Азбука веры Православная библиотека иеромонах Макарий (Боннэ), Симонопетрский

иеромонах Макарий (Боннэ), Симонопетрский

(начало/середина 1950-х)
иеромонах Макарий (Боннэ), Симонопетрский
иеромонах Макарий (Боннэ), Симонопетрский

Иеромонах Афонского Симонопетрского монастыря.

Биография

Иеромонах Макарий, в миру Жерар Боннэ (Gerard Bonnet), родился и вырос во Франции.

Духовные поиски

Был воспитан в католичестве, но после радикальных перемен, начавшихся в римо-католичестве после II Ватиканского Собора, перестал посещать костел. Углубился в интеллектуальный поиск, надеясь найти новый путь. В мае 1968 года участвовал в студенческих волнениях в Париже, вылившихся в массовые беспорядки. Обучался социологии в университете, где господствовали левые настроения, но ленинизм и маоизм не удовлетворяли его.

Вместе с группой единомышленников, осознав, что на Западе пытаются построить общество на безбожных основаниях, стал искать истинную духовность. Первоначально обратился к восточным религиям, в частности — к индуистской философии. Со временем он и его товарищи стали осознавать что всё богатство духовной жизни уже есть в христианстве, об этом писали греческие святые отцы. Искатели нашли палестинского униатского священника, начитанного в святоотеческой литературе, который и стал их духовником. В те годы Жерар изучал восточно-христианскую традицию в Сорбонне, специализируясь по византийской литургике.

Спустя несколько лет стало ясно, что нужно найти не духовника, но саму Истинную Церковь. На некоторое время он примкнул к общине цистерцианцев1, живших по восточно-православному уставу, но не считал это для себя правильным решением. Уже в то время у него созрело желание стать членом Православной Церкви и принять монашество.

Румыния. Афон

В 1975 году с группой цистерцианцев — «друзей Православия» — он посетил монастыри Румынии и был радушно принят некоторыми старцами Румынской Церкви. В том же году они прибыли на Святую Гору Афон, где встретили более отрезвляющий прием — монахи предложили им выбрать между принятием и отвержением Православия. Преподобный Паисий Святогорец строго сказал Жерару тогда: «Доверься Богу. Ты должен быть православным, потому что Бог привел тебя к Православию. Не думай о последствиях!» Игумен Емилиан (Вафидис), настоятель Симонопетрского монастыря, принял искателей и отнесся к ним с пониманием. Эти две встречи определили их путь.

Одновременно с написанием диссертации о Триоди, которую он закончил в 1977 году, Жерар готовился к принятию Православия и монашества, не раз посещал Афон. В 1978 году проходил службу в армии.

Переход в Православие. Монашество

В начале 1979 года прибыл в Афонский Симонопетрский монастырь, где стал православным.

После монашеского пострига в этом монастыре остался в числе братии.

Вот что рассказывал сам отец Макарий: «В началале 70-х я встретил в Румынии отца Емилиана, вокруг которого собиралось много благочестивой молодежи — и юношей, и девушек. Некоторое время мы подвизались в монастыре Большая Метеора в Греции, а для учениц отца Емилиана была создана обитель в Ормилии, женский монастырь вблизи Святой Горы, находящийся под духовным руководством Афона. Афон в то время переживал кризис из-за секуляризации — там оставалось лишь немного старых монахов. Когда в запустевшую афонскую обитель Симонопетра вдруг пришла эта молодежь из Метеоры, чтобы возобновлять монашескую жизнь на этом месте, многие смотрели на это с подозрением…»

«Синаксарь»

Одним из главных трудов отца Макария в обители стало составление нового свода кратких житий святых Православной Церкви — «Синаксаря». Он начал с перевода синаксаря преподобного Никодима Святогорца и добавил к нему большое количество житий святых из разных стран. Синаксарь отца Макария является одним из наиболее полных сборников подобного рода, куда вошли жития как древних святых, так и тех, которые были прославлены уже в XX веке. Часть житий сборника написана автором, в том числе и на основе личных воспоминаний. Это жития греческих старцев Иосифа (Коттиса) Исихаста и Паисия (Эзнепидиса) Святогорца.

Первоначально «Новый Синаксарист» был составлен на французском для нужд православных христиан в Европе, но вскоре был переведен на другие языки и получил широкое распространение во всей Церкви. После первоначальной публикации в 1987 году автор продолжал дополнять и улучшать текст в позднейших изданиях.

«Жития святых — не какое-то историческое обращение к истокам Церкви, и их изучение — не простое знакомство: это наше приобщение житию и жительству всякий раз присутствующего здесь друга Божия — как Божественная благодать его преобразила...», — писал в предисловии к французскому изданию «Синаксаря» игумен монастыря Симонопетра архимандрит Емилиан (Вафидис).


1 Цистерианцы — католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского. Цистерцианские монахи ведут затворнический аскетический образ жизни. Для цистерцианских церквей характерно почти полное отсутствие драгоценной утвари, живописи, роскошных интерьеров.