Азбука веры Православная библиотека митрополит Макарий (Булгаков) Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия

Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия

Источник

Содержание

Введение § 1. Понятие о христианском, православно-догматическом Богословии § 2. Место догматов в ряду других христианских истин, понятие о христианских православных догматах и их существенные свойства § 3. Различие православных христианских догматов § 4. Источник и образцы христианского православно-догматического Богословия § 5. Научный характер и метод христианского, православно-догматического Богословия § 6. Разделение и подразделение христианского, православно-догматического Богословия Часть первая. О Боге и общем отношении его к миру и человеку Отдел I. О Боге § 7. Характер нашего познания о Боге, по учению православной Церкви § 8. Сущность и разделение православного учения о Боге Глава 1. О Боге, едином в существе § 9. Учение Церкви о Боге, едином в существе, и содержание этого учения § 10. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух § 11. Понятие о существенных свойствах Божиих и разделение их § 12. Свойства существа Божия вообще § 13. Свойства ума Божия § 14. Свойства воли Божией § 15. Истина единства Божия по существу Глава II. О Боге, троичном в лицах § 16. Учение Церкви о Пресвятой Троице и состав этого учения I. О Троичности лиц в Боге, при единстве существа § 17. Смысл церковного учения о сем догмате § 18. Указания на таинство Пресвятой Троицы в Ветхом Завете § 19. Свидетельства Нового Завета: а) о троичности Лиц в Боге и вместе о единстве Их существа § 20. б) О действительной личности трех Божеских Лиц § 21. в) О единстве и нераздельности существа трех Божеских Лиц § 22. Верование древней Церкви в Таинство Пресвятой Троицы II. О равенстве и единосущии Божеских Лиц § 23. Смысл церковного учения о сем догмате § 24. Божество Отца § 25. Божество Сына и Его единосущие со Отцом § 26. Божество Святого Духа и Его единосущие со Отцом и Сыном III. О различии Божеских лиц по Их личным свойствам § 27. Учение Церкви о сем догмате § 28. Личное свойство Бога Отца § 29. Личное свойство Бога Сына § 30. Личное свойство Бога Духа Святого Отдел II. О Боге, как Творце и Промыслителе § 31. Учение Церкви и состав этого отдела Глава 1. Об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к миру вообще. 1. Бог – Творец мира § 32. Понятие о творении; Бог сотворил мир; мир существует не от вечности § 33. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения § 34. Как Бог сотворил мир § 35. В каком порядка Бог сотворил главные виды Своих творений § 36. Почему и с какой целью Бог сотворил мир § 37. Совершенство творения Божия II. Бог – Промыслитель Мира § 38. Понятие о Промысле Божием, его действия и виды § 39. Действительность Промысла Божия § 40. Действительность каждого из действий Промысла Божия и обоих его видов § 41. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле промышления Глава II. Об отношении Бога как Творца и Промыслителя к миру духовному § 42. Разделение мира духовного на духов добрых и злых и отношение Бога, как Творца и Промыслителя, к тем и другим I. Отношение к Духам добрым или Ангелам § 43. Понятие об Ангелах; достоверность их бытия и происхождение их от Бога § 44. Природа Ангелов § 45. Число Ангелов и степени: небесная иерархия § 46. Бог содействует Ангелам добрым § 47. Бог управляете Ангелами добрыми: а) служение их Богу § 48. б) Служение Ангелов людям: Ангелы-хранители II. Отношение – к духам злым § 49. Разные названия духов злых и достоверность их бытия § 50. Злые духи сотворены от Бога добрыми, но сами соделались злыми § 51. Природа злых духов и их число § 52. Бог только попускает деятельность злых духов § 53. Бог ограничил и ограничивает деятельность злых духов, направляя ее, притом, к добрым последствиям Глава III. Об отношении Бога, как Творца и Промыслителя к человеку I. Отношение к человеку Бога -Творца § 54. Учение Церкви и части этого учения § 55. Сущность и смысл Моисеева сказания о происхождении от Бога первых людей, Адама и Евы § 56. Происхождение от Адама и Евы всего рода человеческого § 57. Состав человека § 58. Свойства человеческой души; образ и подобие Божие в человеке § 59. Назначение человека § 60. Совершенство первозданного человека, или способность его к своему назначению II. Отношение к человеку Бога Промыслителя § 61. Учение Церкви и части этого учения § 62. Промышление Божие о первозданном человеке и данная ему заповедь § 63. Самовольное падение человека: образ и причины этого падения § 64. Следствия падения наших прародителей § 65. Переход греха прародителей на весь род человеческий; понятие о первородном грехе и его следствиях § 66. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения § 67. Следствия прародительского греха в нас § 68. Бог не перестал промышлять о человеке и по его падении: а) Бог промышляет о царстве и народах § 69 б) Бог промышляет об отдельных людях и в особенности, о праведниках § 70. Способы промышления Божие о человеке и переход к следующей части Часть вторая. О Боге – Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду Отдел I. О Боге – Спасителе § 71. Учение Церкви и части этого учения Глава 1. О Боге, как Спасителе нашем вообще § 72. Один только Бог мог спасти или восстановить человека, падшего, но еще сохранившего способность к восстановлению § 73. Средство, избранное Богом для восстановления или спасения человека, и значение этого средства § 74. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле человеческого спасения, и почему воплотился для сего именно Сын? § 75. Побуждение к делу спасения и цель пришествия на землю Сына Божия § 76. Вечное предопределение спасения, и почему не скоро пришел на землю Искупитель? § 77. Приготовление Богом рода человеческого к принятию Искупителя и вера в Него во все времена Глава II. О Христе-Спасителе в особенности § 78. Учение Церкви и состав этого учения Член I. О лице Иисуса Христа § 79. Учение Церкви и состав учения 1. О двух естествах в Иисусе Христе § 80. Господь Иисус имеет естество Божеское и есть именно Сын Божий § 81. Господь Иисус имеет естество человеческое и есть именно Сын Девы Марии § 82. Господь Иисус родился по человечеству сверхъестественным образом, и Пресв. Матерь Его есть Приснодева § 83. Господь Иисус есть человек безгрешный 2. О Единстве ипостаси во Иисусе Христе § 84. Действительность соединения во Христе двух естеств во единую Ипостась § 85. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств § 86. Следствия ипостасного соединения двух естеств во Иисусе Христе: а) по отношению к Нему Самому § 87. б) – По отношению к Пресвятой Деве, Матери Господа Иисуса § 88. в) – По отношению к Пресвятой Троице Член II. О совершении Иисусом Христом нашего спасения 89. Учение Церкви и разделение этого члена I. О пророческом служении Иисуса Христа § 90. Понятие о пророческом служении Иисуса Христа и истина сего служения § 91. Как совершил Господь Иисус Свое пророческое служение, и сущность Его проповеди § 92. Иисус Христос преподал закон новый, совершеннейший, в замен закона Моисеева § 93. Иисус Христос преподал закон для всех людей и на все времена § 94. Иисус Христос преподал закон единый спасительный, и след. необходимый для достижения жизни вечной II. О Первосвященническом служении Иисуса Христа § 95. Связь с предыдущим, понятие о первосвященническом служении Иисуса Христа, и истина сего служения § 96. Как совершил Господь Иисус Свое первосвященническое служение? Состояние Его истощания § 97. В особенности смерть Иисуса Христа, как искупительная за нас жертва § 98. Раскрытие самого способа нашего искупления смертию Иисуса Христа § 99. Обширность искупительных действий смерти Христовой § 100. Следствие крестных заслуг Иисуса Христа по отношению к Нему Самому: состояние Его прославления III. О царском служении Иисуса Христа § 101. Связь с предыдущим, понятие о царском служении Иисуса Христа и истина сего служения § 102. В каких действиях выразилось царское служение Иисуса Христа? Его чудеса § 103. Нисшествие Иисуса Христа в ад и победа над адом § 104. Воскресение Иисуса Христа и победа над смертью § 105. Вознесение Иисуса Христа на небеса и отверстие для всех, верующих в Него, царства небесного Отдел II. О Боге, как Освятителе и как Судии и Мздовоздаятеле Глава I. О Боге как Освятителе § 106. Связь с предыдущим; понятие об освящении человека и участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле этого освящения § 107. Учение Церкви о Боге, как Освятителе, и части этого учения Член I. О благодати Божией § 108. Понятие о благодати Божией, ее виды и состав члена I. О необходимости благодати Божией для освящения человека § 109. Учение Церкви и части этого учения § 110. Необходимость благодати для освящения человека вообще § 111. Необходимость благодати для веры и для самого начала веры, или для самого обращения человека к христианству § 112. Необходимость благодати для добродетели человека, по обращению его к христианству § 113. Необходимость благодати для пребывания человека в вере и добродетели христианской до конца жизни II. О всеобщности благодати и отношении ее к свободе человека § 114. Части учения § 115. Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределенных к праведности и вечному блаженству § 116. Предопределение Божие одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению, условно, и основывается на предвидении того, воспользуются ли, или не воспользуются они благодатью § 117. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо § 118. Человек деятельно участвует в том, что совершает в нем и через него благодать Божия III. О существе и условиях самого освящения человека благодатью Божией § 119. Части учения § 120. Освящение человека состоит в том, что он действительно очищается от грехов благодатью Божией и соделывается праведным и святым § 121. Вера есть первое условие со стороны человека для его освящения и след. спасения § 122. Кроме веры, для освящения и спасения человека, требуются от него еще добрые дела Член II. О Св. Церкви § 123. Разные смыслы слова: Церковь и смысл, в каком будет излагаться учение о ней § 124. Основание Церкви Господом Иисусом Христом § 125. Члены Церкви Христовой: кто принадлежит и кто не принадлежит к ней § 126. Цель Христовой Церкви и данные ей для цели средства § 127. Состав Церкви; паства и Богоучрежденная иерархия, их взаимное отношение § 128. Три Богоучрежденные степени церковной иерархии и их различие между собою § 129. Отношение степеней церковной иерархии между собою и к пастве § 130. Средоточие церковной власти § 131. Глава Церкви – Господь Иисус § 132. Существо и существенные свойства Церкви § 133. Вне Церкви Христовой спасения нет Член III. О таинствах церкви § 134. Понятие о таинствах и их число, по учению православной Церкви I. О таинстве крещения § 135. Место таинства крещения в ряду прочих таинств и понятие о нем § 136. Божественное установление таинства крещения § 137. Видимая сторона таинства крещения § 138. Невидимые действия таинства крещения и его неповторяемость § 139. Необходимость крещения для всех; крещение младенцев; крещение кровью § 140. Кто может совершать крещение, и что требуется от крещаемых? II. О таинстве миропомазания § 141. Связь с предыдущим, место таинства миропомазания в ряду прочих и понятие о сем таинстве § 142. Божественное установление таинства миропомазания, его отдельность от крещения и самостоятельность § 143. Видимая сторона таинства миропомазания § 144. Невидимые действия таинства миропомазания и его неповторимость § 145. Кому принадлежит право совершать таинство миропомазания, над кем и когда оно должно быть совершаемо III. О таинстве Евхаристии или причащении § 146. Связь с предыдущим, понятие о таинстве Евхаристии и его превосходство § 147. Божественное обетование о таинстве Евхаристии и само его установление § 148. Видимая сторона таинства Евхаристии § 149. Невидимое существо таинства Евхаристии: а) действительность присутствия Иисуса Христа в сем таинстве § 150. б) Образ и следствия присутствия Иисуса Христа в таинстве Евхаристии § 151. Кто может совершать таинство Евхаристии; кто – причащаться сему таинству и в чем должно состоять приготовление к нему? § 152. Необходимость причащения Евхаристии, и именно под обоими видами, и плоды таинства § 153. Евхаристия, как жертва: а) истинность или действительность сей жертвы § 154. б) Отношение сей жертвы к жертве крестной и свойства ее IV. О таинстве Покаяния § 155. Связь с предыдущим и понятие о таинстве покаяния § 156. Божественное установление и действительность таинства покаяния § 157. Кто может совершать таинство покаяния, и кто приступать к нему § 158. Что требуется от приступающих к таинству покаяния § 159. Видимая сторона таинства покаяния, невидимые его действия и их обширность § 160. Епитимии, их происхождение в Церкви и значение V. О таинстве елеосвящения § 161. Связь с предыдущим, понятие об елеосвящении и его названии § 162. Божественное установление таинства елеосвящения, его действительность и употребление в Церкви § 163. Кому и кем может быть преподаваемо таинство елеосвящения? § 164. Видимая сторона таинства елеосвящения и его невидимые, благодатные действия VI. О таинстве брака § 165. Связь с предыдущими; брак, как установление Божие, и его цель; понятие о браке, как таинстве § 166. Божественное установление таинства брака и его действительность § 167. Видимая сторона таинства брака и невидимые действия § 168. Кто может совершать таинство брака, и что требуется от приступающих к этому таинству § 169. Свойства христианского брака, освящаемого таинством VII. О таинстве священства § 170. Связь с предыдущим; священство, как особое Богоучрежденное служение в Церкви (иерархия), и его три степени; понятие о священстве, как таинстве § 171. Божественное установление и действительность таинства священства § 172. Видимая сторона таинства священства, его невидимые действия и неповторяемость § 173. Кто может совершать таинство священства, и что требуется от приступающих к нему Глава II. О Боге как о Судье и Мздовоздаятеле § 174. Связь с предыдущим, понятие о Боге, как Судье и Мздовоздаятеле, и состав церковного о сем учения Член 1. О Боге, как Судье и Мздовоздаятеле для каждого человека порознь I. О частном суде § 175. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека § 176. Действительность частного суда II. О мздовоздаянии после частного суда § 177. Учение православной Церкви и состав этого учения § 178. Мздовоздаяние праведникам: а) прославление их на небесах – в Церкви торжествующей § 179. б) Прославление праведников на земле – в Церкви воинствующей: аа) почитание и призывание Святых § 180. бб) Почитание св. мощей и других останков угодников Божьих и почитание св. икон § 181. Мздовоздаяние грешникам: а) их наказание во аде § 182. б) Возможность для некоторых грешников получать облегчение и даже освобождение от наказаний адских, по молитвам Церкви Член II. О Боге, как судье и Мздовоздаятеле для всего рода человеческого I. О всеобщем суде § 183. Связь с предыдущим, день всеобщего суда, неизвестность этого дня и признаки его приближения, в особенности явление Антихриста § 184. События, имеющие совершиться в день всеобщего суда, и их распорядок § 185. Предварительные обстоятельства всеобщего суда: а) пришествие Господа – Судьи живых и мертвых § 186. б) Воскресение мертвых и изменение живых § 187. Самый суд всеобщий: его действительность, образ и свойства § 188. Сопутствующие обстоятельства всеобщего суда: а) кончина мира §189. 6) Кончина благодатного царства Христова и начало царства славы II. О мздовоздаянии после всеобщего суда § 190. Связь с предыдущим и свойства этого мздовоздаяния § 191. Мздовоздаяние грешникам: а) в чем будут состоять их муки? § 192. б) Степени адских мучений § 193. в) Вечность адских мучений § 194. Мздовоздаяние праведникам: а) в чем будет состоять их блаженство § 195. б) Степени блаженства праведников § 196. б) Вечность блаженства праведников  

 

М. А. Л.

По определению Святейшего Правительствующего Синода


Источник: Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия / М.А.Л. = [митр. Макарий (Булгаков)]. - Москва : Синод. тип., 1898. - 368, VIII с. (Авт. установлен по каталогу).

Комментарии для сайта Cackle