Азбука веры » Православная библиотека » профессор Александр Павлович Лопухин

профессор Александр Павлович Лопухин

Александр Павлович Лопухин. Жизненный подвиг "Аскета ученого труда" диакон Димитрий Юревич 1,6K 

Жизнь и труды профессора СПбДА Александра Павловича Лопухина Зверев Н.Г. 1,2K 

Лопухин Александр Павлович Русские писатели-богословы

Памяти проф. А.П. Лопухина Бронзов А.А. 454 

Библейская история

Толковая Библия Ветхого и Нового Завета

Православная Богословская Энциклопедия

Статьи, публикации, лекции

Статьи по Ветхому Завету

Статьи по Новому Завету

Церковная история

профессор Александр Павлович Лопухин

профессор Александр Павлович Лопухин (10.10.1852–22.08.1904)

Детство, молодые годы



Профессор Лопухин Александр Павлович родился 10 октября 1852 года, семье Православного священника, в Саратовской губернии, в селе Митякино (некоторые исследователи полагают, что ко времени рождения А. Лопухина его отец, Павел Иванович Лопухин не имел духовного сана, а был рукоположен во священника несколькими годами позже).

По своему происхождению Александр принадлежал к старинному дворянскому роду, прославившемуся в истории Руси многими знаменитыми людьми.

Александр с детства воспитывался в духе христианских традиций. Уже с юности он проявлял способности к обучению и стремление к знаниям.

Успешно закончив образовательный курс в Саратовской духовной семинарии, в 1874 году он продолжил обучение в Санкт-Петербургской духовной академии.

Примечательно, что Александр был зачислен в академию на казённый счёт. Однако став студентом, познакомившись с многими сокурсниками, испытывавшими серьёзные материальные трудности, он, движимый внутренним благородством, подал прошение о прекращении выдачи ему казенной стипендии в связи с возможностью содержать себя самостоятельно. Это необычное прошение было одобрено, а право на стипендию перешло к другому студенту.

Среди множества богословских предметов, преподававшихся в академии, приоритетными симпатиями у А. Лопухина пользовались церковно-исторические дисциплины. Этим наукам он уделял особое внимание. Кроме того, много времени он посвящал изучению древних и современных иностранных языков. По вечерам он нередко засиживался допоздна, штудируя учебники и словари.

В период обучения в академии Александр приобрёл важный опыт в области литературной деятельности. В академических журналах он публиковал критические и научно-публицистические статьи, кроме того, он помогал редакции, исполняя обязанности корректора.

В 1876 году издание «Христианское чтение» разместило довольно зрелую и содержательную работу А. Лопухина о ветхозаветных пророках.

Академию Александр Павлович закончил достойно. А его работа на соискание степени кандидата богословия получила положительные отзывы и была отмечена денежной премией.

Работа в Америке

По выпуске из академии А. П. Лопухин имел возможность принять священный сан. Но в то время его привлекала научная и миссионерская деятельность.

В 1879 году, учитывая личное желание Александра Павловича и глубокое знание им английского языка, церковное начальство благословило его отправиться за океан, в Нью-Йорк, служить псаломщиком в храме при российском посольстве, что и было исполнено. В этой церкви он прослужил с 1879 по 1881 год.

Сразу же по прибытии на место, А. Лопухин приступил к написанию путевых заметок, где отображал свои впечатления и оценки относительно жизни в Америке. Очень скоро он начал сотрудничать с Журналом Восточно-Православной Церкви, где публиковал работы, посвящённые теме церковной жизни в России. Вместе с тем в русских изданиях печатались его статьи о жизни американского общества.

Вернувшись на Родину, А. П. Лопухин издал несколько книг, на страницах которых отобразил свои наблюдения.

Научная и преподавательская деятельность

Собранный в Америке материал Александр Павлович использовал в диссертации на соискание степени магистра. Его работа затронула проблематику Римского католицизма в Америке.

Возвратившись в 1881 году в Санкт-Петербург, он с успехом защитил диссертацию. Согласно воспоминаниям современников, присутствовавшие на защите студенты восхищались живостью авторской мысли, ясностью и доступностью изложения сути исследования.

После защиты А. П. Лопухин вновь отправился за океан, правда, на этот раз по необходимости, без особого восторга. Руководство Санкт-Петербургской академии, видя в нём потенциального преподавателя, хлопотало о его скорейшем возвращении.

По истечении трехлетнего срока, в 1882 году, он вернулся в полюбившийся ему Санкт-Петербург. Администрация академии тут же определила его на должность секретаря Совета.

Через год Александр Павлович принял кафедру сравнительного богословия. Осенью 1883 года подавляющим большинством голосов он получил при этой кафедре должность доцента.

В августе 1884 года А. Лопухин был назначен на должность доцента по кафедре древней общегражданской истории. На этом месте он прослужил до конца своей (земной) жизни.

В январе 1890 года Александр Павлович удостоился звания экстраординарного профессора.

Служа в академии, А. П. Лопухин сочетал преподавательскую и научную деятельность с работой в различных изданиях. Можно сказать, что его личная популярность не в последнюю очередь была обусловлена именно деятельностью в области научной, научно-популярной и просветительской богословской литературы.

В период с 1886 по 1892 год он сотрудничал с «Церковным вестником», отвечая за направление заграничной летописи. С 1892 года исполнял обязанности редактора сразу в двух журналах: «Церковном вестнике» и «Христианском чтении». В 1893 году стал издателем и соредактором «Странника».

За период работы А. П. Лопухина в должности редактора в общем количестве издававшихся работ увеличилось число статей, посвящённых вопросам, связанным со Священном Писанием, церковной историей и археологией. С именем А. Лопухина связывают и возрастание интереса к журналам. Отдельной строкой выделяют его заслугу в создании Толковой Библии.

Помимо редактирования и написания собственных работ А. П. Лопухин занимался переводами на русский язык и подготовкой к издательству известных сочинений. Так, он перевёл собрание творений святителя Иоанна Златоуста, ряд произведений известных западных мыслителей: Фаррара, Г. Ульгорна, Фомы Кемпийского.

Ещё одной стороной деятельности А. П. Лопухина было участие во всевозможных межконфессиональных беседах, диалогах, конференциях. В этом отношении он встречался и с представителями Римско-Католической Церкви, и с представителями протестантизма.

За свою жизнь профессор удостоился ряда наград, был отмечен орденами святого Владимира и святого Станислава, премией митрополита Макария.

22 августа 1904 года, в 7 часов утра сердце учёного остановилось. Умер он на своей даче в поселении Тюрисевя.

Тело профессора погребли на Никольском кладбище, на территории Александро-Невской Лавры.

Творческое наследие

Как представитель науки и церковный писатель профессор Лопухин является автором многочисленных произведений. Среди наиболее популярных уместно отметить труды по исследованию:
Ветхого Завета (как то: Библейская история Ветхого Завета, Ветхозаветные пророки. Библейско-историческая характеристика, Государственное управление по законам Моисея, Государство и общество по законам Моисея, Первобытное человечество, его история, культура и древность по учению Откровения (Быт. 4-5 гл.) и изысканиям наук, Брак и соединенные с ним отношения по законам Моисея, Земля и собственность по законам Моисея);
Нового Завета (Руководство к библейской истории Нового Завета, Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его, Суд над Иисусом Христом, Святой апостол Павел в центрах классического мира);
Церковной истории и патристики ( Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста, Промысл Божий в истории человечества: Опыт философско-исторического обоснования воззрений блаж. Августина и Боссюэта);
различных вопросов религиозной жизни ( Церковно-религиозная жизнь и богословская мысль в России; Римский католицизм в Америке).