Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Октоих

Октоих заключает в себе последования (службы) с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней богослужения круга седмичного.

Каждое последование содержит в себе для седмичных дней (понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы, субботы) молитвословия вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для недель (воскресений), кроме того, содержит молитвословия малой вечерни и полунощницы5. Семь таких служб, кои принадлежат семи дням седмицы и поются в продолжение седмицы на один голос (напев), в Октоихе называются «гласом». Гласов в нем восемь. Отсюда он получил свое название «Осмогласник»6, «Октоих».

Молитвословия Октоиха обозначаются в богослужебных книгах по своему содержанию, например: «стихиры бесплотным», «канон умилительный». Часто же молитвословия Октоиха обозначаются в Типиконе и словом «дне», Например: «тропарь дне», «стиховна дне». При подобных указаниях Типикона должно разуметь песнь Октоиха. Впрочем, так следует понимать только те указания, которые говорят не о времени пения Триодей, ибо тогда выражения: «на стиховне дне», «тропарь дне» – указывают на песнопения не Октоиха.

Пение Октоиха начинается в седмичные дни с понедельника после недели (воскресения) Всех святых и оканчивается пред субботою недели мясопустной; в недели же (воскресения) оно начинается со второго воскресного дня, т.е. с воскресного дня, который следует за неделею Всех святых и продолжается до пятой недели Великого поста (включительно). Пение всех восьми гласов, в продолжение 8-и седмиц и недель, называется в Церковном Уставе «столпом». Таких столпов поется в году шесть. Все они начинаются в определенное Церковью время7. Не поется же Октоих по будням – начиная с мясопустной субботы, а по воскресным – начиная с недели ваий до недели Всех святых. Но и кроме сего времени есть дни, в которые оставляется пение Октоиха. Это бывает: а) в дванадесятые праздники Господни, случающиеся как в седмичные дни, так и в неделю; б) в Богородичны дванадесятые праздники и в предпразднства и попразднства всех вообще дванадесятых праздников, случающихся в седмичные дни, но не в воскресные.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle