Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Освящение храма архиереем

Освящение храма, совершаемое архиереем, есть самое торжественное. Накануне дня освящения в новосозданном храме совершается малая вечерня и всенощное бдение. Служба совершается обновлению, т.е. та служба на обновление храма, которая находится в Большом Требнике (гл. 107). Со службою «обновлению» правится служба «храма» – т.е. тому, во чье имя построен храм. Как малая вечерня, так и бдение отправляются перед алтарем при запертых царских вратах и при закрытой завесе. Перед царскими дверями ставится стол и постилается скатерть. Поверх скатерти постилается пелена и полагаются святое Евангелие, честный крест, святые сосуды, лжица, копие, пелены, воздухи, вервь (для обвязания престола), одеяние на престол и на жертвенник, гвозди для укрепления престола, губы. Все это покрывается пеленою, и поставляются по углам стола четыре подсвечника. В том же храме перед образом Спасителя у царских врат поставляются на аналогии на дискосе, покровенном звездою и воздухом, святые мощи, в алтаре ставится столец, на нем полагаются святое миро, вино церковное, вода розовая в сткляницах, стручец для помазания миром, кропило, четыре камня для прибивания гвоздей.

В самый день освящения храма, после ранней литургии, св. мощи износятся с благоговением в находящийся поблизости храм и там поставляются на святом престоле, на том месте, где обыкновенно лежит Евангелие, а св. Евангелие поставляется от востока над мощами, и ставится подсвечник перед святыми мощами. Если же нет поблизости другого храма, то мощи стоят в храме, который будет освящаться, до времени приятия своего на том же месте, т.е. у царских дверей перед образом Спасителя.

Так как при освящении храма всегда бывает кропление святою водою, то перед освящением храма сперва поется молебен и бывает освящение воды. Для водоосвящения начальствующий и прочие священники облачаются во все священные одежды. Перед приездом архиерея составляется воскомастих.

По окончании освящения воды участвующие в освящении храма, облачившись во все священные одежды, сверх сих одежд возлагают к тому нарочитую «срачицу», или «запон».

Затем вносят в алтарь царскими дверьми «стол со всякою потребою». Архиерей входит в алтарь, и царские двери затворяются; совершается сперва освящение престола. Оно состоит в том, что его укрепляют, потом омывают, помазывают св. миром и облачают.

Укрепление престола совершается таким образом. Архиерей кропит святою водою столпы (престола) и воскомастих. Воскомастих возливает крестообразно на столпы. Воскомастих, иначе мастика, служа средством для прикрепления доски, подобно тому как к сему служат и гвозди, вместе с тем изображает ту благовонную мазь, которою Никодим и Иосиф Аримафейский помазали тело Спасителя, снятое со креста (Ин. 19:39:40). Затем архиерей читает вслух молитву «Господи, Боже, Спасителю», в которой просит Господа, чтобы Он сподобил неосужденно совершить освящение храма. После сего приносится священниками доска на престол. Архиерей кропит ее с обеих сторон, и она полагается на столпцах престольных. При этом, как и при других священнодействиях, поются псалмы. Потом приносит ключарь четыре гвоздя и полагает на престоле. Архиерей кропит их святою водою и влагает их в столпы. Ключарь приносит затем четыре камня. Архиерей, взяв один камень, с тремя прочими священнослужителями, также взявшими по камню, утверждает трапезу (престол). Прибитие доски четырьмя гвоздями напоминает пригвождение Господа ко кресту. Камни, освященные сим употреблением, не выбрасываются, но обыкновенно полагаются под престол. Вбитые в престол гвозди заливаются воскомастихом, и когда он остынет, ее очищают. Очищают его обыкновенно ножами, которые сперва окропляются святою водою. По утверждении престола открываются царские двери, протодиакон возглашает: «Паки и паки, преклонша колена, Господу помолимся». Архиерей, выйдя из алтаря при пении трижды внутри алтаря священниками «Господи, помилуй», преклоняет колена и читает велегласно молитву «Боже безначальный», в которой просит, чтобы Господь ниспослал Пресвятого Духа и освятил храм и жертвенник сей. По окончании молитвы архиерея царские двери затворяются.

Затем совершается омовение престала. После великой ектении приносится возливальник с теплою водою и вино красное и розовая вода (родостамна). Архиерей сперва тайно произносит молитву над водами и вином, в которой просит благословить воды сии и вино ко освящению и совершению жертвенника. После же молитвы, окропив воду и вино святою водою, возливает на престол трижды теплую воду, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». При омывании престола обыкновенно употребляется и мыло. Ключарь приносит четыре плата. Архиерей, освятив их святою водою и взяв один плат, прочие благословляет взять сослужащим; и платами отирают престол. По совершении омовения теплою водою престола и отирания его, архиерей берет у ключаря красное вино, смешанное с розовою водою в одном сосуде, и возливает на престол трижды, крестовидно, и напояет престол, растирая руками. И кропит архиерей тем же смешением вина красного с розовою водою освящаемые антиминсы.

Потом ключарь приносит губы. Архиерей берет одну губу, а прочие сослужащие берут другие и отирают ими престол. Омовение престола, служа к очищению его, вместе с тем указывает на высокое значение его. Престол омывается теплою водою в изображение того, что принимает очищение духовное, что он устрояется для того, чтобы быть вместилищем Св. Духа, престол омывается розовою водою – в изображение мира, принесенного женами на погребение Иисуса Христа (Мф. 26:7–14), а красным вином – в образ крови Спасителя, пролитой на Голгофе, которая была жертвенником за спасение мира.

После омовения престол помазывается миром. Сначала священники произносят: «Аминь». Архиерей, приняв стручец, помазует престол крестообразно на тех местах, где во время литургии должны стоять Евангелие, дискос и потир, и «на столпех престольных». При каждом помазании протодиакон говорит: «Вонмем», возбуждая тем внимание предстоящих, а архиерей произносит: «Аллилуиа», трижды, выражая тем хвалу и благодарение Богу за духовное помазание.

Как после крещения человек облекается в одежды, так и престол облачается после омовения и помазания миром. Облачение престола сообразуется с двояким его назначением – как гроба Господня и как престола Божия, места присутствия Господа. Сначала священниками приносится срачица, знаменующая плащаницу, которою обвито было тело Иисусово (Мк. 15:46). Она кропится святою водою внутри и вне, надевается священниками на трапезу. Потом приносится вервь, окропленная св. водою, и священники обвязуют ею престол, напоминая узы, которыми был связан Господь, когда был введен к первосвященникам Анне и Каиафе (Ин. 18:24). Архиерей со священниками обвязывает престол таким образом, что на каждой стороне престола вервиею образуется крест. По совершении обвязывания и по окончании пения псалма освящается индития, блестящая драгоценная одежда, изображающая сияние Божией славы, и одевают ею святой престол, потом полагают на престол литон, изображающий сударь, которым была обвита глава Иисусова (Ин. 20:7), и на литоне – антиминс, также св. Евангелие, честный крест. Все это перед положением на престол окропляется святою водою.

Затем украшается жертвенник. По указанию архиерея жертвенник облачается кем-либо из сослужащих. Но жертвенник не освящается подобно престолу, ибо он есть место только приготовления жертвы, а не совершения ее. На жертвенник надевается одежда только с окроплением святою водою. Затем на него поставляются сосуды и покровы, и все покрывается пеленою. При этом ничего не произносится, только бывает кропление водою святою. После сего снимается с архиерея запон, как более не нужный при освящении храма. В это же время он обыкновенно снимается со священников. Затем открываются царские врата.

После освящения престола освящается храм – каждением, святою водою, помазанием святым миром. Архиерей кадит кругом престол, жертвенник и весь алтарь, а протодиакон предходит со свечою, затем кадит всю церковь. Когда же архиерей кадит, за ним следуют двое архимандритов, или игуменов, или священников: один кропит стены св. водою, а другой, держа сосуд с миром, помазывает стручцем, обмоченным в миро, на стенах храма крестообразно, сперва в алтаре над горним местом, над окном; потом над церковными вратами, которые к западу церкви; далее на южной стороне и на северной над дверьми, над окном на стенах. Если окно высоко, то приставляется лестница. Таким образом, при помазании миром всех сторон храма изображают крест. По окончании каждения и пения псалма архиерей идет в алтарь. После сего приносится архиерею свещник с невозженною новою свечою. Архиерей, возжегши ее своими руками, поставляет на горнем месте возле престола. «До сего освящении времени во алтари свечи никаковыя не возжигати», – сказано в чине освящения храма.

По освящении храма бывает крестный ход в другой храм за мощами. Придя во храм, где поставлены мощи, архиерей входит в алтарь царскими вратами с двумя предстоящими сослужителями и произносит при главопреклонении всех тайно молитву «Господи Боже наш», в которой просит, чтобы во всем угождать благости Своей сподобил. После того архиерей «кадит святыя мощи трижды по трижды». Отдав кадило, берет дискос с мощами, покрытый звездицею и воздухом, на главу и идет царскими дверями, держа дискос обеими руками, поддерживаемый первосвященнослужителями. Перед ним идут несущие хоругви, певчие и несущие иконы храма и прочие. Дойдя до церкви, которую освящают, идут около нее, от западных врат на южную сторону к востоку, а священник, предходя, кропит святою водою стены храма. Обхождение вокруг храма знаменует посвящение его на веки Богу при ходатайстве святых. Когда же близ освящаемого храма нет другой церкви, тогда св. мощи, поставленные с вечера в освящаемом храме на аналогии перед образом Спасителя у царских врат, остаются там до времени самого крестного хода. По совершении крестного хода, когда приидут к церковным великим вратам, архиерей снимает с головы своей дискос и ставит его на приготовленном, покрытом пеленою столе перед церковными вратами, поклоняется святым мощам трижды, надевает митру и осеняет священников на обе стороны. Певчие, пропев тропарь, идут в храм. Затем врата затворяются или завешиваются завесой. Священники же с иконами, Евангелием, с крестами становятся за столом перед дверьми, обратясь на запад.

Архиерей, стоя перед святыми мощами, лицом на восток, говорит: «Благословен ecи, Христе, Боже наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Прочие отвечают внутри храма: «Аминь». Архиерей говорит: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певчие внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?» В это время архиерей кадит мощи трижды по трижды, потом кадит иконы, св. Евангелие, крест, священнослужителей. Когда певчие пропоют в первый раз: «Кто есть сей Царь славы?», архиерей говорит во второй раз: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певчие опять поют: «Кто есть сей Царь славы?». Затем протодиакон говорит: «Господу помолимся». Певчие поют: «Господи, помилуй». Архиерей снимает митру и читает вслух молитву «Боже, и Отче Господа нашего Иисуса Христа», в которой просит, чтобы Господь утвердил храм, освящаемый до скончания века непоколебимым. Затем, при главопреклонении всех, читает тайно молитву входа: «Владыко, Господи, Боже наш», читаемую при входе с Евангелием на литургии. Потом архиерей берет дискос со святыми мощами и творит крест перед вратами храма, произнося: «Господь сил, той есть Царь славы». Это же поют певчие. Когда певчие в последний раз запоют «Господи сил», в это время архиерей берет дискос с мощами на главу свою, стол же, на котором стояли мощи, отьемлется, и идут в храм. Все это изображает то время, когда Сын Божий с пречистою плотию вознесся на небо. Когда Христос из мертвых воскрес и на небо восходил, тогда поведено поставленным на небесах от Бога князем (т.е. архангелам и другим начальникам ангелов) отворить врата небесные, чтобы взошел Тот, Который есть Царь славы... Так как князи небесные видели, что Он имеет вид, лишенный красоты, чести и славы, то, не зная Его, спрашивали: «Кто есть сей Царь славы?». И Дух Святой от лица Отца или Себя Самого отвечал им: «Господь сил, той есть Царь славы».

Архиерей с мощами входит в алтарь и ставит на престоле дискос и кадит святые мощи и сослужителей. Ключарь подносит св. миро и ящичек для св. мощей, что под престол. По нем подносит иподиакон воскомастих. Архиерей кладет св. мощи, наперед помазав миром, в ящичек оный и заливает воскомастихом и отдает ключарю. Ключарь же закрывает ящичек и полагает под престол к среднему столпу. Также архиерей влагает и в антиминс приуготовленные частицы в мешочке, помазав их сперва в мешочке святым миром, и укрепляет воскомастихом же особой лопаточкой. Св. мощи помазываются св. миром, как бы при погребении, в знак тесного соединения мучеников со Христом. Мощи, пребывая на земле нетленными, уверяют нас в особенном ходатайстве за нас святых, прославленных нетлением тел прежде Царства славы (Апок. 6:9–10). Будучи же положены в храме под престолом или в антиминсе, мощи свидетельствуют об особенном там присутствии Божием. Положение мощей на престоле напоминает, что находящиеся в храме присутствуют на месте, окропленном кровью святых.

По положении святых мощей в антиминс следуют молитвословия о создателях храма, при коленопреклонении архиерея и всего народа. Архиерей читает молитву «Господи, Боже наш, Иже тварь единым словом создавый», в которой просит Господа: «Милостивым оком призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, пребывающия в сем дому небоподобном». После чтения сей молитвы и малой ектении архиерей идет с посохом на облачальное место. Протодиакон произносит ектению «Помилуй нас, Боже», И <...>63


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle