[Рец.] Талмуд. Мишна и Тосефта, в переводе Н. Переферковича. Т. 1-й
Одним из весьма важных литературных предприятий последнего времени является, предпринятый г. Переферковичем, перевод талмуда на русский язык. В настоящее время вышел в свит первый том этого перевода.
В небольшом введении к нему автор перевода дает краткие1 сведения о том, что называется мишной, гемарой, талмудом – Иерусалимским и вавилонским, тосефтой, мехилтой, сифра, сифре и барайтой, – показывает деление мишны на седеры и трактаты, потом прилагает указатель собственных имен раввинов, упоминаемых в мишне, и объяснение употребляемых ими сокращений, при цитации книг Св. Писаная и талмудических трактатов. Самый перевод содержит в себе перевод первого седера мишны, зераим (о посевах), относящихся к этому седеру месте тосефты, мехилты, сифра и сифре. Перевод разделен на трактаты (берахот, пеа, демай, килаим, шевит, терумот, маасрот, маасер – шени, халла, орла, биккурим), трактаты – на главы, главы на параграфы. Относящиеся места тосефты вставлены внутри соответствующих трактатов и глав, непосредственно за параграфами, к содержанию которых они относятся. А соответствующие места из Пятикнижия Моисеева, Мехилты (древний комментарий на некоторые места кн. Исход), Сифра (комментарий на кн. Левит), Сифре (комментарий на кн. Числ и Второзаконие), помещаются в начале тех трактатов, содержание которых ближайшим образом к ним относится. Кроме того, в конце трактата Берахот приложен перевод еврейского исповедания (Шема), заключающего в себе Втор.6:4–9, 11:13–21 и Числ.15:37–41, благословений перед чтением и после чтения “Шема”, молитвы 18 благословений (Шемона-Эсре), священнического благословения и некоторых благословений на разные случаи. Перевод мишны, тосефты сопровождается по местам подстрочными примечаниями, способствующими уяснению смысла отдельных мест или выражений. Что касается гемары, имеющейся для трактата Берахот, то она совсем опущена. Как видно из предисловия к книге, переводчик намерен издать перевод гемары отдельно от мишны.
Такое отделение гемары от мишны, рассматриваемое с точки зрения издания талмуда, как цельного литературного памятника, представляется делом нецелесообразным. Чтение гемары, а тем более понимание её отдельно от мишны, отдельные положения которой служат точками отправления в рассуждениях еврейских амораим, записанных в гемаре, представляет собой значительное неудобство. Его можно сравнить с чтением комментария на какую-либо книгу Св. Писания отдельно от самой книги. Такое отделение является нежелательным и с точки зрения понимания самой мишны, так как, не смотря на сбивчивость, разноречивость, иногда наивность рассуждений еврейских амораим, тем не менее, чтение их, в связи с соответствующими местами мишны, нередко содействует большей полноте и разносторонности понимания их, особенно под углом зрения иудейского мировоззрения. Наконец, вследствие такого отделения, русские читатели, для которых предназначается настоящее издание, не будут иметь возможности составить понятие о самом талмуде, как цельном литературном памятнике. Такое представление о нем получается лишь при чтении мишны и гемары в последовательной связи.
Что касается самого перевода г. Переферковича, то хотя, в общем, он, обыкновенно, довольно верно передает смысл мишны и тосефты, однако было бы несправедливо назвать этот перевод точным, полным и везде правильным. Во многих местах он имеет характер не перевода, а скорее перифраза. Чтобы не быть голословными, укажем здесь несколько примеров из перевода мишны. Для большей наглядности, вместе с переводом г. Переферковича, приведем относящиеся сюда места еврейского текста мишны по изданию г. Гольдшмидта2, и потом буквальный перевод этих мест. Возьмем из трактата Берахот, главы 1-й параграф 1-й.
Г. Переферкович переводит: | В еврейском тексте читаем3: | Буквально следует перевести: |
С какого времени читают „Шема» ве-чером? С того времени, как священники приходят есть свои возношения. По мнению р. Элиезера, срок чтения продолжается до конца первой стражи, мудрецы же полагают, до по-луночи, а раббан Гамалиил говорит: „до появления зари». Однажды его дети, вернувшись с пира, сказали ему: „мы не читали Шема». Он отвечал: „Если еще не занялась заря, вы обязаны читать». Вообще: все те дей-ствия, сроком кото-рых, по решению мудрецов, служит полночь, можно совершать до появле-ния зари, напр., со-жигание тука и от-дельных членов жертв; до зари можно вкушать то, что должно быть съедено в течение одного дня. В таком случае, зачем же мудрецы установили: „до полуночи». – Чтобы удалить человека от греха”. | אֵת רִיןוֹק מֵֽאֵמָתַיעָהשָּׁמִ עֵַרָבִיםבַּֽ מַעשְׁנִכִנָםִים הְַֹנִיםכּהַשֶׁ עַד ןתָמָוּרתָבִּ לוֹלְֶאֱכרֶתוְֹמֽשׁהָאַ ףוֹםיבִּרַ דִּבְרֵי נָהשׁוֹהָֽרִאוֵחְֽכַמָיִם אֱלִיעֶזרֶןבָּרַ תוֹחָצ עַד אֹמְרִיםעַדּ אֹמְר גַּמְלִיאֵלרהַשַּׁחַ דוּעַמּ יַֽעֲלֶהשֶׁתיבֵּנַיומִוּבָּוּבָאוּ השֶׂמַֽעֲלֹא וֹל וּאָֽמְר תֶּהשְׁהַמּאָמַר מַעשְׁ אֵת וּקָרִינעָלָה לֹא אִם לָהֶםחִיָיבִין חַרשַּׁהַ דוּעַמּוּז וְלא תוֹלִקְר אַתֶּםאֱלֹא וּאָֽמְר דבָּלְבִּחֲכָמִים וּאָֽמְרשֶׁ מָה לבֹּ עַד וֹמִצְוָת תוֹחָצ עַדחַרשַּׁהַ דוֹעַמּ יַֽעֲלהשֶׁוְאֵֽבְרִים חֲלָבִיֹם הַקְטֵריַֽעֲלֶהשֶׁ עַד מִִצְוָתָן וְכֹל חַרשַּׁהַ דוּעַמּאֶחַד םוֹלְי חַנֶּֽאֱכָלִים יַֽעֲלֶהשֶׁ עַד מִצְוָתָן ןֵכּ אםִ חרַשַּׁהַ דוּעִמּחֲכְמִים וּאָֽמְר הלָמָּ לְהַרְחִיֹק דֵיֹכְּ תוֹחָצ עַד הָֽעֲבִיֹףָה מִן אָדָם | С какого момента читают „Шема» по вечерам? – „с того момента, как священники собираются, чтобы вкушать от своего возноше-ния, – до конца первой стражи», – слова рабби Элие-зера. А мудрецы говорят: „до полуночи». Раббан Гамалиил говорит: „дотоле, пока не взойдет столп утренней зари». – Случилось, когда сыновья его пришли из дома пиршества и сказали ему: „мы не читали Шема», – то он сказал им: “если не взошел столп утренней зари, – вы обязаны читать». – И не это только, но и все то, что, по словам мудрецов, совершается до полуночи, заповедуется совершать дотоле, пока не взойдет столп утренней зари: сожжение туков и отдельных членов заповедуется совершать дотоле, пока не взойдет столп утренней зари. И потребление всего, съедаемого в один день, заповедуется дотоле, пока не взойдет столп утренней зари. Если так, то для чего мудрецы говорили: „до полуночи»? – „Для того, чтобы удалить человека от преступления». |
Или возьмем еще для примера из того же трактата Берахот гл. 3-й параграф 1-й.
Г. Переферкович переводит: | В еврейском тексте читаем: | Буквальный перевод |
Когда еще покойник не похоронен, его родственники свободны от чтения Шема, от тефиллы и тефилин. Первые носители гроба, первая и вторая смена их, а также участники похоронной процессии, идут ли они впереди гроба, или позади его, свободны от чтения Шема в том случае, когда необходимы для несения гроба; когда же в них необходимости нет, то они от чтения Шема не свободны. От тефиллы свободны и те и другие. | טָלוּמ וֹמֵתשֶׁ מִימִקִּרְיֹאַת רוּטפָּ לְפָנַיֹו הַתְּפִלָּה ןמִוּ מַעשְׁתוֹרוּהָֽאֲמ תוֹמִצְ לכֹּמִוּהַמִּטָּה אֵיוֹשְׂנ רָהוֹתְבּפֵיֹוּוַֹֽחֲל פֵיֹהֶןוּוַֽחֲללִפְנֵיֹשֶׁ אֵת פֵיֹהֶןוּחֲלהֶםבָּ רֶךְוֹצ טָּההַמִּלְאַחַרשֶׁ וְאֵת רִיֹןוּטפְּהֶןבָּ רֶךְוֹצִ הַמִּטָּהוּאֵלּוּ וּוְאֵלּ חִייָֹבִיֹן הַתְּפִלָּה ןןמִ ריֹםוִּפְט | Тот, покойник которого находится пред лицом его, свободен от чтения Шема и от тефиллы и от всех заповедей, сказанных в законе. Несущие одр, их заместители, заместители заместителей их, – те, которые перед одром, когда в них есть нужда, свободны (от чтения Шема); а те, которые сзади одра, когда в них есть нужда, обязаны (читать Шема). Но те и другие свободны от тефиллы. |
Здесь у переводчика, между прочим, пропущено целое выражение: „и от всех заповедей, сказанных в законе”, весьма характерное с точки зрения человеческой морали. Подобных мест в переводе г. Переферковича, где его перевод довольно значительно отступает от буквального текста, встречается очень много. Вместе о этим, встречается не мало мест, где находятся пропуски отдельных слов или выражений. Сравните Берахот I, 1; II, 5; III, 4; VII, 3; VIII, ч. Пеа VIII, 9; Демай III, 1; VII, 3; Шевит V, 6; Маасрот II, 4; Биккурим I, 9. и др. По местам встречается не совсем точный перевод отдельных выражений, например: Берах. II, 6 „я деликатного cложения”, вместо: „я слаб” (אֲנִיֹ אַםְטְּנִיֹם =ἀσθενης); V, 1 „чтобы дать мыслям сосредоточиться на Боге”, вместо: „чтобы направить сердце свое к Отцу своему, который на небесах (שֶׁיבֲוּכְוּ לִבָּם לְאָביהםֶ מַיִםשָׁבַשֶׁ לְאָביהםֶ םבָּלִ וּנְוּיֹכֲשֶׁ) IX, 5: „саддукеи”, вместо „минеи” הַמִּינִים; Шевит, I, 7; II, 1 и др. „до 1 тишри субботнего года”, вместо: „до начала года (נָהשָּׁה שׁעַד רֹא); Терумот I, 1: „язычники”, вместо:„и чужеземец” (וְנָכְרִיֹ); I, 2: „глухой”, вместо: „глухой говорящий, но не слышащий” (מעַשׁוֵֹ וְלֹא רבֵּמְדהַ שׁחֵרֵ) и др.
Иногда перевод г. Переферковича является не только неточным, а даже неверным. Так, на стр. 35, в т. Берахот IX, 5 читаем: „Время Господу действовать: закон твой разорили”, что р. Нафан истолковал так: можно нарушить Закон Твой (Sic!), когда настало время действовать для Господа. А между тем в подлинном тексте мишны читается אומֵר נָתָן רַבִּי רָתֶךָוֹת וּרפֵּֽהֵֹ לה תשׂוֹלַֽעֵַ עֵת לה תוֹלעְַשַ עֵתֵ םשּׁוּמִ רָתֶךָוֹת רָתֶךָוֹת רופֵּהֵֹֽ что значит: „Время Господу действовать; закон Твой разорили”. Р. Нафан говорит: „разорили закон Твой, посему время действовать Господу”. Глаголь חָלֵל в разных местах переводится не одинаково:
обыкновенно г. Переферкович переводит его словом „профанировать» (ср. Демай 1, 2, „серебро можно профанировать серебром” םֶףבֶּ עַל םֶףבֶּ אותו מֵחַלְלִיםוּ и др. мног. подобн. м.); но на стр. 335 он переводит его словом „выкупать” (Маасер-Шени V, 7 „плоды маасер-шени выкупать деньгами = םֶףבֶּהַ עַל לְחַלְּלָן צְרִיָֹךְ )” ср. Демай. VII, 5, где почти тоже выражение переводится так: „маасер-шени... и профанируется сими деньгами = תוֹהֵמְּע עָל לַלוּמְחוֹ).
Строго говоря, соотносительно с контекстом, в котором встречается этот глагол в мишне, перевод его словом „профанировать» или „выкупать» является неверным; вернее переводить его здесь словом „обменивать» (ср. Гольдшмидта „eintauschen”). Язык перевода по большей части правильный, но переполнен иностранными еврейскими словами, которых можно было бы избежать, въ роде „шикха”, „хефкер”, „пеа”, „онен”, „авел”, „лекет”, „хекдеш”, „ров” и проч. и проч.
Русское слово „копна” переводчик, неизвестно почему, скло-няет по среднему роду „копно”, ср. стр. 68: „во владение всем копном”, стр. 71: „сноп, приставленный к копну” и др. Вообще читатель, совершенно незнакомый с раввинским языком, в переводе г. Переферковича встретит для себя не мало совершенно новых „непонятных выражений”.
Отступая во многих местах от буквального текста мишны, являясь нередко не совсем точным или даже неправильным, перевод г. Переферковича не может быть признан пригодным для научного пользования. Но для снисходительных русских читателей, не имеющих возможности самостоятельно изучать мишну или приобрести более точный перевод, и в тоже время имеющих желание познакомиться с ее содержанием, хотя бы и в общих чертах, и такой перевод может быть достаточным. Во всяком случае нельзя не приветствовать этого солидного и полезного литературного предприятия и нельзя не пожелать, чтобы оно было доведено до конца.
1899 г. апреля 7 дня.
* * *
Более подробные сведения данного рода были предложены тем же автором в изданной им в 1897 г. книги „Талмуд, его история и содержание, ч. 1:Мишна», представляющей собой как бы пространное введение к предпринятому им переводу (см. наш отзыв об этой книге в Христианском Чтении 1897 г., декабрь).
בְלִיבַּ תַּלְםוּד, der Babylonische Talmud. Herausgegeden nach der editio princeps von Lazarus Goldschmidt. Berlin. 1896–1897.
Для удобства читателей, поставляем здесь знаки восклицания, хотя у Гольшмидта они не поставлены