профессор Александр Павлович Лопухин

Иннонентий святой – первый епископ Иркутский и Нерчинский

Иннокентий святой (в мире Иван Кульчицкий) – первый епископ Иркутский и Нерчинский; происходил из древней дворянской фамилии, родился в 1680 или в 1682 гг. в Черниговской губернии, скончался 27 ноября 1731 г. Образование получил в Киевской коллегии в 1605–1708 гг., в монашество с именем И. постригся в Киево-Печерской лавре в 1708 г., сряду был рукоположен в иеродиакона и затем в иеромонаха. С 1710 г. подвизался на педагогическом поприще в Московской славяно-греко-латинской академии, сначала преподавал словесность, а затем – философию, метафизику и нравственное богословие, состоя в то же время префектом и имея надзор за порядком жизни академистов. Трудолюбивый и способный инок скоро выделился из ряда других работников, был замечен и возвышен Возвышение это началось с вызова его в 1719 г. в Петербург в число соборных иеромонахов Александро-Невской лавры, откуда он был назначен на корабль «Сампсон» и вскоре сделан первым обер-иеромонахом в финляндском корпусе. С конца 1720 г. видим его наместником Александро-Невской лавры, а 5 марта 1721 г. – уже хиротонисанным во епископа, с наименованием Переславским, предназначенным для посылки «в Хинское государство (Китай) для проповеди слова Божия и ради размножения православной веры». Здесь – начало тех великих святительских подвигов, коими стяжал себе преосвященный И. венец царствия Божия. 19 апреля 1721 г., в сопровождении 12 человек, отправился он из Петербурга и почти через год, в марте 1722 г., добрался до Селенгинска, где ожидал разрешения из Пекина отправиться в дальнейший путь. По проискам иезуитов, китайское правительство не разрешило быть в своем государств» «великому господину И.», как он назван был в официальных бумагах, и он почти пять лет прожил в Селенгинске. Трудна и печальна была его жизнь здесь без средств и в полной неизвестности о дальнейшей судьбе своей. Молитва, ежедневные богослужения, занятия иконописанием, беседы о вере с бурятами-буддистами, желание насадить среди них семена православия – все это придавало ему и бодрость духа, и утешение, и радость, что не бесполезно здесь его пребывание. Надежда проникнуть в Китай не покидала его, но ни возобновленные переговоры, ни поездка в 1726 г. русского посла не привели ни к чему. Пришлось отказаться от. учреждения в Китае русской православной миссии. В январе 1727 г. преосвященному И. была отдана Иркутская архиерейская кафедра, где он и работал неутомимо до самой своей кончины. Жители иркутской епархии была чрезвычайно грубы и преданы разным порокам; преосвященному И. пришлось приложить особые труды к искоренению грубого разврата, к установлению истинных понятий о святости брака, о соблюдении постов и исполнении других главных заповедей. Духовенство представляло тоже весьма печальную картину: часть его была безграмотна и слаба по своему нравственному состоянию. Преосвященный И. боролся со всеми этими невзгодами словом, делом и главное – собственным примером: он неустанно проповедовал, устроил школу для подготовления священников, строил новые церкви, изыскивал средства для содержания их и монастырей, жизнь же его светила всем примером нравственной чистоты и святости. Хлопотал он и об уничтожении в монастырских вотчинах винных откупов, и об освобождении духовенства от незаконных обременительных поборов, и об урегулировании торговли церковными свечами. Правда, зачастую среди светских властей он встречал несочувствие и холодность к своим ходатайствам, но это не уменьшало его энергии и трудов. Он любил свое великое миссионерское дело и готов был ради его на всякие подвиги. Чрезвычайно светлая личность преосвященного И. твердо запечатлелась в сердцах его пасомых; его жизнь, полная трудов и лишений, научала других твердости и терпению; все знали епископа, как начальника строгого, но и справедливого, как истинного друга всех кающихся и исправляющихся; всех поражали простота, общедоступность, кротость, истинное смирение и незлобие святителя. Непосильные труды и болезни преждевременно свели великого деятеля в могилу. Но с первых же дней по кончине, толпы народа стали стекаться к его гробу. В 1764 г., при исправлении церкви, тело, одежды и гроб святителя найдены нетленными. В 1800 г. жители Иркутска просили об открытии его мощей, что и разрешено Св. Синодом 1 декабря 1804 г. Мощи открыты 19 января 1805 г., а празднование ему установлено 26 ноября.

Е. Здравомыслов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к. : ил.

Комментарии для сайта Cackle