Азбука веры Православная библиотека протоиерей Ливерий Воронов

протоиерей Ливерий Воронов

Догматическое богословие

История Древней Церкви

Литургика

Патрология

Проповеди и слова

Русская патрология

Сравнительное богословие

Церковное искусство

протоиерей Ливерий Воронов

протоиерей Ливерий Воронов (1914–1995)

Биография

Время детства и юношества

Воронов Ливерий Аркадьевич родился 22 января 1914 года, в семье служащих, в городе Ораниенбаум. Некоторые представители его рода принадлежали к духовенству. Сам он состоял в родстве с известным архиепископом Феофаном (Быстровом), который приходился ему дядей.

С учётом духовных семейных традиций и надлежащего нравственного воспитания Ливерию было непросто следовать курсом антирелигиозного социалистического порыва, приспособиться к жизни советского общества, слиться с социумом. Казалось, само его имя Ливерий (от римского «либеро» — свободный), данное родителями при рождении, должно было напоминать ему о той несвободе, с которой он вынужден был поневоле считаться.

В юношеские годы Ливерий поступил в Школу фабрично-заводского ученичества Охтинского химкомбината, из которой выпустился в 1930 году. После завершения обучения в школе он получил специальность электромеханика.

Молодые годы, жизнь Ливерия Воронова в годы войны

В период с 1932 по 1933 год он трудился в Государственном институте прикладной химии, в городе Ленинграде.

Успешно окончив в 1938 году Ленинградский химико-технологический институт, Леверий Аркадьевич получил диплом инженера-технолога. Ввиду высокого уровня знаний решением руководства он был оставлен на кафедре, в качестве научного сотрудника, а спустя год поступил в аспирантуру. На данном этапе его духовными руководителями были: архиепископ Николай (Ярушевич) и протоиерей Николай Чуков.

Наступил июнь 1941 года. Грянула Великая Отечественная война. В связи с быстрым наступлением и приближением врага аспирантура, где он учился, подлежала срочной эвакуации, и Ливерий Аркадьевич был отчислен с правом последующего восстановления. Случилось, что ближе к осени 1941 года он находился с женой у своих родителей, в поселке Вырица. В результате он оказался на оккупированной территории.

Осенью того же года Ливерий поддержал инициативу сторонников возобновления богослужений в местных храмах. Эта инициатива имела успех. Какое-то время он состоял в членстве приходского совета, служил псаломщиком и певчим в церкви Казанской иконы Божьей Матери. Несмотря на годы активной атеистической пропаганды, несмотря на гонения и репрессии многие «советские» граждане сохранили в себе искру веры. С наступлением войны люди искали особой поддержки у Бога, и конечно, с открытием того или иного Православного храма многие из них искренне устремлялись туда.

На протяжении времени с декабря 1941 по апрель 1943 года Ливерий исполнял обязанность псаломщика в храмах Оредежского района.

1942 году он оказался в положении заложника, пробыв в руках оккупантов несколько недель. Несмотря на лояльность, которую проявляли захватчики к богослужебной деятельности, Ливерий не собирался сотрудничать с ними как коллаборационист. Когда те предложили ему возможность работать по инженерному делу, он ответил отказом.

Начало священнического служения

24 апреля 1943 года митрополит Литовский и Виленский Сергий рукоположил Ливерия во диакона, а через два дня посвятил его в сан священника. В этот период отец Ливерий старался поддерживать людей, находящихся под оккупационным режимом, занимался миссионерскою деятельностью в составе Псковской миссии.

Нужно отметить, что члены этой миссии занимали активную позицию в отношении дела восстановления религиозной жизни, ездили по разным районам, включая самые отдаленные и глухие, открывали храмы, справляли в них службы. Однако многим казалось, что они сотрудничают не столько с Богом, сколько с врагом. Сотрудники миссии нередко становились объектами нападений со стороны советских партизан. (Так, в 1944 году был застрелен митрополит Сергий. По свидетельству фашистских властей с ним расправились партизаны; между тем существует и другая версия: немцы сами избавились от него, устрашившись того колоссального размаха, который приобрела миссионерская деятельность).

С период с мая по август 1943-го года отец Ливерий занимал должность начальника канцелярии Псковской миссии. При этом с 26 апреля он был включен в штат Троицкого собора города Пскова. С 28 августа он служил в Афанасиевской церкви, в городе Гдов.

Какое-то время отец Ливерий служил в храмах Нарвы и Таллина, в молитвенном доме в городе Вильянди. Когда в сентябре 1944 года он получил предписание от оккупационных властей явиться на сборный пункт с целью дальнейшей отправки в Германию, то, конечно же, не обрадовался, но поспешно сбежал вместе с женой из Вильянди в Таллин. Там ему предоставили убежище и помогали скрываться от фашистов представители местного духовенства и сочувствующие верующие. В октябре 1944 года, после того как Таллин был освобожден советскими войсками, отец Ливерий был включён в клир Ленинградской епархии.

Арест, обвинение, отбывание наказания

Когда представители «Смерша» стали просеивать население и отыскивать среди них врагов и предателей, они, естественно, не оставили без внимания и руководителей Псковской миссии, в том числе иерея Ливерия Воронова. 22 октября 1944 года его арестовали и доставили в Ленинград, во внутреннюю тюрьму НКВД. На допросах он держался достаточно стойко, решительно отвергал предъявляемые ему обвинения в измене Родине. Военный трибунал приговорил отца Ливерия к пятнадцати годам заключения.

В этой тяжелой ситуации ему помогло, что он был инженером. Какое-то время он трудился в особом конструкторском бюро, в Ленинграде, а затем на Севере, в Норильске, на горно-металлургическом предприятии. Отбыв в заключении почти что одиннадцать лет, в 1955 году он освободился. Немного спустя с него сняли незаслуженные обвинения и реабилитировали.

Служение после освобождения. Преподавательская деятельность в Ленинградской духовной академии

Освободившись, с августа 1955 по июнь 1957 года отец Ливерий служил в Богородице-Рождественской церкви, в городе Вологде. При этом он обучался заочно в Ленинградской духовной семинарии. После её окончания он поступил в Духовную академию и закончил её со степенью кандидата богословия в 1961 году, в возрасте сорока семи лет.

Вскоре, с благословения руководства, он стал там преподавать, поначалу — латынь, Новый Завет, а впоследствии стал читать лекции по Православному Догматическому Богословию, также по истории древней Церкви.

В 1961 году отец Ливерий был возведен в протоиерея. В это время он служил в храме при академии. С 1964 года он являлся доцентом кафедры истории и разбора западных исповеданий, а в 1965 году стал профессором Догматического Богословия.

В 1968 году занял должность заведующего кафедрой богословских наук ЛДА. В 1971 году успешно защитил магистерскую диссертацию, а в 1986 году удостоился степени доктора богословия.

Одновременно с работой в академии отец Ливерий принимал деятельное участие в различных организациях и комиссиях.

Так, в период с 1962 по по 1973 год он работал в ОВЦС МП. С 1963 года участвовал в Комиссии, занимавшейся разработкой материалов для грядущего Всеправославного Собора. Кроме того с 1989 года участвовал в Комиссии по канонизации святых.

Что касается международной деятельности, отец Ливерий входил, например, в состав таких организаций как отдел по изучению Христианской мирной конференции, «вера и церковное устройство» ВСЦ. С 1980 года он был в комиссии, занимавшейся вопросами диалога между Православными Поместными Церквями и Римско-Католической.

Кроме того отец Ливерий участвовал во множестве конференций, конгрессов.

6 декабря 1995 года сердце пастыря остановилось. Его похоронили на Волковском кладище в Санкт-Петербурге.

Богословские сочинения протоиерея Ливерия Воронова

За свою пллодотворную пастырскую жизнь отец Ливерий написал множество работ разной направленности. Существенная часть его произведений была представлена в «Журнале Московской Патриархии», в «Голосе Православия», в «Богословских трудах». Какие-то работы издавались, как отдельные сочинения. Среди них можно выделить: Догматическое богословие; Документы и акты, входящие в состав «Деяний первого Вселенского Собора 325 года»; Календарная проблема.

Труды

Автор около 130 работ по богословской тематике и проблемам экуменизма, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии», в сборниках «Богословские труды», журнале «Голос Православия» и др. Переводы его статей публиковались в зарубежной прессе. Неопубликованные курсы лекций о. Ливерия по догматике и истории древней Церкви хранятся в его архиве.

  • Свт. Николай – ревнитель и защитник Православия // ЖМП. 1961. № 6. С. 65-75; № 7. С. 66-74
  • Слово в день праздника Воздвижения Креста Господня // Там же. № 9. С. 21-24
  • Православный взгляд на сакраментальную сторону священства // Там же. 1962. № 9. С. 53-64; № 10. С. 64-72
  • По поводу недели молитв о христ. единстве // Там же. 1963. № 1. С. 53-56
  • Всеобщий мир и задачи Церкви // Там же. № 3. С. 19-28
  • Мир и Экумена: Тез. для 1-й рабочей сессии Комис. ХМК «Мир и Экумена» // Там же. № 6. С. 36-47
  • Вопрос об англикан. священстве в свете рус. правосл. богосл. науки // БТ. 1964. Сб. 3. С. 64-144
  • Боговоплощение как основание христ. учения о мире // ЖМП. 1965. № 7. С. 29-34
  • К вопр. о так называемом «тайном» чтении священнослужителем евхаристических молитв во время Божественной литургии // БТ. 1968. Сб. 4. С. 169-180
  • Слово на текст: Исаии 54, 9-10, произнесенное на пленарном заседании 3-го Всехрист. Конгресса в защиту мира 4 апр. 1968 г. // ЖМП. 1968. № 6. С. 43-47
  • Проблема теории конвергенции // Там же. 1969. № 7. С. 26-29
  • Единство и разнообразие в правосл. традиции // Там же. 1970. № 10. С. 71-74
  • Осуществление Примирения в жизни и деятельности Церкви // БТ. 1971. Сб. 6. С. 174-179
  • Литургия по «Testamentum Domini nostri Jesu Christi» // Там же. С. 207-219
  • Календарная проблема: Ее изуч. в свете решений Первого Вселенского Собора о пасхалии и изыскание пути к сотрудничеству между Церквами в этом вопросе // Там же. Сб. 7. С. 170-203
  • Крещение и принадлежность к Церкви: Взгляд на состояние некрещеного человека (по учению св. отцов до 4-5 в.) // Там же. 1973. Сб. 10. С. 135-140
  • Док-ты и акты, входящие в состав «Деяний Первого Вселенского Собора 325 г.» // Там же. Сб. 11. С. 90-111
  • Истина Воскресения в Православии // ЖМП. 1974. № 6. С. 72-79; № 7. С. 46-51
  • Андрей Рублев – великий художник древней Руси // БТ. 1975. Сб. 14. С. 77-94
  • Евхаристия // Там же. 1980. Сб. 21. С. 60-70
  • Понимание Филиокве в экуменической перспективе // ЖМП. 1982. № 3. С. 60, 61
  • Путь жизни // Там же. 1985. № 11. С. 71-73
  • Вопрос о «Filioque» с точки зрения рус. богословов // БТ. 1986: Юбил. сб., посвящ. 175-летию ЛДА. С. 157-185
  • Слово Божие в жизни Церкви // ЖМП. 1987. № 3. С. 70-74; № 4. С. 61-67
  • Богосл. основы правосл. понимания экуменизма // Тысячелетие крещения Руси: Междунар. церк. науч. конф. «Богословие и духовность». М., 1989. С. 195-211.
  • Преосвященный Феофан (Быстров) – ректор СПбДА (1909-1910) // Вестник Ленинградской духовной академии. М., 1990. №01. С. 18-31
  • Слово на литургии в Неделю 1-ю Великого поста // Вестник Ленинградской духовной академии. М., 1990. №01. С. 83-86
  • Богословские основы православного понимания экуменизма: [Докл. на Второй Междунар. науч. конф. "Богословие и духовность Русской Православной Церкви", посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Москва, 11-19 мая 1987 г.] // Христианское чтение. М., 1991. №01. С. 51-86
  • Догматическое богословие. Из лекций, прочитанных для студентов IV курса Санкт-Петербургской духовной академии в 1991-1992 учебном году. Учебник для духовных учебных заведений. Московская Патриархия. Изд. «Хроника», 1994
  • Проповеди [Специальный вып. памяти прот. Ливерия Воронова] // Христианское чтение. М., 1996. №11. С. 3-190