Источник

IX. Духовное возрождение родного села

1. Родным (об Ильинской церкви села Комайск)

Дорогие Родные!

Когда я читая Ваше письмо, то думая только об одном: Стоит возле нашего села деревянная церквушка.

Стоит многие десятилетия, а может быть и века, потому что не знаем, когда она построена. Во всяком случае, построена она не позднее прошлого века. И кем? – Нашими предками. Это они вложили в нее свою любовь к Богу, а через нее и к людям. Здесь воспитывались тысячи и тысячи жителей сел в добре, справедливости, верности, честности, добросовестности и примерном отношении к своим обязанностям, к усердному труду. Здесь совершалось наше духовное становление. Примечательно, что храм, как святыню Божию и святыню народа, пощадила все истребившая в нашем селе война. Вспомните: вернулись мы на пепелище – кругом страшная картина: развалившиеся от огня печи, трубы, фундаменты домов, обгорелые деревья... Жутко! Но в этой пустыне продолжала стоять наша церковь, стоять и вселять во всех нас надежду, что Господь остался с нами! И снова загорелись в ней лампады. Снова пошли чрез нее, как чрез врата Вечности, все, кто ныне лежит рядом в земле. А сколько духовной радости приносили всем нам торжественные богослужения в дни святого пророка Божия Илии и преподобного Исидора! Сколько бодрости они вливали в нашу повседневную жизнь!... Это наша комайская история, это наша память!

И что же сейчас видим? – Мерзость запустения в святом месте. Храм заброшен, разрушается, кругом порос бурьяном, через который, помню, и пробраться трудно. И что еще прискорбнее – это построенный вблизи свинарник, из которого течет навозная жижа, охватившая широким кольцом Святыню. Даже елки – когда–то красавицы – погибли от жижи – стоят сухие, словно страшные свидетели потери своей истории и своей памяти.

Если в шестидесятые и семидесятые годы больно было быть свидетелем этой жуткой картины, то сегодня, когда переоцениваются ценности, когда по всей Стране открываются православные храмы и даже строятся новые /только в прошлом году открыто более 800 православных храмов – в Белоруссии свыше 30/, не принятие никаких мер к восстановлению своей церкви будет служить лишь показателем полного духовною безразличия, нерадения, оцепенения, полной духовной спячки комайцев.

В руках комайцев открыть свою церковь и в их же руках ее восстановить!

Дай, Господи, комайцам вспомнить, что они, а если не они, так их же отцы, когда–то были православными людьми, и Господь пребудет с ними Своей бесконечной милостью.

Ваш Константин Скурат

12 марта 1989 г.

2. Священнику Георгию – настоятелю храма Покрова Божией Матери в городе Докшицах

Уважаемый отец ГЕОРГИЙ!

Примите от меня искреннюю благодарность за Ваши молитвы, за истовое и благоговейное совершение богослужения, за тот идеальный порядок, который Вашими заботами сохраняется в храме. На мой взгляд, есть лишь небольшие недочеты, о которых дерзаю сказать, так как и я всей душой «болею» за наше Святое Православие.

Можно, а может быть и нужно, Настоятелю обратить внимание на следующее:

1. Духовную культуру церковного пения. Петь хору нужно значительно тише. Начинать всем вместе. Никому не выделяться. Управлять разжатой рукой.

2. Свещеносец должен быть в стихаре.

3. На запрестольном седмисвечнике поставить лампадочки – если не с елеем, то с электрическими лампочками внутри. Нынешние электрические лампочки очень яркие, слепящие.

4. Запрестольный образ осветить специальным прожектором, установленным на внутренней стороне иконостаса.

5. Аналои с лежащими на них иконами (на солее) отодвинуть дальше от иконостаса.

6. Подумать над тем, чтобы между утреней и литургией не было разрыва. Нынешний Докшицкий обычай неудобей для молящихся, желающих быть и за утреней и за литургией. Для причастников, особенно детей, он труден – поздно. Надо также помнить, что причащают обычно до двенадцати часов дня. К тому же существующая в Докшицах практика может привести к поспешному совершению таинства Крещения, что, разумеется, недопустимо. Отсюда: Крещение лучше совершать до утрени (строго до установленного времени начала общественного богослужения) и после Литургии.

7. Во время «запричастного», если есть причастники, надо прочитывать хотя бы несколько молитв перед святым Причащением.

Извините за мои размышления.

Дай, Господи, нам встретиться в Комайской церкви!

С искренним почтением

12 сентября 1989 г.

3. Село духовно возрождается...

Много страданий перенесла Белорусская Земля на протяжении истории и особенно в последнюю мировую войну: сотни деревень и городов сожжены были фашистами дотла, некоторые из них вместе с жителями – погиб каждый четвертый белорус. Сожжено было в 1943 г. и село Комайск (Витебская область). Те строения, которые случайно уцелели от огня, уничтожены были потом. И лишь деревянную церковь во имя святого пророка Божия Илии, стоявшую в стороне села, оккупанты не тронули. Ее оберегали и партизаны. Но бездумные деятели атеизма, считавшие массовое закрытие и уничтожение храмов одним из средств и путей в некое великое светлое будущее, закрыли в 1960 г. и этот святой храм. А руководители колхоза поступили еще более жестоко: построили рядом с храмом на более высоком месте свинарник и пустили на храм навозную жижу, превратив священное место сельских тружеников в зловонную лужу. Вековые красавицы ели, окружавшие храм, засохли, вырос огромный бурьян, к храму нельзя было подойти даже в резиновых сапогах... Больно, жутко, страшно!.. К чему эти «деяния» привели общеизвестно: село, начавшее быстро восстанавливаться после войны, также быстро пошло к духовному падению и развалу...

Хотя Комайская церковь и построена была еще в середине прошлого века на месте явления Божией Матери (возле Престола в камне имеется след Ее стопы) и представляла собой (какой, естественно, и осталась) уникальное высокое и сравнительно объемное (вместимость около тысячи молящихся) деревянное строение, каких немного в Докшицком районе, но думать о восстановлении ее действия до последнего времени не приходилось: разрушались даже те храмы, которые бесспорно являлись ценными памятниками архитектуры – шел процесс стирания с лица Советской Страны всего того, что связано с религией. Что могла значить перед «великой» целью Комайская церковь?! Но, слава Богу, времена меняются!

Еще прошлым летом (1989 г.) образовался в Комайске актив по воз– вращению храма селу. Возглавил его сын многолетнего бывшею Комайскою храма старосты Иван Константинович Гаврилович, боец и инвалид Великой Отечественной войны. Благодаря усердию всех верующих и деятельной помощи нового председателя колхоза Ивана Брониславовича Коростика в течение одного года храм восстанови– ли и привели в образцовый вид, заново построили колоколеньку, в которой повесили два маленьких колокола. 31 июля 1990 г., по благословению епископа Полоцкою и Витебскою Димитрия, храм был освящен Глубокским благочинным протоиереем Серафимом (выпускник Богословского факультета Варшавскою университета) и настоятелем Докшицкой церкви священником Георгием Мелешко (учащийся Московской Духовной Семинарии в Секторе Заочною Обучения). Не взирая на то, что это был рабочий день (вторник) летней страды, храм заполнился молящимися. Во время слова отца Благочинного, назвавшею этот день днем благодарения Богу, все плакали. Через день – 2 августа – в память св. пророка Божия Илии богослужение возглавил протоиерей Михаил Уляхин, духовник Свято-Евфросиниевского Полоцского женского монастыря. Всех собравшихся на праздник храм не мог вместить. Было тесно, душно, но радостно, отрадно, молитвенно... От радости снова плакали и во время молитвы, и во время гомилий отца Михаила, отца Георгия и приехавшего из Москвы бывшею односельчанина... Помолились, встретились с родными и знакомыми, отдохнули душой, получили необходимое духовное подкрепление в нелегком сельском труде. И, как в старинку, на улицах зазвучала белорусская песня... Село духовно возрождается, а с ним придут и дни благополучия, мира, радости.

Сегодня, сверкая серебристыми куполами и крышей, стоит жемчужина села Комайска на фоне прекрасного сада и поросших урожайных полей, окаймляющих ее с севера и северо-востока. Но с юго-запада продолжает напирать на нее свинарник с визгом ее обитателей, как грустное напоминание о суровых прошлых годах.124 Как хотелось бы надеяться, что не только не повторится прошлое, но и все то, что напоминает его уйдет в небытие!.. Спаси нас, Боже, и сохрани, помоги нам быть достойными Твоей милости!

Константин Скурат, бывший житель с. Комайска,

а ныне учитель Московских духовных школ

4. Сообщение в Белорусской печати: «Духовно возрождается село»

Во время оккупации в 1943 году село Комайск Витебской области было сожжено. Те строения, которые случайно уцелели от огня, были уничтожены позже. И лишь деревянную церковь во имя Святого пророка Божия Илии, стоявшую на окраине, оккупанты не тронули; оберегали ее и партизаны.

Деятели атеизма, считавшие закрытое и уничтожение храмов одним из средств достижения «великого светлого будущего», закрыли в 1960 году этот святой храм. Руководители колхоза поступили еще безбожней: построили рядом с церковью свинарник, осквернив священное место; вековые красавицы ели, окружавшие храм, засохли, вырос огромный бурьян, к храму нельзя было подойти даже в резиновых сапогах... Больно, жутко, дико! К чему привели эти «деяния» известно: село, начавшее быстро восстанавливаться после войны, пришло к разорению и развалу.

Комайская Свято-Ильинская Церковь построена была в середине прошлого века на месте явления Божией Матери – возле Престола в камне имеется след Ее стопы – и представляла собой, к счастью, сохранившись доселе, уникальное высокое деревянное строение, вмещающее около тысячи молящихся. Таких строений не много в Докшицком районе, но думать о ее восстановлении до последнего времени не приходилось: шел активный процесс стирания всего, что связано с Богом.

Однако прошлым летом образовалась в Комайске община православных верующих, которую возглавил сын последнего старосты Комайского храма Иван Константинович Гаврилович, ветеран и инвалид Великой Отечественной войны. Благодаря усердию верующих и деятельной помощи нового председателя колхоза Ивана Брониславовича Коростика в течение одного года храм был восстановлен и приведен в образцовый вид. Заново выстроили колокольню, повесили два колокола. 31 июля сего года по благословению Преосвященного Димитрия, епископа Полоцкого и Витебского храм был освящен Глубокским благочинным протоиереем Серафимом Гоголушко и настоятелем Докшицкого храма священником Георгием Мелешко. 2 августа, в память Святого пророка Илии богослужение в Комайской церкви возглавил протоиерей Михаил Уляхин, духовник Спасо-Евфросиниевского Полоцкого монастыря. Со слезами духовной радости и умиления молились в храме односельчане, встретившиеся в Доме Божием по зову Его: «Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы».

Как в старину, зазвучала на улице после службы белорусская речь и пение. Село духовно возрождается, а с верою придут к людям благополучие, мир, радость.

Константин Скурат,

профессор Московской духовной Академии,

уроженец села Комайск

* * *

Примечания

124

К сегодняшнему дню свинарник закрыт (17 ноября 2010 г.).


Источник: [Собрание сочинений] / К.Е. Скурат. – 2006-. / Т. 8: Немного о многом. – Кемерово: Изд. отд. Кемеровской епархии, 2015. - 512 с., илл.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle