преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 122

Ежели скудоумные и ничтожные мои строки могли когда-нибудь служить для Вас утешением, то сие припишите благодати Божией, по вере Вашей Вам дарующей, а не моему недостоинству. В давнем моём к Вам неписании я могу дать такой отчет: что, не имея к сему повода, считал излишним адресовать к Вам пустые мои строки, и воистину будут пусты, когда я сам буду вызываться с оными; притом же и время свободное не всегда бывает: получа же Ваше писание, долгом считаю, но силе слабоумия моего, ответствовать. В окончании письма Вашего извещаете, что в день Воскресения Христова желаете приступить к принятию Пречистых Тайн и дабы чрез сие принятие быть принятым в число рабынь Его, на сие скажу вам: что так как Он есть Создатель наш и Господь, то мы и есмы рабы Его; но Он удостоил нас чрез сие принятие на Себя нашего зрака падших и неключимых рабов сотворить детьми Своими, да еще и друзьями, не ктому глаголю вас рабы, но други (Ин.15:15); вот как возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть за него, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16); чем же мы можем быть достойны таковой Его горячайшей к нам любви? Послушайте Его же сладчайшего гласа: любяй Мя заповеди Моя соблюдает. А какие они? Читайте Евангелие со вниманием, и увидите, и познаете, сколь мы далеки ещё от любви Божией, и смиритесь в своём мудровании, прося всесильной Его помощи в искании Его. Вы прежде писывали, что любите Бога, но это происходило от непознания Вами себя. Может быть, некоторое умиление или сердечная радость уже и казались Вам любовью, но любовь к Богу противными искушается, и непременно надобно сразиться с тремя врагами нашими: миром, плотью и диаволом, и в таковом-то борении подвигоположник наш, Господь Иисус Христос, смотрит преклонение нашей воли, к чему оная клонится; ежели к добру – помогает, а когда к противному – не нудит, но попущает; но все промышляет о спасении и достойных скорбями к Себе обращает. Слава щедротам Его! О глубина богатства, премудрости и разума Божия! Кто разуме ум Господень, или кто советник ему бысть (Рим.11:33, 34, 35)? Вы имейте себя в мысли неключимою рабою, по слову Спасителя: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко рабы неключими есмы (Лк.17:10). Берегитесь иметь о себе нечто высокое во мнении, а других уничижать: и невидимо Бог мира будет с вами. 8 апреля 1838 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle