протоиерей Ливерий Воронов

Слово на литургии в неделю 24-ю по Пятидесятнице

25/12 ноября 1979 года

«Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 19).

«А кто мой ближний?.. Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:29, 37).

Одной из важнейших истин благочестивой нашей веры является то, что мир, в котором мы живем, существует не сам по себе, но создан Всемогущим Творцом по Его неизреченной любви и благости. Другой, не менее важной и спасительной истиной является то, что любовь Бога к созданному Им миру не оскудела и после грехопадения людей, которое внесло в этот мир расстройство, нравственную испорченность, физическую и духовную смерть. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Творец не хочет погубить Свое создание. Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2:4). Он есть Спаситель всех человеков (1Тим. 4:10), и потому терпеливо ждет обращения каждого грешника и готов каждому искренне кающемуся и желающему исправить свою жизнь открыть Свои любвеобильные отцовские объятия.

Но, увы, люди часто остаются глухими и равнодушными к спасительным Божественным призывам. Беспечная и суетная греховная жизнь делает многих жалкими безвольными существами, рабами собственных пороков, а иногда и активными поборниками зла. В том мире, который вышел некогда из рук Творца чистым, светлым и прекрасным, мы видим подчас примеры глубокого нравственного падения, видим проявления гордости, эгоизма, вражды, ненависти и злобы. Наряду с Царством Божиим, с Царством света и красоты существует в мире и мрачная область, греха, которую Слово Божие называет «областью темной» (Лк. 22:53), областью «сынов противления»"(Кол. 3:6) и «сынов века сего» (Лк. 16:8).

Нельзя указать точно границу между Царством Божиим и областью «мира сего». О Царстве Божием Господь сказал однажды: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20–21). Но и об области «мира сего» нельзя сказать с полной уверенностью: «вот, оно здесь», или: «вот, там», ибо граница между Царством Божиим и царством греха проходит через сердце каждого из нас. Размышляя об этом, великий русский писатель сказал, что в мире диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.

Но хотя и нельзя указать точно эту границу, каждый из нас чувствует, где и когда начинает усиливаться грех, где и когда христианин должен проявить мудрость и мобилизовать свои духовные силы, чтобы противостать мирским соблазнам и явить себя верным и добрым воином Христовым. Живя в этом мире, мы не можем так или иначе не соприкасаться с люди, мы, проникнутыми духом мира сего, – мира, где царствуют, по словам св. апостола Иоанна Богослова, «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин. 2:16). Но и пребывая в мире, мы обязаны, если хотим жить по правде, по закону Христову, хранить себя неоскверненными от мира (Иак. 1:27).

Трудно и безотрадно было бы жить христианину на земле, если бы он был предоставлен самому себе, подобно утлому челноку, плывущему среди огромных вздымающихся вокруг него волн житейского моря, готовых опрокинуть и потопить его. Он ощущал бы себя в этом мире, подобно одинокому никому не нужному страннику и пришельцу, на которого смотрят если не с презрением, то с равнодушием, а призывы и увещания которого о жизни в Боге и для Бога оказываются гласом вопиющего в пустыне.

Но вот, в только что слышанном нами апостольском чтении наше внимание привлекают к себе следующие замечательные слова: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). У вас есть родной Отчий дом, где всегда царит атмосфера любви, где у Божественной Трапезы и в совместных – с братьями и сестрами по вере – молитвах к общему Небесному Отцу вы всегда найдете необходимую поддержку и утешение. Вы «свои Богу», то есть, близкие и дорогие Ему дети, которых Он всегда готов выслушать, приласкать и согреть Своей отеческой любовью.

Вы – сограждане святым, ибо от купели святого крещения удостоены гражданства в том небесном Отечестве, где пребывают, прославляя Господа, тьмы Ангелов, где ликует торжествующий собор первенцев, написанных на небесах, куда призваны и вы, как участники в небесном звании (Евр. 3:1), крестившиеся во Христа (Рим. 6:3) и напоенные Духом Святым (1Кор. 22:13).

Слово Божие, постоянно звучащее в Св. Церкви, учит нас, что все истинно верующие во Христа составляют одну семью или один великий народ Божий. Основной закон жизни этого народа – любовь к Богу и к ближним. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Такой ответ, как говорит сегодняшнее евангельское чтение, Господь дал на вопрос некоего законника: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?"

Законник нс удовлетворился однако этим ответом и снова спросил Господа: »а кто мой ближний?« Этот человек полагал, что любовь к людям можно ограничить только теми, кого необходимо признавать своими ближними. Тогда Спаситель предложил ему выслушать притчу о том, как один человек на пути из Иерусалима в Иерихон подвергся нападению разбойников, был изранен ими и остался едва жив. Из проходивших там же людей оказал ему помощь тот, кого, казалось бы, менее всего можно было ее ожидать. Это был не священник из Иерусалимского храма и не левит, которые равнодушно прошли мимо своего попавшего в беду единоплеменника, а самарянин, то есть представитель той части населения Палестины, которую евреи презирали, считая самарян хуже язычников и избегая какого бы то ни было общения с ними.

И этот-то самарянин, не задумываясь, поспешил оказать всю возможную с его стороны помощь несчастному. »Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?« – спросил Господь вопрошавшего его законника. Тот »сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же« (Лк. 10:30–37).

Вдумываясь в это повествование, мы легко заметим, что Господь не стал отвечать на поставленный Ему вопрос законника: »а кто мой ближний?« Он просто отклонил этот вопрос, как неуместный и показывающий слишком узкое понимание законником Божественной заповеди о любви. Вместо этого Господь Своей притчей о милосердном самарянине научил и законника, и каждого из нас тому, что нам нужно не спрашивать, кто наш ближний, а самим стараться быть ближними ко всем, кто нуждается в нашей помощи, участии и любви.

В разные времена и при разных обстоятельствах любовь к ближним может принимать различные формы. Это может быть и материальная помощь нуждающимся, и забота о больных или престарелых людях. Но это может быть и разумный совет, и доброе участливое слово привета или утешения, обращенное к тому, кого постигла скорбь или жизненное испытание. Это может быть и искренняя молитва о небесной помощи человеку, пребывающему в заблуждении или в плену греховных страстей.

Но, как чада Церкви Христовой, как »сограждане святым и свои Богу« мы должны всячески избегать равнодушного отношения к горю других людей и отнюдь не уподобляться тем двум лицам из притчи о милосердном самарянине, которые вместо любви к ближнему обнаружили душевную черствость и жестокосердие.

"Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 6:7). Св. Церковь напоминает нам об этой заповеди многократно и различным образом. Сегодня же она делает это еще и тем, что чествует память святого Иоанна Милостивого, который никогда и никому не отказывал в посильной помощи, за что и восприял неоскудевающее богатство в обителях Небесного Отца.

Будем же просить Господа, чтобы Он Сам помог нам нелицемерно, искренне возлюбить Его, нашего Бога и Спасителя! И ближних наших, всех нуждающихся в помощи, поддержке, участии и молитве, постараемся любить как самих себя. Это не легко для нашего сердца, подчас слишком занятого собой и мало побуждавшего себя к подвигу братолюбия. Но невозможное людям возможно Богу (Лк. 18:27). И Он, при наличии у нас доброй воли, поможет нам в исполнении Его святых заповедей, указывая на которые, Он говорит каждому человеку: «Так поступай и будешь жить» (Лк. 10:28). Аминь.


Источник: Проповеди [Специальный вып. памяти прот. Ливерия Воронова] // Христианское чтение. 1996. : сборник.

Комментарии для сайта Cackle