Источник

Кремлевские Никольские ворота

Крестное хождение вокруг Кремля, в память освобождения Москвы от неприятелей в 1812 году, 11 Октября, составляет для древней столицы торжественное и трогательное напоминание того незабвенного дня, когда, назад тому тридцать три года, в самую полночь оглушающие удары взрывов нашего Вышгорода, потрясая землю, воздух и воду, гулом своим отзывались во всех его концах и окрестностях. В сии ужасные мгновения устрашенным жителям Москвы представлялось, что наступил конец света; но, по судьбам Промысла, это был конец бедствий России и начало спасения Европы. Такой разгром возвестил о выходе из Москвы отчаянных неприятелей, которых ожидала небесная кара на гибельном пути их бегства.

Давно уже изглажены следы Наполеоновских разрушении в Москве; красноречивым свидетелем их остался дивный памятник святыни неприкосновенной и несокрушенной – образ Святителя Николая Чудотворца на Никольской башне, как знамение, что, при всех потрясениях России, заветная святыня, ее верная опора и внутренняя сила, пребывает непоколебимой н ненарушимою в долготу дней.

При этом воспоминании обратим внимание на художественное и историческое значение сего памятника Москвы, запечатленного именем святого покровителя России, тезоименитого ее Самодержцу.

Летопись, умалчивая о Никольских воротах в дубовом детинце Калиты, упоминает об них тогда, когда уже существовал каменный Кремник Донского; потому что чрез сии ворота (вторыя из главных городских после Флоровских) в 1380 году выступили его дружины на Куликовскую битву в сопровождении Духовенства с св. иконами и крестами. При окладывании каменного града на Москве Донским 1367 г., быть может, сам Святитель Алексий по чиноположению, освящая основу и сих ворот, молил «об ограждении входов и исходов их Ангельскою силою,»1078 благословлял строителей.

Как православное отечество наше издревле благоговело к памяти Святителя Николая, особливо в Киеве, Новгороде, Рязани, Можайске, а в Переславле Залеском были и ворота Никольские в городе: то и этот вход в Кремник с востока посвящен был имени Св. Николая, которого Церковь величает: «предстателем, заступником и утешителем всех скорбящих». На Кремлевских воротах образ сей Св. Николая Можайского, который пишется в одной руке с церковию, в другой с мечем, есть явленный в 1403 году при Великом Князе Василии Дмитриевиче.1079 Сколько по иконе, изображенной на стене воротной башни, столько и по древнему монастырю Св. Николы старого, или Большая Голова, на крестце, где ныне Греческий Николаевский монастырь, самыя ворота называются Никольскими, и улица Китая города – Никольскою; она оканчивается также соименными первым воротами. Как в числе чудес Святителя Николая встречается наказание клятвопреступников и защита бравших его в поруки: то пред иконою его на крестце целовали крест в спорных делах и давали вратного чудотворца в поруки. Соседственный с ними прежде торг и площадь не редко открывали к тому случаи.

Как крепостные ворота города, снабженные стрельницею, Никольские на ночь запирались, а утром отворялись. Была година, когда Шемяка с Можайским Князем вероломно овладели Москвою, из которой изгнан был Великий Князь Василии Темный, им ослепленный; но в то самое время, как для супруги Князя Василия Владимировича, Иулиании, в заутрени, отворены были Никольские ворота, дружина Великого Князя под предводительством Плещеева, неожиданно ворвалась в город и овладела оным.1080

Когда Иоанн III, вместо обветшалого Кремника, сооружал новый каменный город на Москве: тогда зодчий Флоровских (Спасских) ворот, Петр Антоний Фрязин, в 1491 году, у Никольских ворот заложил стрельницу «не по старой основе». В начале XVII века, по свидетельству описи Кремля, всход в Никольских воротах был с Лыкова двора, два слуха к застенкам.1081

В последствии ворота сии именовались Иерусалимскими по смежной с ними в Кремле церкви Вход в Иерусалим за Симоновским подворьем, близ Владимирского подворья Рожествена монастыря. Извне их, по обе стороны, был застенок, известный под именем Никольского, и два выхода на застенье с правой и левой руки, недавно закладенные. В самом проезде ворот было два воротных щита, а между ими опускные железные решетки или герсы.1082 Башню покрывал низменный шатровый верх, замененный, в начале XIX века, высоким пирамидальным в готическом стиле, для соответствия Спасской башне. К коронации Императора Александра I Гонзаго украсил этот верх глобусом с двуглавым орлом. Ворота сии соединялись с Красною площадью каменным мостом на сводах, под коими жили в избушках аптекарские рабочие. Близь них также в XVІІ веке стояли караульня для воротников,1083 которые обязаны были запирать городские ворота и хранить от них ключи. В Троицкой пожар 1737 года башня сия обгорела; но вскоре возобновлена Архитектором Мичуриным.

Сие твердыня Московская, ознаменованная священными шествиями, так равно и походами Российского воинства, которое издревле почитает Святителя Николая своим покровителем.

До XVІІІ века Всероссийский Митрополит и Патриарх, в день своего посвящения, объезжая на осле город Кремль, пред Никольскими воротами говорил молитву и кропил их св. водою. Изстари, крестный ход, обтекавший градские стены, в сих воротах сходил застенком для соединение с другими отделениями; но в 1765 году отменены указом из Синодальной Канторы потому, что стены во многих местах разобраны, а в иных развалились.1084 В память освобождения Москвы от Поляков, через Никольские ворота, 22 Октября, бывает из Кремля крестный ход в Казанский собор. Но где вера совершала свои священные обряды, там некогда буйствовало изуверство. В 1720 году во время крестного хода чрез Никольские ворота, один богохульник и иконоборец поразил палкою образ Спасителя и обругал крест Господень.1085 Как сии ворота были смежны с сборным местом Стрельцов вдоль северной стены Кремля, где ныне Арсенал: то выступая через них в поход, они всегда молились чудотворному образу Святителя Николая. При отправлении Российского воинства в Крымский поход 1697 года, по освящении Патриархом полковых знамен, Святитель с Духовенством, Цари Иоанн и Петр с Царевною Софиею провожали воинство по конец Никольского моста, и там жаловали к руке бояр, воевод и полководцев.

В течение четырех столетий сколько превратностей испытали сии городские ворота Через них проходили полчища Тохтамыша, Сигизмунда III и Наполеона; в 1408 году они были свидетелями осады Москвы Едигеем в 1551 г. нашествие Крымских Татар, а в 1611 и 1612 годах, битвы Русских с Поляками за Москву, Октября 22 взят был первыми Китай город, а из Кремля вышли через Никольские ворота выпущенные Поляками жены граждан Московских, 25 Октября сдан был Пожарскому и Сухорукому Кремль; где осажденные от голода пожирали падаль и человеческое мясо. Флоровскими и Никольскими воротами внидоша – свидетельствует очевидец Палицын – «все воинство и вси православии народы во град Кремль во мнозе радости».

При всех превратностях и бедствиях Москвы, к коим присоединить должно землетрясение и пожары, икона Св. Николая на Никольской башне оставалась невредимою. Протекло два века, как через сии ворота не вступали в Кремль иноплеменные враги; но в 10 дневное пребывание Французов в Москве, Никольские ворота служили входными; потому что Спасские были завалены бревнами и камнями.

Вместе с Кремлем и Никольские ворота преданы были Наполеоном на разрушение. Под ними проведен был подкоп с порохом; рассчитано время и сила его действие. Когда догорел до своей цели скоропалительный фитиль, тогда сверкнул огонь, вековая твердыня дрогнула и треснула; вдруг повалил клубами густой дым и пыль столбом, за ним с треском и громом полетели на воздух, как перья, камни, железо и бревна башни, Арсенала и стены Кремлевской, и падая по Красной площади и Никольской улице, завалили их, инде глубоко вонзились в землю.1086 От сильного потрясения не только в Китае, но и в Белом городе дрожали стены зданий, лопались стекла, выпадали оконницы и двери в домах, мебель и людей кидало с одного места на другое, как бы в землетрясение; но образ Святителя Николая в киоте за стеклом остался невредимым на стене Никольской башни; даже не оборвалась веревка, на которой привешен был фонарь со свечою, хотя удар и разрыв прошли мимо образа в самом близком расстоянии; в одном только месте рухлое стекло, вопреки своему свойству, погнулось, но не разбилось. Башня лишилась своего верха; в то время, как северная ее сторона была оторвана взрывом, верх угловой башни слетел во прах; часть городской стены и Арсенала обращена в груды камней. Это случилось в полночь, когда с безоблачного неба пролился на Кремль обильный дождь, а на рассвете уже толпа Московских жителей с умилением стояла пред полуразрушенною башнею и молилась со слезами лику Святителя Николая, чудесно уцелевшему среди ужасного разрушения трехвековой твердыни.

О таком чудесном событии свидетельствуют пред потомством Архипастырь Московский и Император Российский. При освящении Успенского собора 1813 года, Августа 30, Августин, изчисляя чудеса Божиего милосердия в Москве, так возвестил в слове своем:

«Никольская башня с верху до половины разрушена; стена с северной стороны оторвана; но образ над вратами Святителя и чудотворца Николая, и стекло, покрывавшее лик угодника сего, ни мало не потерпели повреждения. Самый Фонарь, пред образом на слабой верви повешенный, взрывом подкопа, разрушившим половину Арсенала и башни Никольской, не был оторван».1087

Александр Благословенный сам начертал следующую надпись, изображенную на мраморной дске под образом:

Въ 1812 год, во времѧ непрїѧтельскаго нашествїѧ твердынѧ сиѧ почти всѧ была разрушена подрывомъ непрїѧтелѧ; но чудесною силою Божїею св. образъ великаго угодника Божїѧ Свѧтителѧ Николаѧ, здѣ начертанный на самомъ камени, а не токмо самый образъ, но и самое стекло, прикрывавшее оный, со свѣщею остались невредимыми. Кто Богъ Великїй ѧко Богъ нашъ. Ты еси Богъ творѧй чудесав дивенъ Богъ во Свѧтыхъ своихъ.

Вскоре после выхода неприятелей, сии достопамятные ворота были возобновлены Архитектором Росси по образцу башни при Мариинской церкви в Старгарде,1088 и недавно мы с благоговением смотрели на торжественное и священное шествие чрез них крестного хода, в сопровождении Императора Николая I, с Наследником Престола, для освящения закладки обетного храма Спасителю мира и России.

* * *

1078

Чин окладовавие города в мирском Требнике. М. 1639 г. в л.

1079

Жизнь и чудеса Св. Николая чудотворца, изд. Графа М. Толстого. М. 1841 г.

1080

Карамз. И. Г. Р. VI.

1081

Никон. лет. ІІ, 127. Софийский временник, II.

1082

Цветущее состояние Всероссийскаго государства при Петре Великом соч. И. Кирилова. М. 1831 г. в 4.

1083

Приходная книга Оружейной палаты 7141; г. № 887, определено жалованье Кремля города воротникам: Флоровских ворот, Тайницких, Боровицких, Каменного моста и Никольских ворот.

1084

Древняя Российская Вивлиофика, ч. IX и X, 168 и 9. X. 56. 62. 66.

1085

См. СПБ. Ведомости 1720 года. Декабря 17-го. Сего Декабря въ 13 день въ Санкт­Петербурге на площади сожжен богохульник и иконоборец Шуйского уезда Василья Змиева крестьянин Ивашка Красный, за то, что Октября 23 дня, сего же 720 года, как было в Mocкве из соборной Церкви Успения пресвятыя Богородицы Крестное хождение в Соборную Церковь Чудотворного образа Пресвятыя Богородицы, именуемой Казанская, он Ивашка обругал Спасителев образ и Животворный крест Господень в Никольских воротах и для того поиман.

1086

Одно из таких бревен с Никольской

1087

Верный снимок Никольской башни приложен к 42 № Москов. Губерн. Ведом. 1942 г.

1088

В Baltische Studien, XVIII Jahrg. I H. Stettin. 1840, in 8, вид Старгардской башни.


Источник: Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы / Соч. Императорского общества истории и древности российских действ. члена Ивана Снегирева. – Изд. Августа Семена. – Москва : В тип. Августа Семена, 1842. – 358, 28, IV, II с.

Комментарии для сайта Cackle