцветных кафелей.

Прямо из опочивальни створчатая дверь ведет в образную или моленную храмину, которая прежде составляла одну из главных принадлежностей и Царского чертога и боярских хором. Это была домашняя, семейная часовня, или крестовая божница, где хозяин с домочадцами начинал и оканчивал день молитвами.920 Храмина сия в теремах шириной 6 ½ аршин, а длиною 4 аршина и 9 ½ вершк., на Запад освещается одним окном. По золотому полю свода и стен изображены лики разных Святых, а в двух деревянных створах с богатою резьбою рококо и с позолотой, размещены образа, кресты и панагии, кои большею частью были комнатные Царя Алексия Михайловича. В некоторых крестах заключены св. мощи. Многие иконы обложены то золотом, то серебром басменным и чеканным, украшены панагиями, гривнами и дробницами, драгоценными каменьями и жемчугами. Между ними встречаются достопримечательные по древности и мастерству письма, особенно резные на кости и дереве, из коих есть Греческой и Русской работы, весьма отчетливой и тонкой. Это собрание памятников древней и старинной иконописи, резьбы и обронной работы составляет здесь священное сокровище, как главнейшее украшение Царских чертогов, где в старину выставлялись не картины и портреты, а Божие милосердие. Пред киотами стоит налой с рукописною Псалтырью времен Царя Алексия Михайловича; он покрыт старинною бархатною пеленой с серебряными кружевами.

Из коридора в северо-западной части этого здания всходим по узкой каменной лестнице в подзорную башенку, или фонарик, откуда откроются взорам разнообразно величественные и прекрасные виды ненаглядной Москвы с ее окрестностями. Внизу этой башенки, по видимому, пристроенной после сооружение терема, ведет дверь в верхний терем, или верхнюю комнату, которая теперь состоит из одной залы, длиной 19 арш. 17 вершк., а шириной 8 арш. 13 вершк. с коробовым сводом; по прежде разгорожена была на две половины. Подобно стенам и откосам окон, он расписан разными цветками. С южной и северной сторон двенадцать окон с разноцветными стеклами, соответствующие числу месяцев года, освещают сию палату, открывая отсюда взорам величественную панораму древней столицы. Две муравленныя печки здесь составляют единственное украшение. Внешность ее представляет более роскоши в орнаментах, чем внутренность. На сандриках над окнами изваяны из крепкого известкового камня разные историческо-символические фигуры: то двуглавый орел, то одноглавый в короне, то лев, то барс, то центавр и ястреб, терзающий голубя.

Судя по затейливости плана и отделке в строении, по расточительности в орнаментах, двухвековое здание сие в XVII веке было одним из огромнейших и великолепнейших в Московском Кремле; оно в себе проявляло назначение, достойное Царского чертога. С перенесением резиденции из Москвы в С. Петербург терема оставались в запустении. Тогда как в пожар Троицкий 1737 года обгорели все почти дворцовые здание, в теремах от огня только перелопались стекла, истлели рамы и повреждена была кровля.921 При перестройке дворца в 1743 году Императрица Елисавета Петровна оставила сие заветное здание неприкосновенным. В последствии в нем помещалась Оружейная палата до 1810 года. Наполеон в 1812 году обратил его в жилые покои для своей свиты, которая оставила и здесь следы искажения. Потом терема с прочими дворцовыми зданиями, по воле Императора Александра I, приведены были в возможное устройство. По в 1836 году, по указу Императора Николая восстановлены и убраны по древним образцам, коих рисунки составил Академика Солнцев, под надзором Гофмаршала Барона Боде.

При обозрении сего здание, величественного своею древностью и значением, нельзя миновать пристроенного к нему с северной стороны чугунного коридора в четвертом этаже, где, как полагают, были некогда сени верхнего жилья Царицыных хором.922 Этот коридор примыкает к придворной церкви Словущего Воскресение. Здесь останавливают внимание дверь на право, лестница в низ и окно у дверей, напоминающие роковой конец Лжедмитрия. Преследуемый ожесточенным народом, Самозванец бросился во дворец своей жены Марины, оттуда в верхний ярус к мыльне, бывшей между Мастерской палатой и нынешнею церковью Спаса, вероятно, надеясь спуститься по нижней лестнице на Сытной двор923; но этот выход нашедши запертым, в отчаянии выскочил на Сытный двор, названный у иностранных писателей о России Житным, откуда повлечен был чернью на площадь Лобного места.

Как оригинальный стиль строения теремов, так особенно исторические воспоминания, коими запечатлено двухвековое их существование, поставляют их в числе замечательнейших памятников Московского Кремля. Кремлевские терема с другими примыкавшими к ним палатами входили в состав теремного двора или дворца в Москве, имевшего особенную ограду и ворота, кои в день и ночь охранялись Сотником с сотнею стрельцов.924

* * *

907

Monuments anciens et modernes de l'Hindoustan, par L. Langlès, à Paris, t. II, in f.

908

Выходы Государей, Царей и Великих Князей с 1632 по 1682 годы. Москва, 1844, в 4.

909

Летопись Несторова по Лаврентьевскому списку. М. 1 24, в 4.

910

Поведание и сказание о побоище В. К, Димитрия Донского, изд. И. Снегирева. М. 1835, в 8.

911

Дела придворного Архива.

912

Выходы Государей Царей с 1632 по 1682 год.

913

Опыт о древностях Русских Успенского. т. II.

914

Дела придворного Архива.

915

Приходно-расходная книга Оруж. палаты 1635 и 36 г. № 961.

916

Опыт повествования о древностях Русских Г. Успенского. 2 ч. Харьков. 1818 в 8, и Родословие пресветлейших и велможнейших великих Московских Князей и всея России непобедимейших Монархов, собр. Лаврентием Хуреличем, священно Цесарь что и Королевскаго Величества Леопольда I советником и священнаго Римскаго государства тероалдом, 1673 г. рукоп. в 4, в Моск. Архиве Минист. иностр, дел.

917

Rerum Moscoviticarum scriptores. Basilea. 1556, in f.

918

Арцебышева повествование о России, т. II.

919

В описании свадьбы Царя Михаила Феодоровича с Княжною Мариею Володимировною Долгорукою, 1625 года видно, что в сенник пред постелию Государскою несли два образа Рождество Христово, Рождество Пресв. Богородицы, а крест воздвизальный.

920

Так называлась передняя горница, в коей в старину обыкновенно отправлялись молитвы утренние и вечерние и за тем вся восточная сторона убрана была иконами и крестами, и от сего принадлежащие к господским домам попы назывались крестовыми, см. Сатиры Кн. Ант. Кантемира. Спб. 1762, в 4.

921

Дело о Троицком Пожаре в Разрядном Архиве.

922

Достопамятности Московского Кремля, состав. А. Вельтманом. М. 1842, в. 8.

923

Карамз. И. Г. Р. XI, 294, пр. 5143.

924

Акты исторические Археогр. Коммиссии, т. II, № 555.


Источник: Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы / Соч. Императорского общества истории и древности российских действ. члена Ивана Снегирева. – Изд. Августа Семена. – Москва : В тип. Августа Семена, 1842. – 358, 28, IV, II с.

Комментарии для сайта Cackle