профессор Александр Павлович Лопухин

Залог

Залог у евреев. Библейские постановления относительно залога отличаются особою мягкостью и сострадательностью к бедным. «Если хочешь дать в займы бедному из народа Моего, читаем мы в книге Исход, то не притесняй его и не налагай на него роста. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, то до захождения солнца возврати ее; ибо она есть единственный покров у него, она одеяние тела его: на чем он будет спать? Итак когда он возопиет ко Мне, Я услышу его, ибо Я милосерд» (Исх.22:25–27). Таким образом запрещалось брать в залог предметы первой необходимости и брать процент с ссуды (ср. Втор.24:6, 10–13, 17, 15:7–11). Брать процент дозволялось лишь с чужеземцев (Втор.23:20). Правила закона о залоге часто исполнялись (Пс.14:5, 36:26; Иез.18:7–9; ср. Мф.5:42), но бывали случаи, когда право залога служило средством для притеснения бедных (Иов.24:3; Иез.18:12–13). Об отдании в залог недвижимого имущества в первый раз упоминается при Неемии (Неем.5:3–4). Обычное право евреев давало широкие полномочия заимодавцу не только над всем имуществом неисправного должника, но и над личностью последнего и его семейством (4Цар.4:1; Неем.5:8; Ис. 50:1; Мф.18:25). Для противовеса такому порядку служил закон о субботнем годе и юбилее (Исх.21:2; Втор.15:1 и др.).


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к. : ил.

Комментарии для сайта Cackle