Новинский монастырь

Введенская церковь Новинского монастыря в Москве
За Земляным городом, на косогоре у Москвы реки и при устье Пресни, стоят две каменные церкви, в близком между собою расстоянии: одна пятиглавая XVII века, другая одноглавая с трапезою, по-видимому, не старее прошедшего столетия. На западной стороне осталась часть каменной ограды, опоясывавшей весь этот холм, с коего открывается взорам почти вся Москва с ее раздольными окрестностями: с одной стороны златоверхий Кремль, с другой Поклонная гора с Дорогомиловскою дорогой, там Три–горы, далее Воробьевы горы. Недавно еще к остатку каменной ограды примыкало огромное трехъярусное здание в готическом вкусе; над кровлею его возвышалась башня, где была церковь во имя Св. Иоанна Предтечи. Это остатки древнего Новинского монастыря, сперва Митрополичьего, потом Патриаршего, напоследок Синодального, который здесь существовал три века с половиною. Первый Патриарх Московский именует его в грамоте своей: «извечным Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Петра, Алексея и Ионы, Патриаршим».
Основателем сей обители в честь Введения Богоматери был Всероссийский Митрополит Св. Фотий, между 1410 и 1431 годами. (1) Ее древнее название на новом показывает, что, подобно Новоспасской, она переставлена с старого места за город, на новое. Под таким названием она известна была не только в половине XV, но даже и в XVIII веке, как открывается нам из духовной грамоты Симоновского чернеца Андреяна Ярлыка, засвидетельствованной в 1460 году Св. Ионою Митрополитом, (2) и из сказания XVII века о принесении чудотворной иконы Оковецкия Богоматери в Новинский Патриарш монастырь на новом за посадом. Летопись говорит, о встрече 1540 г. принесенных из Ржева двух чудотворных икон и честного креста близ нового митрополичья монастыря. (3) От него и все окружающее его урочище названо Новинским. Тем самым опровергается неправильное производство имени Новинского монастыря от новин, т.е. холстов, кои будто сбирались здесь с митрополичьих сел, или от бывшей в слободке церкви С. Иисуса Навина, потом перенесенной в монастырь.
Со времени своего основания этот монастырь состоял в числе домовых митрололичьих и управлялся Строителями и Игуменами, из которых Варлаам избран был 1511 г. в Митрополиты Bcepoссийские. Игумены Новинские назначались для служения с Патриархом, как видно из росписи издержкам при совершении похоронных обрядов Патриархом и Архиереями, в V ч. Истор. актов. До Московского собора 1667 года Игумен его был нестепенным; но этим собором он поставлен степенью над Воздвиженским Игуменом. В лествице 1701 года Московских Игуменов Новинской занимал первое место, а по учреждении Св. Синода, 26-м по степени. Нередко Новинской монастырь служил местопребыванием для Митрополитов, так как впоследствии для Патриархов Московских. В храмовые праздники они здесь священнодействовали. Когда выгорели (1626 г. Апреля 26) весь Государев и Патриарший дворы, монастыри и приказы в Кремле; тогда Патриарх Филарет выехал за город в Новинской монастырь, где Царь Михаил посетил родителя своего из Троицкого похода. Пока очистили и отделали Патриаршие палаты, Филарет пребывал в Новинском монастыре. (4) Великие Князья и Цари нередко посещали Святительскую обитель, наделяя ее своими вкладами.
Так Великий Князь Владиммр Андреевич пожаловал Новинскому монастырю в Гаретовском стану вотчину, пустошь, что была деревня Большой двор на Трех горах у Москвы реки, да пустошь, что было большое Кудрино по речку Ходынку. В Синодальной библиотеке хранится несудимая грамота, данная ему Дмитровским Князем Юрием Васильевичем. (5) Знаком особенного уважения Великого Князя Василия Ивановича к Всероссийскому Митрополиту Симонy была несудимая грамота, пожалованная в 1504 году на деревни домового его монастыря на новом; освобождая их от подсудимости княжеским наместникам и волостелям, она запрещала въезд в них посторонним людям. Царем Иваном Васильевичем этот монастырь с его землями освобожден от Опришнины. Первый Патриарх Иов в 1588 г. также дал Игумену нового своего монастыря Bapcoнофия и его преемникам жалованную грамоту, где упомянуты живущие в нем черные священники, старцы, недельщики площадные и дворцовые, слуги монастырские и сельские, крестьяне в его слободках, селах и деревнях, подмонастырские две слободки на речкe Пресне, тогда называвшейся Пруднею, и Новинская. Суд над всеми подведомыми людьми предоставлялся Игумену. За Новинским монастырем было 360 крестьянских дворов. (6) С 7133 (1625) года, давалось «в Новинской монастырь Пречистыя Богородицы Введения Великого Государя жалованья на службу и на просвиры Игумену да дьякону вопче 6 рублев 7 алтын 4 деньги; попу 2 рубли 5 алтын з деньгою, 30 человеком старцом 3 рубли 17 алтын 3 деньги, по 3 алтына нополуденьги, человеку.» (7) Так как в Истории Российской Иерархии значится, что за Владычним монастырем в 1744 г. было 1331 душа: то один любитель Истории замечает, что «не относится ли это к Новинскому митрополичью монастырю?» (8) Владычний монастырь, построенный Владыкою Св. Алексием Митрополитом в честь Владычицы Богородицы, находится под Серпуховом, а Новинский в 1744 году был уже не Митрополичьим, но Синодальным.
По упразднении Патриаршества в России, Новинский монастырь, подобно прочим Пaтриаршим, поступил в Синодальное ведомство и стал именоваться Синодальным. По указу 1704 года, велено было выдавать на церковные его потребы, по табели, по 38 руб. 20 к. Игумену с 36 человек братии в жалованье, и на иные расходы 250 руб. 57 коп. в год. С уничтожением Патриаршего домового Федоровского монастыря у Смоленских ворот, в 1709 году, монахи его переведены были в Новинский. В 1737 г. Троицкий пожар, опустошивший Москву, истребил и там не только деревянное строение, но не пощадил и каменного. Обитель сия опустела; монахи перемещены в другие монастыри. Но вдова Грузинского Царевича Симеона, Княгиня Анна Потаповна, по благочестивому усердию своему, возобновила и устроила монастырь и четыре в нем церкви. (9) В царствование Елисаветы Петровны, 1746 года, Синодальным указом повелено было Новинских монахов развести по разным монастырям, а Новинской со всеми угодьями, по надлежащей описи, отдать Грузинскому Игумену Григорию под ведомство Митрополита Самтавринского и Горского Романа. (10) С того времени монастырь стал называться Грузинским Новинским девичьим. Первою его Игуменьею была Имеретинская Царевна Нина, скончавшаяся 1760 года. Здесь учрежденное, в 1749 году, Марта 14, Cинодальным Указом, общежитие продолжалось до 1764 года, когда упразднена монашеская обитель.
Хотя с учреждением Духовных штатов, церкви этого, тогда упраздненного, монастыря обращены были в приходские; но, как видно из жалобы Грузинского Архимандрита Григория, с 1769 года, в нем еще занимал келлии этот Архимандрит с несколькими монахами; (11) там же пребывал на покое Архиепископ Грузинский Иоанн. Но церкви cии удержали доселе название Новинского монастыря. Для приписанного к нему прихода, там находился священник с викарием. В зданиях монастырских сперва помещалась школа солдатских детей, потом съезжий двор Новинской части.
Прежние святительские палаты сломаны во второй четверти XIX столетия. Еще в 1804 году пожар, истребив деревянные здания в Новинском монастыре, коснулся и каменных. В 1812 году, он понес многие утраты.
Таковы судьбы некогда знаменитого и богатого Новинского монастыря с XV по XIX век! Он возобновляет в памяти нашей судьбы Иерархии отечественной, права отчинные Митрополитов Всероссийских и Патриархов Московских, их область и обиход, вместе с тем подданство Грузии Российской Державе. Вероятно, время скрыло от нас многие события, ознаменовавшие его почти четырехвековое существование в Московском мире, изгладило в нем многие памятники прежнего монастырского быта; но история сохранила нам воспоминание о мученической кончине, в стенах его Apхиепископа Новгородского Леонида, жребием своим сходного с Святителем Филиппом, его современником, и с его предшественником Новгородским Архиепископом Пименом, который, по сказанию Курбского, утоплен в Волхове. Поставленный из Чудовских Архимандритов на Новгородскую Архиепископию, Леонид первенствовал на Московском соборе о разрешении Царю Ивану Васильевичу четвертого брака. Вскоре из Новгорода в Москву вызван был этот Иерарх, которого Курбский называет «нарочитым и кротким». Новинский монастырь был свидетелем его истомы и смерти, местом его погребения, как показывает нам Истории Российской Иерархии. (12)
В конце прошедшего столетия там упразднена и сломана великолепная пятиглавая церковь во имя Похвалы Богородицы. Может быть, первое основание положил ей Св. Иона Митрополит в этом домовом монастыре, так как он соорудил в Успенском соборе придел во имя Похвалы Богородицы. Местная же храмовая икона указывает на сооружение этой церкви, вероятно, на месте прежней, в последние годы царствования Михаила Феодоровича. Из всех памятников домового монастыря Московских Святителей теперь остались две упомянутые вами каменные церкви и западная часть ограды.
Соборная пятиглавая церковь Введения Пресвятыя Богородицы упоминается летописями в 1540 году, когда она сгорала от молнии. Здание ее складено из кирпича с цоколем из белого камня, непрежде XVII столетия. Стены ее квадрата опоясаны в три ряда вытяжными карнизами с зубчиками, ячейками и сухариками из лекального кирпича. К южному входу пристроено крыльце на двух столбах, к северному низменный притвор, где помещаются старые утвари и образа. Восточная часть храма образует одно полукружие для алтаря, коего свод дал трещину. Окна вновь разделаны шире; на северной и южной стенах уцелело по одному узкому окну с дугообразною перемычкою. Вместо прежней сгоревшей деревянной кровли, теперь железная. Шатровая колокольня с четырьмя широкими пролетами прикладена к западному входу. Колокола на ней новые, перелитые из старых; прежде там стояли башенные часы.
Церковь эта возвышается над горизонтом земли на семь ступеней; под нею пристроенные подвалы, кои освещаются маленькими окнами над цоколем.
Свод в церкви монастырский, или стрельчатый с железными перекрестными связями. Арка в северней стене открывает вход в притвор.
Алтарный иконостас в три пояса, украшен резьбою и позолотой во вкусе XVIII века. Местные в нем образа Фряжского письма. Из памятников древней иконописи замечательны два образа, один храмовой семилистовый, из упраздненной церкви во имя Похвалы Пресвятыя Богородицы, а другой – Введения ее во храм, за левым крилосом. На первом изображена Пресвятая Дева, окруженная XII Пророками, прообразовавшими таинственное воплощение Сына Божия, каждый с своими символами и, кроме их, Валаам, видевший звезду, которая воссияла от Иакова. На полях изображен Св. Мученик Адриян и надпись, что ceй образ написан 1624 года. Икона Введении во храм Пресвятыя Богородицы с деяньми, семи пядей. При храме видна звонница с тремя колоколами; по ступеням лестницы его входит к Первосвященнику юная дева Mapия с тремя звездами на челе и персях. Между деяньми изображены не встречавшиеся нам на подобных иконах, как то: «Пресвятая Богородица пиет воду от волнения; посла Захария проповедника, да зовет з жезлами в дом; Богородица молится на горе и поклонишася ей древеса», Изображения cии основаны на преданиях и на Иудейских обрядах. Первое означает испытание невинности, какую обнаруживало питие воды клятвенной в храме Господнем; другое – созывание Захарием мужей с жезлами, намекает на выбор хранителя девству Марии; между двенадцатью жезлами процветший жезл Иосифов решил этот выбор. Наконец о поклонении древес Богоматери в вертограде свидетельствуют нам Четии и отеческие книги. (12).
Другой храм состоит из каменной церкви в честь Казанския Богоматери, сооруженной в 1730 году Марфою Бобарыкиной. К нему пристроена в 1818 г. трапеза, где два придела, один в честь Рождества Иоанна Предтечи, а другой во имя Св. Иисуса Навина. В главном престоле алтарный иконостас устроен в конце XVIII века; в нем два местные образа Спасителя и Богоматери Греческого письма, пятилистовые, XVII столетие, украшенные старинным серебряным окладом, жемчугом и драгоценными каменьями. Праздничные пятилистовые иконы Фряжского письма отличаются правильностью и отчетливостью рисунка, красотою отделки, особенно икона Рождества Богородицы, писанная Михайлом Ярославцовым 1720 года.
В ризнице церковной сохранились некоторые утвари прежнего монастыря, как то: серебряные вызолоченные сосуды со всем прибором, устроенные 1743 года Грузинскою Княгинею Анною Потановною, обновительницею Новинского монастыря, на поминовение мужа ее Царевича Симеона и детей ее Князей Димитрия и Стефана. О Патриаршей обители напоминает серебряный напрестольный крест: в нем заключены камень от Голгофы, и часть св. мощей Иоанна Златоуста. На рукояти его вырезана следующая надпись: «лета 1640 дал cии крест в дом Пречистыи Бцы честнаго и славнаго ея Введения, в Патриарш в Новинкий монастырь Князь Алексей Иванович Воротынский по сестре своей по Княжне Екатерине Ивановне». Серебряный ковчег весом в 5 ф. и 5 зол. приложен в церковь Введения Иваном Михайловичем Хвостовым на поминовение родителей его, Михаила и Елены, которых гробы «при сей церкви». По листам месячной Минеи, без заглавия, написано, что она «куплена на казенные деньги при Игуменье Афанасии». Наконец, как памятник прежней монашеской обители, здесь уцелел Синодик, в лист, писанный уставом, с прежнего 1646 г. при Игумене Варсонофии, Григорием Авраамовым 1716 года, по благословению Новинския обители Игумена Силвестора Коренена, после пространного предисловия о поминовении усопших, по порядку вписаны имена «Святейших Патриархов, православных Царей и Цариц, Преосвященных Митрополитов, Благоверных Великих Князей всея Русии, благоверных великих княгинь, боголюбивых Архиепиекопов и Eпископов, благовервых Князей и Княгинь и всего священническаго и иноческаго чина, праотец и отец и братий наших, иже зде лежащих и повсюду православных Христиан». Из Цареградских Патриархов внесены только Иеремия и Матвей, a Bcepоссийские Митрополиты от Михаила до Дионисия, затем следуют все Патриархи Московские и т.д. В статье Митрополитов и Архиепископов внесено имя инока Леонида. Не есть ли это Леонид, Архиепископ Новгородский, которого, как гласит летопись, Царь Иван Васильевич лишил сана? Из княжеских Князей записана только супруга Великого Князя Владимира Андреевича Елена. К имени ее прибавлено следующее: «Княгиня Елена Олгердовна дала вотчину в дом Пресвятыя Богородицы в Новинской монастырь по Князе Владимире, и по своей душе, село кудрино з деревнями. Память по них и понихида петь Июля 22 день, а на братию корм». Потом следуют роды Святителя Алексия, Архиепископa Евфимия, Новгородскаго Чудотворца, Ионы, Архиепископа Новгородскаго чудотворца, Сергия Радонежскаго, Кирилла игумена Белозерскаго, Пафнутия Боровскаго чудотворца, Александра Свирскаго, Корнилия Комельскаго, Bсepocсийских Митрополитов Симона, Макария, Афанасия, Филиппа, Кирилла, Антония, Патриархов Московских Иова, Иосафа, Филарета, Гермогена и Иосифа. Кроме иноков Новинского монастыря, здесь означены его Игумены и Строители; Ефрем, Варлаам, Афанасий, Филарет, Моисей, Варсонофий, Аврамий, Ферапонт, Пафнутий, Миханл, Александр, Иосиф 1 и 2, Онуфрий, Никифор, Иннокентий, Дионисий, Софроний, Савин. Здесь открывается нам устройство и обиход монастыря, где были Келарь для управления делами и Казначей, схимонахи, старцы синодичные, больничные, посельские, житничные, квасовары, подъячие, стряпчие, писцы, клюшники, подклюшники, слуги монастырские, сторожа. Из боярских и дворянских родов в Новинском синодике находим имена Царицы иноки Параскевии, Княгини Анисии Шуйской, Стольника Князя Феодора Стефановича Борятинскаго, стольника Хитрова, Полковника Василии Тютчева, Князя Андрея Репнина, Князя Голицына, Князя Алексея Воротынскаго, Никона Иовлева Чаплина, Василья Никифорова Сабакина, Бориса Иванова Морозова, боярина Богдана Хитрова, Князя Бориса Михайловича Лыкова, Якова Ивановича Перхурова, Чертковых, Грузинской Княгини Анны Потаповны и пр. Некоторые из этих родов погребены в Новинском монастыре; но сколько время, а более рука человеческая, изгладив следы их могил, оставила несколько надгробных камней с надписями, кои указывают место погребения дворян Чаадаевых 1706 г. Строителя Филарета Барнашева в 1724 г. и пр. Древние надгробные камни с узорочными насечками вставлены в цоколь ограды и церкви, другие покрыты землею. Как усыпальница и молитвенница об усопших, обитель cия призывала к себе потомков, почтительных к памяти своих предков. Кроме духовного общения, она в иерархическом порядке имела немаловажное значение и влияние на целый округ и народ, по принадлежности своей Митрополитам и Патриархам: на храмовые ее праздники стекались в монастырь жители Московские и самые Цари, как мы выше заметили, нередко ходили сюда на богомолье.
Кто из любителей отечественной Древности не пожелает, чтобы сохранился неприкосновенным н в первобытном виде соборный двухвековой храм Новинской обители!