Источник

К кн. Дмитрию Владимировичу Голицыну

С князем Д. Вл. Голицыным, Московским генерал-губернатором (1820−1844), архим. Макарий познакомился в 1839−40 г.г., во время пребывания своего в Москве для сбора пожертвований на Алтайскую миссию. Участливое отношение князя Голицына к миссионерскому делу, и его предложение писать ему о нуждах миссии, дало о. Макарию побуждение благодарить его, и все сословия Москвы, посвящением им своего рукописного труда «Алфавит Библии», а с другой стороны, просить князя о напечатании этой книжки, весьма важной для духовного просвещения как русского народа вообще, так и новокрещеных в частности. Но оба письма архим. Макария не достигли цели. Кн. Голицын переслал «Алфавит Библии» обер-прокурору Св. Синода, а этот сдал его на рассмотрение ректору СПб. дух. академии Афанасию, епископу Винницкому. На основании отзыва преосвящ. Афанасий, Св. Синод 2/31 дек. 1842 г. постановил: оставить Алфавит Библии без всякого употребления и сдать в Синодальный архив (где он и хранится в Деле 1842 г. за № 673), а архим. Макарию сделать строгое внушение. Главная причина такого отношения к труду архим. Макария заключалась, конечно, в том, что он приводил тексты Свящ. Писания по русскому переводу.

79350

Его Сиятельству, князю Дмитрию Владимировичу Голицыну Московскому генерал-губернатору и всем сословиям царствующего града Москвы благоговейнейшее и усерднейшее приношение.

Сиятельнейший князь милостивый Государь!

Представляемая Вашему Сиятельству рукопись, под названием «Алфавит Библии», есть собрание взятых из Св. Писания изречений Св. Духа, расположенных таким порядком, и в такое единство приведенных, что в совокупности их можно видеть целый состав животворящих истин христианского откровения. Это собрание священных текстов названо Алфавитом Библии, потому что, как азбука есть ключ ко всем книгам, принадлежащим известному языку, так трудившийся в составлении Алфавита Библии, старался представить ключ к спасительному разумению этой Божественной книги, и осмелился подражать в этом Святителю Христову Дмитрию митрополиту Ростовскому, от которого имеет прекрасное собрание правил, составляющих руководство к духовной жизни, под названием Алфавит духовный. Впрочем, Сам Господь Иисус Христос глаголет о себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Апок.1:8), т. е. всего творения, всего что происходило, что происходит и что после произойдет, ядро и сущность, дух и жизнь всех письмен, составляющих книгу Натуры и Библию. И святой Петр Апостол говорит верным: «Будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета в вашем уповании дать ответ с кротостью и уважением» (1Пет.3:15). Апостол Павел также говорит ученику своему Тимофею: «Я знаю в кого верую», и прибавляет: «держись начертания здравого учения, которое ты от меня слышал с верой и любовью во Христе Иисусе» (2Тим.1:12−13). Эти, и подобные им изречения Богодухновенных служителей Слова, побуждают всякого христианина испытывать самого себя в вере ли он (2Кор.8:5), и чему учит вера истинная, о которой все верные воспевают в церковных собраниях, восклицая: «видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную», побуждают всех нас, чтобы мы исследовали самих себя, вникая в себя и учение, которое по благочестию, составляемое здравыми словами Господа Иисуса Христа (1Тим.4:16, 4:3). Дабы всякому во время свое, получить от Духа Святого такое же, исполненное радостей вечности извещение в сердце, какое имел в себе Апостол Павел, когда писал: «меня уже приносят в жертву и время моего отшествия наступило. Подвиг добрый я совершил, поприще кончил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в оный день; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2Тим.4:7−8). Трудившийся в составлении Алфавита Библии имеет, во-первых, сам нужду в этом пособии, чтобы часто, и притом в краткое время, обозревать весь круг учения христианской религии, изложенного словами Духа Святого (1Кор. 2:13). Потом служение братиям во Христе требовало этого труда, а когда Господь помог кончить это дело служения, тогда памяти сердца представилась матерь единодержавной России, царствующий град Москва; и тотчас: «Ей! Ей!» выговорилось в сердце. Но кто я? И кто она? Она так велика, а я так мал, что один голос мой может остаться не услышанным. Разве Муж, на которого вся Москва взирает так же, как некогда взирали на Него стройные дружины русских воинов, готовых вместе с Вождем Своим пролить кровь за отечество, разве Этот Муж подаст за меня голос, которой и среди грома день и ночь движущихся колес народной жизни – великих и дивных, будет услышан. Сиятельнейший Князь, во всю жизнь не забуду, с каким усердием все сословия царствующего града Москвы, вручали мне доброхотные приношения и милостыни для бедных людей между новокрещеными инородцами при Алтайской церковной миссии. Таким образом, составилась сумма значительная, в Москве же положенная при Воспитательном Доме младенцев, оставленных родившими их. Верой и любовью ко Христу, Москва открыла поток благотворения у гор Алтайских, который бы никогда не высыхал, но в этом богоугодном деле, как и во всем, что по слову Апостола, составляет добродетель и похвалу, мирные граждане были предводительствуемы Вашим Сиятельством.

Какими же выражениями мог бы я соответствовать Вашей христолюбивой благотворительности, Великий Град? Что я такого произвел бы, что могло бы хотя показаться достойным Москвы? Благодарение Провидению Божию! Оно повело меня на те вечно зеленеющие луга, где Добрый Пастырь пасет овец своих. Там я ходил с пажити на пажить среди цветов, разливающих благовоние истины, целебное для души, какою бы она ни была одержима болезнью. Там я ходил, мои Господние, други и благодетели, и доходил до меня голос вашей любви, искавшей меня; а я времени не находил откликнуться, ибо время всякой вещи под небесем. Там я ходил, и собрал целую кошницу351 вечно живущих цветов Откровения Божия, неувядающих, собираемых и не умерщвляемых, но приемлющего и обоняющего освящающих, всеми собираемых и усвояемых, но в тоже время остающихся на своем корне, в первой свежести и полноте своей для всех веков и человеков.

Представляя Вашему Сиятельству и всем сословиям царствующего града Москвы это собрание духовных цветов, радуюсь, что никто не может сказать, будто приношение недостойно тех, кому приносится, ибо оно есть Слово Божие. Не печалюсь о том, что не свое приношу, ибо слышу пророка и Апостола провозглашающих: «хвалящийся, хвались Господом» (Иep.9:24; 1Кор.1:31). Опять: «что ты имеешь, чего бы не получал» (1Кор.4:7). И в самом деле, у меня нет ничего своего, кроме грехов моих, которые взял на себя Агнец Божий. Приношу все, что собрал, и все, что приношу, остается и у меня. Но если благословит Господь, то приношение у приемлющих будет умножаться удивительным образом, и эта же кошница духовных цветов появится в семействах, училищах, больницах, темницах и вместо одной приносимой, малое стадо, при котором служу, получит многие кошницы этих же цветов от принявших. Все это может совершиться благословением Божиим, благочестием же и усердием Царствующего Града Москвы. Ибо признаюсь Вашему Сиятельству, что у меня совсем нет собственных способов для напечатания Алфавита Библии. Впрочем, не моя да будет воля, а Божия.

Сиятельнейший князь, Господь посетил сердце ваше горестнейшею скорбью, и плач Москвы столь искренно разделяющей с вами горесть эту, достиг Алтая. Будучи недостоин перелагать вашему Сиятельству утешения, передаю вас Богу и благодатному слову Его. Примите лик Святых Божиих человеков входящих к вам, чтобы возвеселить вас радостью о Боге, у которого все живы (Лк.20:38), о Христе Иисусе, который для того и умер и воскрес, чтобы владычествовать над умершими и над живущими (Рим.14:9). Се Духом Божиим движимый царь Давид приходит восхвалять у Вас Бога на гуслях своих. Се, Исаия величественным гласом трубы пророческой прославляет Иегову – Искупителя. Се, тайновидец и наперсник Христов, Иоанн, представляет изображение славы Иерусалима небесного. Се, Божественный Павел проповедует общее воскресение, и утешает разлучившихся надеждой радостного свидания в нашем собрании к Иисусу Христу (2Фес.2:1; Флп.1:23). Се, Господь Иисус Христос глаголет Сам: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет во век (Ин.11:25−26). Истинно, истинно говорю вам, слушающий слово Мое, и верующий пославшему Меня, имеет жизнь вечную и суду не подлежит, а перешел уже от смерти в жизнь». (Ин.5:24). Благоговею и умолкаю. Вашего Сиятельства Милостивейшего Государя покорнейший слуга архим. Макарий. 1841 г. ноября (21352) дня. Сибирь. Томская губ., Бийской округ, селение Улалинское. Устье речки Улалы, впадающей в реку Майму. В верстах десяти от устья реки Маймы, впадающей в р. Катунь. При походной церкви миссии. У гор Алтайских.

80353

Возвращаясь в Сибирь к Алтайской церковной миссии, был я напутствован, сверх чаяния моего излившимся из вашего сердца, благословением, которым Ваше Сиятельство изволили усерднейше соизволить о том, чтобы я писал вам о нуждах миссии. Это соизволение Вашего Сиятельства, дало мне смелость послать к вам 21 ноября 1841 г. рукописную книжку под названием «Алфавит Библии», которая при помощи Божией, составлена мной по требованию должности, и передана покровительству и попечению Вашего Сиятельства и всех сословий царствующего града Москвы, как по долгу и чувству искренней благодарности, так и потому, что не имею собственных способов для напечатания этой книжки, а надеюсь найти их в христолюбивом усердии Вашего Сиятельства и всей благоверной столицы, к распространению Евангелия между народами, неозаренными животворящим светом Иисуса Христа, и преданными Российской державе провидением Вседержителя. О этих побуждениях было сказано ясно и в открытом для всех письме моем к Вашему Сиятельству, находящемся при самой книжке. Но как по обстоятельствам имею право думать, что книжка и при ней письмо посвятительное в виде предисловия, могла быть и не доставлена Вашему Сиятельству почтой, то осмеливаюсь этим письмом всепокорнейше просить Вас о благовременном доставлении мне, посредством Ивана Петровича Карепина или Степана Алексеевича Маслова, известия в рассуждении этой рукописи, в самом ли деле она не получена Вашим Сиятельством. Если же получена, то ради Бога и Святого слова Его, всем сердцем молю вас приложить настоятельнейшее старание к тому, чтобы эта книжка как можно скорее была послана в цензуру церковную, вышедши оттуда, была напечатана иждивением Вашего Сиятельства и всех сословий царствующего града, и во множестве экземпляров была прислана в Бийск на мое имя для здешней миссии. К составлению этот книжки был я понужден явной нуждой и моей, и моих сотрудников, и возрастных людей между новокрещеными, ибо для малолетних составлена мной азбука, в которой помещен краткий катехизис, состоящий также из одних текстов, и краткий молитвослов. И эта азбука передана мной покровительству и попечению Высокопреосвященнейшего Филарета митрополита Московского,354 и всех сословий царствующего града Москвы, с тем же открытым намерением и желанием, с каким послан и Алфавит Библии к Вашему Сиятельству. Если к этим книжицам присоединить недавно вновь изданные в Москве «Избранные места из исторических книг Ветхого и Нового завета» в двух книжках, которые в немалом числе прислать к нам уже просил я одну из Московских госпож, то мы на русском языке представим новокрещеным уже весьма довольно такого из Богодухновенной Библии, что грамотные из них должны читать, безграмотные слушать, и все разуметь и помнить, и в жизни своей осуществлять при Божием благословении. Впрочем, я не одних инородцев новокрещеных имел в виду при составлении этот книжки, но и сотрудников моих по службе при здешней миссии, каких ныне имею, и какие могут быть после, чтобы они имели в этой книжке перед глазами основания учения о вере и жизни христианина, которое призваны проповедовать, чтобы видели и удобно изучали эти спасительные истины в той связи, в которой они одна другую подтверждают, и объясняют, и всей совокупностью и гармонией своей благотворно действуют на умы и сердца людей, как Слова Божии. Но вкупе с ними, и я имею нужду обозревать эти изречения Духа Святого, собранные в таком порядке, и это может приносить мне самому приятнейшее и полезнейшее утешение. Но кто-нибудь может сказать: «У нас есть уже краткое обозрение качеств и обязанностей истинного христианина − книжка, изданная в Москве 1838 г.» Недавно в первый раз увидел я объявление об этой книжке в 20 № Московских Ведомостей нынешнего года, а прежде этого и не знал о том, что она есть, следственно не читал ее, и не имел ее у себя, когда составлял Алфавит Библии. Может быть, и другие подобные ей книжки на русском языке есть уже, но я не имел случая ими руководствоваться в труде, которым занимался в течение прошедшего года, и Господу известно, что говорю справедливо.

Может быть также, что соображения, по которым эти книжки составлены, показались бы нам неудовлетворительными для требований службы моей при инородцах новокрещеных, и при моих сотрудниках. Впрочем, не будет для издателей их никакой неприятности, если и Алфавит Библии напечатается. Потому что я охотно согласен на то, чтобы ни в каких ведомостях, ни в журналах не было объявлено о напечатании его, чтобы все экземпляры были присланы миссии здешней, чтобы миссия, получив его даром, даром и раздавала. Но чтобы только сословия царствующего града Москвы, имели право возобновлять издание этот книжки, по предварительному соглашению их агента со мной, или с другим миссионером, который после меня будет настоятельствовать при здешней миссии. И чтобы в случае закрытия этой миссии, сословия древней столицы Русского царства, без всякого ограничения имели право печатать книжку в пособие, вообще, благотворительным учреждениям, как, и когда будет им благоугодно. Предаю эти предположения рассуждению и воле Вашего Сиятельства, и доношу, что некоторые из числа новокрещеных инородцев говорят по-русски, как русские. Что некоторые из них выучились, а другие учатся читать и писать по-русски. Что вместе с новокрещеными детьми, учатся русской грамоте дети русских людей, и что многие новокрещеные инородцы живут в одних селениях с русскими. Что миссия необходимо должна действовать и на русских людей, дабы они своими образами содействовали и миссии в распространении Евангелия между иноплеменными. И что мы, если Господь благословит, получивши от Москвы благотворительной печатный Алфавит Библии, немедленно начнем приготовлять его к печатанию на телеутском наречии, имея намерение представить его в этом виде начальству церковному. Давно собираюсь донести Вашему Сиятельству о состоянии миссии, но испрашиваю великодушного прощения и позволения писать об этом в другое время, свободнейшее. А теперь только о том успею объявить перед Вашим Сиятельством, что избранные места из исторических книг Ветхого и Нового завета в двух книжках прежнего издания, имеет миссия, но не более двух экземпляров. Что это прекрасное собрание было в виду у меня при составлении Алфавита Библии. Что я ограничился избранием из Библии текстов, составляющих догматическое богословие, учение о жизни и должностях истинного христианина, и важнейшие пророчества христианской религии, именно для того, чтобы не делать того в другой раз, что уже сделано, и весьма хорошо сделано, но чтобы Алфавит Библии был продолжением и окончанием исторических чтений и составил с ними одно полное целое.

* * *

350

Перепечатывается из книги П. В. Птохова (177−181), который извлек его из Дела Синодального архива № 673 за 1842 г.

351

Корзину .

352

Число месяца, пропущенное в подлиннике, устанавливается на основании первых строк следующего письма.

353

Хранится при Деле Синодального архива 1842 г. № 673 и напечатано уже дважды: И. А. Чистовичем (Христ. чтения, 1872 г., 3, стр. 39−44, и П. В. Птоховым (181−184).

354

См. выше № 66.


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle