Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Омовение, одевание и положение во гроб умершего

По смерти человека мирянина, тело умершего омывается, по примеру христиан апостольских времен (Деян. 9:37), из уважения к умершему и из желания, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Бога по воскресении. После омовения или отирания усопшего, его одевают в новые одежды; этим заранее указывается на новое одеяние нашего нетления (1Кор. 15:53). Одежды одеваются сообразные званию или служению умершего; они изображают, что по воскресении человек должен будет дать отчет Богу, как он исполнял свой долг в том звании, в которое был призван; ибо «вси оживут; кийждо во своем чину» (1Кор. 15:13). Итак, монаха одевают в монашеское одеяние и обвивают его мантией. Лицо его закрывается в знак того, что умерший во время земной жизни удален был от мира. Умершего священника одевают сперва в обычные его одежды, потом и во всю священническую одежду, надевают скуфью или камилавку, если он носил, и покрывают лицо его воздухом в знак того, что он был совершитель тайн Божиих, и особенно святых Таин Тела и Крови Христовых. Этот воздух потом уже не используется, а с умершим опускается в землю. Усопшего архиерея облекают в архиерейскую одежду. На умершего мирянина, одетого в новые и чистые одежды, полагают саван, белый покров; он указывает на те белые одежды, в которые облачают по крещении, и потому знаменует, что умерший сохранил до конца жизни обет, данный им при крещении, в руки как архиерею, так и священнику дается Евангелие, в знак того, что они возвещали людям учение Евангелия. Кроме Евангелия в руки архиерея и священника обыкновенно полагается еще крест – символ спасения живых и мертвых, диакону влагают в руку кадило, в руки инока и мирянина полагают икону.

Когда наступит время полагать усопших в гроб, тогда священник кропит святою водою тело умершего и ковчег его извне и внутри.

На челе умершего полагается венчик. Умерший христианин украшается венцом как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи, с надписью «Трисвятого». Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец только по милосердию триединого Бога и ходатайству Матери Божией и Предтечи.

Тело умершего покрывается церковным покровом в знак того, что умерший, как верующий и освященный таинствами, находится под покровом Христовым, есть член Православной Церкви.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle