преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 174

От тебя получил уже четыре письма – целая тетрадь; они хотя и прочитаны в своё время, но, при ответе, надобно опять читать – ничего не упомню; а это-то больше меня и затрудняет. Я не имею больше времени писать, как утром, но много ли напишу? – Одно письмо и только; да и то сколько раз отрывают. Пустые слухи о ваших сёстрах меня нимало не смущают, чего я и знать не знаю, то и покоен в совести. Слава Богу, что ты, возвратясь в свою обитель, успокоилась насчёт своей жизни и теперь мирны с N.; а чем обидела N., в том сознайся и примирись.

О семейных твоих скорбях старайся не входить в знание об их немощах, и берегись осуждения. Жаль очень, что у них нет религии, а без оной доброта фальшивая. Ты никакой не в силах сделать в сем деле помощи; предоставь это промыслу Божию, могущему обратить их на истинный путь. Пекись о своём спасении и молись о них Господу просто: «помилуй их, Господи». Бог не требует витийства; простая, смиренная молитва Ему угодна.

Спор ваш был с N. о спасительном пути с обеих сторон неосновательный, и в споре никакого толку нет; надобно искать спасения, – за чем мы и из миpa вышли путем, растворенным смирением и средним, не возноситься и не опускаться долу, и не искать, как твоя святыня желает достигнуть – хотя немножко – до высших ступеней. Ты хочешь видеть, что достигаешь, а это-то и есть дело гордыни. Святые отцы, достигшие и высших степеней совершенства, считали себя не у что достигших, и под всею тварию видели себя. Что пишет св. Дорофей: «совершенных есть прости»! ты случаев не ищи, а придут; это тебе торговля к приобретению, к познанию своей немощи и к смирению. У тебя в голове смешаны Вавилоняне с Иерусалимлянами; читаешь книги и не понимаешь, чего от нас Бог ищет и как должно себя вести; ты сей, а плод дать – не наше, а Божие. Читай Лествичника, св. Дорофея, Варсонуфия Великого, св. Исаака Сирина и проч., и, видя себя, как далека от исправления, должна более смиряться, а на смирение Господь призирает и подает Свою помощь к исправлению добродетелей; а то ты, мало-мало успокоившись, уже и возмечтала, что лучше других; хорошо, что скоро отошёл сей помысел, который был дебелый и заметен, а то бывают тонкие и почти неуловимые, и возрастают до исполинов. Читай у св. Петра Дамаскина с начала, как нужно оставлять свои хотения во всём, и оно есть начало ко спасению. Ты укоряешь за болтанье свою девочку; да ведь она не монастырка и неужели не может скучать, сидевши одна в келлии? Не одобряй это; говори, но извиняй; надобно взыскивать, – но не гневно и строго, чтобы они видели в тебе больше материнское попечение, а не господский деспот, – и будет откровенна. И. М. 8 октября 1857 года.


Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle