Источник

К Вере Ильинишне Верховской

С В. И. Верховской (о ней выше, стр. 235, прим.; стр. 267, прим.) архим. Макарий не был лично знаком, но знал о ней от ее друга Е. Ф. Непряхиной, познакомившейся с ней в 20-х годах, когда она под руководством своего дяди, старца Зосимы Верховского, подвизалась в пределах Тобольской епархии («Записки» Е. Ф. Непряхиной, стр. 4). По просьбе Непряхиной, о. Макарий и написал Верховской печатаное ниже письмо, по поводу смерти старца Зосимы. Последний скончался 24 окт. 1833 г. (о нем – в Тобольских епарх. вед. 1897 r., 382:456), к концу этого года или началу следующего должно быть отнесено и письмо. Сохранилось оно в библиотеке Казанской д. семинарии, в копии, снятой Е. Ф. Непряхиной.

134

Сестра наша о Господе Екатерина Федоровна,446 постоянная и усерднейшая сотрудница недостоинства моему в служении при иноверцах сибирских, соединяющихся с Православною Церковью Христовой, изъявила желание, чтобы и я написал к Вам несколько слов в соответствие Вашему, раба Господня Вера, дружескому письму, в котором столь живыми чертами изображается скорбь Вашего сердца о разлучении с наставником. «Поминайте наставники ваша, – пишет Св. Ап. Павел, – иже глаголаше вам Слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» (Евр.13:7). Сими воспоминаниями питается и услаждается священное чувство благодарности, свойственное душам смиренным и оживляемым благодатью Божиею. Сими воспоминаниями святой союз их с благодетелями о Господе укрепляется, и за пределы земного жития простирается в бесконечную вечность. Другой Апостол говорит, что Отец Светов, у которого нет изменения, восхотел предать нас Словом истины в новую Богообразную, блаженную и вечную жизнь (Иак.1:17−18). А как оное Слово истины по уставу Божественного домостроительства, преподавали нам Пастыри и наставники ваши о Христе Иисусе, то какая душа, имеющая вечную жизнь в себе, может забыть послужившего при возрождении ее живым органом Слова Божия живого и действенного? Слово Божие – есть драгоценнейшее сокровище и богатство в душе, которое после верного раба и служителя Слова, остается ее наследием. Слово Божие – есть залог в душе и свидетельство, уверяющее о предстоящем свидании и неразлучном пребывании с ним у Господа в небесном царствии, и не только с ним, но и со всеми возлюбившими Господа Иисуса Христа всем сердцем, всею душею и всею мыслью. Слово Божие – есть благотворная соль, исцеляющая горькие воды слез, проливаемых в воспоминание о незабвенных. Сия соль оным слезам сообщает удивительную некую сладость, дабы они и Господу нашему и самим нам были благоприятны, дабы и сей плачь входил в состав блаженства вашего, по слову Спасителя: Блаженны плачущие, яко они утешатся. Притом, соль Слова Божия, действуя в душе, не позволяет ей довольствоваться одними слезами, воображениями и мечтаниями, но возбуждает в ней алчбу и жажду правды, дабы она, представляя себе в воспоминании святые образы добродетелей наставника своего в Господе, и видя, как он добрым подвигом подвизаясь, пребыл до конца жизни верным Господу своему ревностно и постоянно устремлялась на подражание вере его в Господа Иисуса Христа распятого. Ибо кто победил мир, взывает Св. Иоанн Богослов, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Победа, которою побежден мир, есть вера наша (Ин.5:4−5), благодатная вера, сильная Богом, любовью оживляемая, и плоды Богоугодных деяний и подвигов приносящая. Вера одна, и один дух во всех, но дарования духа и плоды веры весьма разнообразны в различных душах, по различию назначений и множеству других особенностей. Дабы и мне сотворить с Вами некоторое общение в воспоминании о Преподобном отце Зосиме, скажу Вам, почтеннейшая сестра о Господе, что я слыхал об вем еще будучи в Костроме на службе. И одна, довольно высокой по мужу степени, госпожа, которая пользовалась его беседами в Петербурге, рассказывала, между прочим, как он помог ей в борьбе с негою плоти, любящей сон и отвращающейся от бодрствования и молитвы. «Когда пробудитесь или послушницею будете пробуждены, – говорил ей о. Зосима, – но тяготою плоти паки будете увлекаемы в погружаемы в сон, сотворите знамение Креста и скажите сами себе: из любви ко Иисусу Христу! из любви к Нему»! (т. е. должно встать и молиться). Госпожа уверяла меня, что поступив таким образом она почувствовала великое облегчение, и вставать на молитву в ночи стало нетрудно! 0 наставнике же Отца Зосимы, старце Василиске,447 имел я понятие еще учась в академии Петербургской. Записка о некоторых опытах умной молитвы известных ему, долго у меня сохранялась. И было время, когда я в непонятной грусти, улетал из России в Сибирь пустынную, на крыльях быстро парящей мысли, и в Сибири встречался воображением с о. Василиском в лесу дремучем, совсем не думая, что я и в самом деле буду в Сибири, и притом именно близ того места, которого прежде искал одним воображением, хотя здесь не найду уже ни Отца Василиска, ни Отца Зосимы. По истине судьбы Божии бездна многа, и справедлива пословица, что «человек предполагает, а Бог располагает». Вот и сестра наша о Господе Екатерина, Вы сами знаете, желает жить вкупе с Вами, но как исполнится сие желание, кто кроме Господа знает? Может быть Вы, раба Господня, возвратившись в Сибирь, возвратите стране родной, что принадлежит ей с лихвою, и позволите ли высказать все, что на уме у меня? Сибирь, может быть, для того и в Москву отпустила Вас, чтобы Вы, утвердившись в правилах добрых и опытности поднакопивши, изобильнейшую пользу принесли церкви здешней Вашим служением. Сибирская церковь, родившая Вас, благодатью Божьей простирает к Вам руки, требуя помощи. Есть ли здесь хотя один монастырь мужеский или девичий, который бы исполнением правил иноческого общежития, подражающего первородной церкви Апостольской, разливал в народе Христово благоухание? А притом, не подобает ли и Вам поболезновать милосердием о толиких народах сибирских, сидящих во тьме и тени смертной, пожелать от всего сердца, чтобы спасительный свет Евангелия Христова и для них воссиял, и посвятить Господу малые лепты Ваших сил и способностей на созидание живого Храма Божия из сих душ, за которых Сын Божий излил пречистую кровь свою и смерть претерпел? Ибо Вы, без сомнения, не желаете принадлежать к числу тех искателей счастья, о которых сказал Апостол: «Что Вам угодно? скажете мне? и что такое сказать хотите?». Если бы, говорю, Вы согласились с сестрою Екатериною в усердии к делу миссионерской службы, то могли бы содействия миссии, прилично Вашему полу, согласить с правилами иноческого общежития. И можно предполагать как несомненное, что Вы при Божием соизволении вскоре приобрели бы сотрудниц единомысленных. Вкупе с ними избрали бы в Бийском округе или в Кузнецком, благоприятнейшее и близкое к некрещеным народам место для водворения Вашего. И правительство с радостью восприяло бы Вас в покровительство и попечение, когда Вы предъявляли бы, что желаете с попечением о спасении душ своих соединить служение Церкви при обращении иноверцев к истинному Богопознанию содействием церковным миссиям, воспитанием новокрещеных детей женского пола, призрением бедных и бесприютных стариц и другими подобными образами. He говорю, что должно разорить Одигитриевскую общину близ Москвы,448 а желаю, чтобы и Сибирская Церковь имела свою Одигитриевскую общину девиц и вдов, которая бы с обетами иночества соединяла столь же добровольным усердием восприемлимую обязанность содействовать и помогать церковным миссиям. Желаю Вам, достопочтенная сестра о Господе Вера, благодатного мира.

* * *

446

Непряхина.

447

О нем – в статье Тобольских епарх. ведомостей 1897 г.: «Отцы Зосима и Василиск, сибирские подвижники конца XVIII и начала XIX ст.», стр. 382 и 456. Скончался в начале 20-х годов XIX ст.

448

Община эта была основана старцем Зосимой в 1826 г.


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle