Источник

Досифей, игумен Беседного Никольского монастыря

Досифей, игумен Беседного Никольского монастыря близ Тихвина, один из первых предводителей старообрядческого раскола. «Старостию и добродетелями украшенный», одушевленный преданностью расколу, которому служил около четверти века и ради которого не раз прошел путь странствия от Белого моря до Черного, Д. пользовался в мире раскола таким уважением, примеров которому было немного. «У отца Д. благословения прошу, и старец Епифаний также, попремного челом бьем: отец святый, моли Бога о нас»: так писал в конце послания тот, который в начале именовал себя «посланником Иисус Христовым» – протопоп Аввакум. Очевидно, в посланиях в Пустозерск, где жил тогда Аввакум, святость Д. описывалась в ярких красках. А ближайшие ученики Д. благоговели пред ним и совсем без меры. Они называли его не только «великим аввою», но и «равноангельным отцом», и «апостольским мужем». И нужно сказать, что Д., как расколоучитель, действительно имел такие качества, которые могли приобрести ему уважение: в своих действиях он сколько был последователен, столько же умел соблюсти степень меры. Особенно он увековечил свое имя в борьбе против самоистребителей, когда судьба поставила ему такого сильного противника, каким был протопоп Аввакум. Странствия Д. на пользу раскола начались на севере. «Благочестия ради крыяся», он оставил Беседный монастырь и нашел приют в Курженской пустыни близ Повенца. Последователи раскола, руководители и руководимые, стекались сюда массами. «Отсюду, по выражению раскольнического историка, тогда в зиму лютаго гонения на благочестие весна сияше пресветлая». Д. стоял во главе. Долго ли здесь оставался Д., неизвестно, да и вся история похождений его остается неизвестною. Д.укрывался в разных местах и в течение многих лет. Отсюда показания памятников согласить очень трудно. Попытка к этому сделана в книге «Внутренние вопросы в расколе в XVII веке» (стр. XXIV–XXVII). Несомненно, впрочем, что около 1685 года Д. окончательно переселился на Дон, в пустынь известного в начальной истории раскола священноинока Иoвa. Но когда, через три после того года, начались правительственные розыски о раскольниках и последние потянулись с Дона на Куму, то туда же ушел и Д. в том отряде, который поселился на реке Аграхани, во владениях князя Шевкала Тарховского. Там Д. умер, ранее октября 1691 года. «О, колик плач и рыдание последующих себе остави Д., – замечает по этому случаю раскольнический историк, – паче неже Иовлева плача! В толиком оземствовании, в толиком удаленном странствии, сирых, бедных и непризорных толикий отец... на таковой пустыни их остави, еликаго уже надеятися не можаху. Плакаху над ним мужи, рыдаху, и юноши слезяху, от очию слезные источники извождаху».

И. Смирнов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle