Протодиакон Матфей Мартынов

Источник

Имя протодиакона Матвея для жителей Тобольской епархии не может быть совершенно неизвестным, так как оно неразлучно соединяется с повествованием о происхождении самой главной святыни Тобольской епархии. Матвей Мартынов был первым по времени протодиаконом Софийского собора в Тобольске. Он не был коренным сибиряком. Говоря о его происхождении, еще прот. А. Сулоцкий относил его к приезжим из России „на том, во-первых, основании, что, до учреждения в Тобольске архиерейской кафедры, духовенства в Сибири, в особенности порядочного, было чрезвычайно мало, и, во-вторых, на том, что если б он родился в Сибири, ему не у кого и негде было бы так хорошо научиться иконописанию“. „Судя по обычаю многих Тобольских преосвященных, привозить с собой из России дьяконов с хорошими голосами, также кого-нибудь из певчих и других духовных лиц, можно с вероятностью полагать, – говорит прот. Сулоцкий, – что протодиакон Матфей был привезен или из Новгорода первым Тобольским архиереем Киприаном в 1621 году, или из Костромы вторым Тобольским преосвященными Макарием в 1625 г., по крайней мере достоверно известно, что в 1628 г. Матфей был уже протодиаконом“.1 Но что прот. Сулоцкий только предполагал, то теперь вполне оправдалось открытыми вновь документами. Протодиакон Матфей приехал в Тобольск вместе с первым сибирским архиепископом Киприаном в год открытая в Сибири епархии, т. е. в 1621 г., как это видно из одной отписки архиепископа Киприана к патриарху Филарету Никитичу. Откуда, из какой епархии он был родом, не известно. Сопоставляя сохранившиеся до нашего времени документы, касающиеся этого протодиакона, можно думать, что он приехал в Тобольск имея от роду никак не менее 55 лет. В Тобольске он поселился на горе, где построил для себя на Троицкой улице дом (улица называлась по существовавшему тогда храму Живоначальной Троицы, стоявшему в 10 саженях от Софийского собора). Об этом доме упоминается уже в „дозорной книге “ г. Тобольска за 1624 г.2 Из сохранившихся „окладных книг Софейского дому» за 1638 г. видно, что должность протодиакона в то время была должностью весьма почтенною, и протодиакон Матфей Мартынов за свою службу получал государева жалованья более не только вторствующего диакона и соборных священников, но даже и ключаря соборного. Оклад его жалованья уступал только окладу жалованья, положенного соборному протопопу. „Протодьякон Матфей Мартынов (получал в год) государева жалованья: денег 15 руб., хлеба 18 чети ржи, овса тоже, 12 пуд соли»,3 тогда как между остальными членами соборного причта государево жалованье раскладывалось так:


ДЕНЕГ РЖИ ОВСА СОЛИ
Протопопу Григорию Матвееву 25 руб. 30 ч. 30 ч. 15 п.
Ключарю Андрею Захарьину 12 руб. 15 ч. 15 ч. 10 п.
Соборным попам (Матфею Борисову, Игнатию Иванову, Агафонику Яковлеву) каждому по 10 руб. 13 ч. 13 ч. 10 п.
Соборному дьякону Леонтию Ильину 8 руб. 10ч. 10 ч. 7п.

Заметим мимоходом, что приведенный оклад жалованья означенным лицам не должен казаться ничтожным, так как деньги в XVII век были дороже нынешних по меньшей мере в десять раз. Получая жалованье, уступавшее по размеру только жалованью соборного протопопа, старинный протодьякон и во всех деловых, официальных бумагах подписывался сразу же после протопопа. В дошедшем до нас списке с „переписной книги соборные церкви Софии Премудрости Божией“ за 1625–26 год говорится: „А у подлинных переписных книг по полям написано: к сем дозорным книгам Софийской протопоп Иван руку приложил; к сем дозорным книгам протодьякон Матвей руку приложил; к сем книгам Софийской ключарь Ондреян руку приложила; к сем дозорным книгам Софийский поп Ондреян руку приложил4 и т. д. и т. д. В тех же „переписных книгах!“ перечисляются облачения, находившиеся при Софийском соборе и употреблявшимся протодиаконом Матфеем. „У протодиакона Матвея в ризнице стихарей: государева жалованья стихарь старой тафтяной, оплечье бархат черчат полинял, 2 стихаря миткалинные, оплечья и зарукавья, и улари (орари) и поручи у обеих бархательные, подложены холстом, около подола зендень синяя, пуговицы оловянные».5 Странным представляется то обстоятельство, что в ризницу протодьякона Матвея не поступило облачение „дачи архиепископа Киприана по племяннике преставившемся Иване“. Архиепископ Киприан, как значится в упомянутой переписной книге, на помин души своего племянника пожертвовал в собор для каждого члена причта особое облачение, обойдя почему-то протодиакона Матвея, хотя ризница последнего была самой бедной. Едва ли, впрочем, это можно объяснить владычим гневом на протодиакона, так как архиепископ знал цену протодиакону, и протодиакон Матвей в Тобольске был действительно человеком весьма полезным и нужным. Он был искусным иконописцем. Энергичный, деятельный архиепископ Киприан (1621–1624 гг.), заботясь о благоукрашении Софийского собора, заказал протодиакону Матфею написать два запрестольных образа Пречистой Богородицы и поновить старым иконы.6 В документе, где сообщается это последнее известно, не называются имена этих старых икон, но, по всей вероятности, это были пожертвованный еще царем Феодором Иоанновичем – Образ Пречистой Богородицы Одигидрии и образ Живоначальной Троицы. Обе эти иконы были перенесены архиепископом Киприаном в Софийский собор из Троицкой церкви. Относительно нравственного поведения и образа жизни протодиакона Матвея ничего неизвестно, хотя составители книжек и статей об Абалакской иконе Божией Матери обыкновенно называют его „ благочестивым“.

Во время управления Сибирской епархией епископ Нектарий (1636–1640 гг.), Промысл Божий избрал протодиакона Матфея для Своих высших целей. В 1636 г. 10 июля благочестивой вдове Марии, жившей в селе Абалакове, было в тонком сне видение трех икон: в средине – Знамения Божией Матери, по правую – чудотворца Николая и по левую – пр. Mарии Египетской. От средней иконы был голос, повелевавший Марии объявить о видении народу и побудить его к построению в Абалаке новой, трехпрестольной церкви. Это видение, в том же году и месяце, повторилось еще два. раза. После сделанного Марией объявления архиепископу Нектарию и народу о бывшем ей видении, в Абалаке приступили было к построению новой деревянной церкви. Во время строения церкви Промысл Божий уготовлял для и неё и тот чудный образ, чрез который излито столько небесных благодеяний на жителей суровой Сибири. Был в то время больной, расслабленный крестьянин Евфимий Кока, который, по совету одного своего знакомого, в надежде на исцеление, дал обещание заказать для новой Абалакской церкви храмовую икону Знамения Божией Матери. В день произнесения обета расслабленный, действительно, по милости Божией, стал владеть правою стороной своего тела. На другой день Евфимий Кока послали к apхиепископу Нектарию своих домашних с упрошением о позволении написать храмовую икону для Абалакской церкви. Получив святительское благословение, расслабленный заказал написать икону „изографу, соборной и апостольской церкви Софии Премудрости Божией протодиакону Матфею“,7 который в то время был, если не единственный, то, по крайней мере, искуснейший живописец в Тобольске. Это было в 1637 г., когда протодиакон Матфей имели от роду не менее 70 лет. Написанный ими образ Знамения Божией Матери прославился, как источники благодатных явлений и сделался главною святыней Тобольской епархии. Слава о чудотворной иконе стала постепенно распространяться все шире и шире, а саму икону стали носить с молебным пением не только по Тобольску и его окрестностями, но и в города Тюмень, Туринск и Верхотурье. Но таки как от этого не редко случалось, что приходившие и приезжавшие в Абалак богомольцы не заставали её там, то решено было заказать тому же протодиакону Матвею снять с чудотворной иконы копию, только меньших размеров. Эта копия и была носима из Абалака в отдаленные места. Впоследствии она была передана в г. Семипалатинск и стала известна под именем Семипалатинского списка Абалакской иконы.8 Послуживший делу Божественного Промысла в Сибири, протодиакона Матфей естественно должен быть сделаться в Сибири лицом известными, хотя бы по имени только, каждому абалакскому богомольцу. Но на закате дней своих этому протодиакону пришлось потерпеть унижение и душевные страдания, и притоми совершенно не заслуженно. С 1640 но 1650 г. Сибирский епархией управляли архиепископ Герасим, человек по своему времени довольно образованный, но, к сожалению, отличавшийся суровым, даже жестоким характером. Ежегодно отправлялось из Тобольска в Москву множество жалоб на этого архиепископа и должностными лицами и частными людьми за его жестокость или, как говорилось в самих жалобах, за его „неистовое поведение». В сохранившихся от того времени документах упоминается, что последствием жестокого обращения архиепископа со своей духовной паствой бывали иногда даже случаи самоубийствах. С этим то грозным владыкой и пришлось служить протодиакону Матфею в свои последние годы. В год восшествия на престол царя Алексея Михайловича (1645) протодиакону было уже слишком 80 лет от роду. Старому, дряхлому служаке намять естественно стала изменять. И вот, после молебна о здравии нового царя, преклонный старец, произнося многолетие, помянул вместо Алексея Михайловича привычное, укрепившееся в его памяти имя покойного Михаила Федоровича. Жестокий архиепископ не оставил этой случайной, ненамеренной обмолвки без внимания. Дряхлый протодиакон был подвергнут позорному и жестокому для его лет наказанию: архиепископ посадил его на цепь в мукосейню. И только чрез некоторое время, но случаю дня ангела царя Алексея Михайловича, он бы освобожден из позорного заключения.9

Год смерти протодиакона Матвея неизвестен. Можно думать, что указанное событие в его жизни отразилось на его здоровье и он едва ли пережил грозного архиепископа, скончавшегося в 1650 году.

Свящ. А. Ю.

* * *

1

Сулоцкий А. прот. Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии. Спб. 1864 г. строен. 6, примеч.

2

Арх. Мин. Юст., Сиб. Прик., кн. № 1207, л. 37.

3

Арх. М. Ю. Сиб. Пр., кн. № 74, л. 185.

4

Арх. М. Ю. Сиб. Пр., кн. №7. л.74.

5

Ibid., л.59

6

Арх. М. Ю. Денежн. Стол, кн. №11801, л.71.

7

Рукоп. Тоб. церк. древлех., похрон. Оп. №326, л.21.

8

Сулоцкий А. прот. Цит. соч., стр. 33–35, 36–37, 69–70.

9

Арх. М. Ю., Сиб. Пр., столб. №139.


Источник: Ю[рьевский] А., свящ. Протодиакон Матфей Мартынов // Тобольские епархиальные ведомости (Отдел неофициальный). 1902. № 23. С. 433–438.

Комментарии для сайта Cackle