Источник

К Феодору Александровичу Голубинскому

В.А. Голубинский – бакалавр (с 1818 г.) и профессор философии Московской академии, умерший в 1854 г. в сане протоиерея. Познакомившись с ним в проезд свой в Кострому, о. Макарий узнал, что в Костроме живет его отец, священник, и по приезде туда поспешил явиться к последнему, и затем вошел с ним и его домашними в очень добрые отношения. Нижепечатаемые три письма и являются памятником этих отношений архим. Макария к семье Голубинских (см. статью Д. Ф. Голубинского «Макарий, основатель Алтайской миссии по бумагам Ф. А. Голубинского». Душеп. чтение, 1890 г., 3; 1891 г., ч. I и III). Но, вероятно, писем архим. Макария было гораздо больше. Знакомство его с Ф. А. Голубинским и духовное общение продолжалось около четверти века (1890 г., III, 390).

30176

Почтеннейший и любезнейший Федор Александрович!

Думаю и любуюсь той мыслью, что первое письмо мое к вам будет для вас весьма любезно, когда узнаете, что я сижу теперь в доме родителя вашего, за столом, где вы прежде сиживали, и пишу. Бурей занесло меня сюда. Был у Преосвященнейшего,177 и не отваживаясь на опасное плаванье, решился посетить первых своих в Костроме благоприятелей, и дождаться у них тихого вечера.178 Если б не этот случай, то может быть, я и не скоро бы еще собрался писать к вам, потому что различными развлечен бываю заботами по должности и по домашнему обзаведению, с утра до вечера, и подлинно уже довлеет дневи злоба его (Мф.6:34). В Кострому приехал я 20 апреля,179 а 23 вступил в должность свою. Этот день не принадлежит мне, я опасаюсь описывать вам, да будет ему вечная память. Прошу только Вас, принесите за меня молитву благодарения Богу и потом молитву прошения. Да укрепит меня сила свыше к подъятию и доброму прохождению подвигов, превышающих скудные силы мои. Мне весело сидеть у вас запросто. Где просто, там Ангелов со сто, говорится в народе, какая пословица! Вот аксиома! В самом деле, один, не малое время обучавший философии муж, говорил в классе, когда я еще был в семинарии Смоленской, что пословицы – суть аксиомы. Я не знаю, как принимать это слово, и предаю его на рассуждение ваше, которое прошу и объявить мне впоследствии. Теперь мы поговорили кое-что с вашими родителями о вашем жребии, который еще сокрыт в судьбах Божьих. Бог да управит вас в путь свой, во время свое. Я же по любви моей к вам, желаю и советую только держаться вам угла церковного. Что вы такое писали обо мне к батюшке? Говорят, что много писали, и как я вижу, трудно мне будете оправдывать рекомендацию вашу. К батюшке можно было писать; но перед другими людьми прошу вас покорнейше не взносить на меня напраслины. Простите, Феодор Александрович! Господь со всеми нами. Простите. Есмь и пребуду с истинным почтением в уме, с искренней любовью к вам в сердце Ваш покорнейший слуга иеромонах Макарий.

Братцу и сестрице вашем прошу покорнейше засвидетельствовать мое почтение.

1821 г. Мая 3 дня.

Кострома.

P. S. Из Костромы, кроме вас, я еще ни к кому не писал.180

31181

В необозримых сокровищах Матери нашей я нашел небольшой герметический чванец с иероглифами, важную, и в особенности для вас, нужную тайну знаменующими, с немногими каплями живой воды, почерпнутыми в реке из горнего Эдема истекающей (т. е. в Евангелии), дабы напаять сад церковный, и на четыре начала разделяющейся, которые блаженный Иероним называет quadriga Domini.182.Примите от меня сей чванец в знак братского усердия, и искреннего желания вам благословений Божиих в сии торжественные дни жизни вашей. Окропите себя и друга вашего сей святой водой, сим благоуханием Христовым, которое для одних, воня животная в живот, а для других – воня смертная в смерть (2Кор.2:16). Пусть уйдут со двора лихие незваные гости, когда опутать сей запах для них несносный, а на воню мира сего да стекутся к вам желанные други, светлые, добрые, умные сыны брака Агнча, разделит с вами брачную радость. Чванец закрыт и открывается потаенным искусством, которое известно вашему сердцу, размыслите в сердцах ваших на ложах ваших (Пс.4:5), и вы узнаете приемы нужные.183.Аз же нищ и убог есмь (Пс.69:6), и что мог бы от своего представить вам, разве ложь одну? Но у друзей все общее, только образ имения и употребления вещей различен (на все закон есть, и на самое дружество, если оно не беззаконное). Следственно и нашим с ними чинам не противно, что я делаю вам подарок из имения, которое даже по буквальному смыслу более вам, нежели мне, принадлежит. Тем лучше. Мы дети одного Отца и одной Матери, и одного имения наследники, и сонаследники Единому. Только бы нам не проживать родительского благословения блудно. А что между нами по рукам ходит, как чаша круговая, то между нами и остается ни твоим, ни моим, а нашим. Мы и сами не свои, а принадлежим Единому друг в друге, и друг другу в Едином. Один и тот же чванец и к вам идет, и у меня остается. Пейте во здравие и спасение ваше, когда Господь совершит Им начатое, Им благословляемое слово и дело. Тайна сия велика есть до скончания века, Аз же глаголю во Христа, и во Церковь, (Еф.5:32). Сей в плоть, от плоти пожнет истление; а сей в дух, от духа пожнет живот вечный. (Гал.6:8). «Не зван я был на бракосочетание нашей дочери, пишет святый Григорий Богослов к Диоклу (письмо 193), однако ж явился, и праздную вместе, и принимаю участие, и желаю вам всего наилучшего. А одно из лучшего, чтобы сам Христос присутствовал на браке, потому что где Христос, там благопристойность, и чтобы вода стала вином, то есть, все претворилось в лучшее, а поэтому не было смешиваемо несоединимое между собой, и не были сводимы вместе епископы и смехотворы, молитвы и рукоплескания, псалмопения и звуки свирелей. Потому что как все прочее, так и браки христианские должны иметь благопристойность, а благопристойным делает степенность. Вот что приносим в дар бракосочетанию»184. Сей приносит дар вашему браку святой Григорий, рукой преданного вам Макария.

Две книги индейской богословии, посланы в канцелярию правления академического, для доставления вам, и вам можно будет под печатью академии, прислать на имя правления семинарского деньги за них, ибо тут дело казенное. Прошу вас покорнейше известить меня, как скоро узнаете что-нибудь достоверное об увольнении меня от должностей общественных.185

Я, слава Богу, спокоен в сем пункте. Лихорадка по обычаю ко мне стала привязываться, а я учусь бодриться перед ней, по примеру отца Ливерия. Простите, почтеннейший Федор Александрович! Засвидетельствуйте глубочайшее почтение мое к его высокопреподобию Василию Ивановичу.186 Я упадаю как-то в духе, когда мне правят поклоны от его имени. 1824 г., июля 22 дня.187

32188

Иегова дал, Иегова взял, да будет имя Иеговы благословенно!

Сим веселящим сердце вином, без сомнения, многократно уже услаждал ты, возлюбленный о Господе Федор Александрович, горесть разлуки с матерью детей твоих... Но прими, незабвенный мой, сие священное, утоляющее печаль, питие и от моей недостойной руки. Помнишь, каким приветом провожал я тебя, вступавшего на стезю жизни супружеской? «Призови», – писал я словами Григория Богослова, – «призови Господа Иисуса на брачное торжество». Иисус Христос есть Тот же вчера и сегодня, и во веки. И жизнь христианина – есть единое торжество, при всех изменениях временного и видимого, та же вечная жизнь во Христе вчера, и сегодня и во веки, при всем разнообразии видов свои. И Тот же Иисус Христос, Который безмолвным словом своим претворил воду в вино на браке, и самым уже присутствием своим вливал в души, Ему открытые, мир свой, и радость свою. Тот же Иисус Христос, Который радовался с радующимися, плачет с плачущими сестрами Лазаря, Марией и Марфой, и говорит: «Я есмь воскресение и жизнь, и верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет во век». И сказал: «Где вы положили его»? Говорят Ему: «Господи! Пойди и посмотри». Иисус прослезился. Он есть единство, и потому что Он ни делает со Отцом и Святым Духом, все то единство разнообразное и прекрасное. Если в Кане Галилейской Он положил начало чудесам, то воскресение Лазаря было продолжением явлений славы Его в человечестве, которым не будет конца. И как там благословлял Он жизнь человека в исходах ее, так и здесь показывает, что Он есть наш Бог Спаситель, и что во власти Его, как истинного Иеговы Господа, во власти Его исходища смерти, что после того, как Он своей смертью сокрушил имеющего державу смерти, т. е. диавола, для верующих в Иисуса Христа уже не существует смерть.

Ты вкушал прежде веселие жизни с благословением Иисуса Христа, а теперь с Ним же торжествуешь победу ее над смертью, и сие торжество веры прославляя, Апостол Павел восклицает: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? Жало же смерти грех, а сила греха закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом». Итак, уверен я, что Он же, благословивший радость вашего брака, ныне благословениями и утешениями своими исцеляет, освящает и услаждает слезы твои о друге, которого ты потерял в Нем из виду, на краткое время, чтобы вскоре опять в Нем же найти его, чтобы вскоре увидеться в небесном царствии и никогда уже не разлучаться.

Не беспокоит ли тебя иногда мысль, как одному детей воспитать? Но тотчас ты и отвечаешь себе самому – я не один, но со мной Отец мой небесный. Вместо того, чтобы задумываться, действуешь со Христом, по настоящим указаниям Провидения Его, и по крайнему разумению твоему. И как все настоящее предаешь воле Его, так и будущего всего ожидаешь от Его всеблагого и отеческого изволения не только с надеждой, но и с благодарением радостным, потому что мы не можем очи возвести к Нему, Спасителю и Отцу нашему без чувства благодарящего. А сердце благодарящее Господа, уже радуется о Господе, радуется в самых страданиях.

Пришли мне имена деток твоих, означив имена каждого сына и каждой дочери. Когда ты взглянешь на детей так сердобольно, как никто уже из человеков не может на них взглянуть, то поспеши взглянуть на Иисуса Христа и скажи: «Господи, прииди и посмотри»!. Также и над могилой друга. И будет легче. Это крест твой.

Уведомь также о состоянии Синодального нашего о Господе Отца Василия,189 незабвенного благотворителя моего, и не забудь означить имена всего семейства его, не исключая дочери, выданной за священника Петербургского. Прости, возлюбленный и сердечно почитаемый мной Отец Федор! Письмо пошлите в Бийск, а отсюда мы получаем все с почты посредством одного священника, доброго и честнейшего.

Архимандрит Макарий.

1841 г. Сент. 19 дня.190

* * *

176

Это письмо напечатано в названной статье Д. Ф. Голубинского (Душеп. чтение, 1890 г., III, 395−6).

177

Костромским епископом был тогда Самуил Запольский-Платонов (1817−1830; † 1831).

178

Apxиepeйcкий дом находился в Ипатьевском монастыре за рекой Костромой. За той же рекой стояла Иоанно-Богословская церковь, где священствовал отец Голубинского.

179

Вероятно, это болеe точная дата, чем указанная в «круговом» письме, писанном через год с лишком (стр. 26).

180

На подлиннике отметка рукой Ф. А. Голубинского: «С живейшим удовольствием получил мая 14-го 1821 г.. Отвечал мая 28-го 1821 г.».

181

Напечатано трижды: в Приб. к Твор. св. Отцов, 1849, ч. VIII, стр. 163−164; в «Письмах» 1860, I, 3−4 (здесь – без окончания и с неточной датой), в Душеп. чтении, 1890, III, 561−563. В «Письмах» озаглавлено: «Приветственное перед вступлением в брак». Невестой Ф. А. Голубинского была сестра Вас. Ив. Кутневича, магистра I курса СПб. академии и профессора философии в Московской академии, потом главного священника армии и флотов († 1865). Письмо перепечатывается из Душеп. чтения, с примечаниями Д. Ф. Голубинского.

182

«Славянское слово чванец, по-русски означает кувшин или вообще небольшой сосуд. Это можно видеть из сличения 3 Царств 17 гл. 12, 14 и 16 ст. по славянскому и русскому переводам. Этим словом о. Макарий обозначает приводимое им далее изречение Григория Богослова, которое таким образом представляется у него под видом сокровища или драгоценности, сокрытой в сосуде. Приводимые далее латинские слова quadriga Domini в переводе на русский язык, значит: четвероконная колесница Господня. Этими словами блаж. Иероним образно или аллегорически называет Четвероевангелие».

183

«Этими словами о. Макарий указывает на глубину мыслей в приводимых далее из творений св. Григория наставлениях, а равно и на то, что для правильного уразумения и приложения их к жизни требуется деятельноѳ участие и ума и сердца. В подлинном письме слова из четвертого «Псалма» приведены на еврейском языке и написаны латинскими буквами».

184

«В подлинном письме слова св. Григория приведены на греческом языке».

185

Разумеется ректорство в семинарии, членство в консистории и настоятельство в монастыре Богоявленском. Прошение об освобождении от этих обязанностей архим. Макарий подал преосв. Самуилу еще в апр. 1824 г.

186

Т. е. Кутневичу, имевшему тогда сан протопресвитера Московского Архангельского Собора.

187

Из приписки Ф. А. Голубинского видно, что он перед тем получил от Maкapия два письма – от 27 июля и 8 авг.

188

Напечатано в «Прибавл. к Твор. св. Отцов», ч. VIII, стр. 165−7 и в «Письмах», 1860 г., ч. I, стр. 5−7, с пропусками и неточной датой (ср. Душеп. чтение, 1891 г., ч I, стр. 130). В «Письмах» 1860 г. настоящее письмо озаглавлено «Утешительное по конине его супруги». Печатается по копии с подлинника, хранящегося в Казанской дух. семинарии.

189

Т. е. Кутневичу, бывшему членом Св. Синода.

190

На копии приписка: «Получено окт. 23 дня. И получившим сделана такая надпись: «Господь да наградит тебя, добрый утешитель».


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle