преподобный Каллист Ангеликуд

3. Что есть безмолвие, и о мире

Определенно, что безмолвие есть удаление от чувственного и стремление к умопостигаемому, почему оно и является по преимуществу приближением к Богу. Сказано: «Далеко удалился... я, бегая, и водворился в пустыне» (Пс. 54, 8). Для чего же? – ибо «ожидал я Бога, спасающего меня» (Пс. 54, 9): ведь, упомянув о многом, рассказывает сей божественный [муж] происходящее во граде, достойное всяческого осуждения, малодушием и смутой зовя творимое там. И воистину, трудно избежать опасности греха тому, кто оказался среди мира, чтобы не сказать, в среде демонов. Ибо велика и жестока ведомая демонами в мире война, немалое содействие в чувственном для себя почерпающая. Для тех же, кто утвердился вдали от чувственного и к тому же, как следствие, силится задушить в себе всякое чувственное [восприятие], сильно отличается накал [этой] войны и ровно настолько, насколько более слаб этот накал для обстреливаемого только, да и то издали, чем для того, кто идет в самые руки врагов для рукопашной. Потому-то божественный муж, далеко бежав и удалившись, приходя в пустыню и водворяясь там, вопиет, объясняя причину своего похвального бегства, и говорит открыто: «Многим мраком исполнился мир, и многое уязвимо из-за грехов многих, и весьма трудно превозмочь войну демонов в миру: ведь до того, как откроется злой умысел оной, причиняет вред тот, кто правит разумом большинства. Поэтому «далеко удалился... я и оставался в пустыне» (Пс. 54, 8), именно для того, чтобы не одолела меня запутанная сеть прихотливых козней демонов. Ибо знаю я, что «ежели не возобладают надо мною, тогда я буду непорочен и чист от великого греха и будут во благоволение слова уст моих, и поучение сердца моего пред Тобою всегда, Господи, Помощниче мой и Избавитель мой» (Пс. 18, 14–15). Затем, успокоившись в бегстве от мира и безмолвии, как подобает, достигнув очищения от грехов, я дождусь момента, когда «и поучение сердца моего пред Тобою всегда, Господи" (Пс. 18, 15), подобно сказанному: «ожидал я Бога, спасающего меня» (Пс. 54, 9). Ибо обращение разума ни к чему другому, а только к Богу, как я считаю, свойственно чину очищения, в целом же, скорее, [чину] просвещающему и сообщающему совершенство».



Источник: Путь к священному безмолвию : Малоизвест. творения святых отцов-исихастов / Сост., общ. ред., предисл. и примеч. А.Г. Дунаева - М. : Изд-во Правосл. Братства Свт. Филарета Митр. Моск. (БСФМ), 1999. - 171, [2] с. / Преподобный Каллист Ангеликуд. О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии. 103-122 с. ISBN 5-88056-018-X

Вам может быть интересно:

1. О безмолвнической жизни преподобный Каллист Ангеликуд

2. Краткое рассуждение о безмолвии преподобный Григорий Синаит

3. Путь богопознания. Гносеология святого Исаака Сирина – ЗАКЛЮЧЕНИЕ преподобный Иустин (Попович), Челийский

4. О созерцании и подвиге Антоний, митрополит Су́рожский

5. Сто семнадцать глав преподобный Иоанн Карпафский

6. Собрание недоумений и разъяснений, избранное из евангельской симфонии преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский

7. О божественных тайнах и о духовной жизни – Беседа 7. Его же. От чего рождается в душе духовное чувство преподобный Исаак Сирин Ниневийский

8. Аскеза - матерь Освящения – ДЕЯТЕЛЬНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ. ЗАКОНЫ И СПОСОБЫ ДУХОВНОЙ ВОЙНЫ ПО УЧЕНИЮ ОТЦОВ схимонах Иосиф Ватопедский

9. Слова – Слово 79 преподобный Симеон Новый Богослов

10. Полвека у Престола Божия диакон Павел Сержантов

Комментарии для сайта Cackle