преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 176

Желаю тебе, читавши книгу св. Иоанна Лествичника, понимать не одни слова, но дух его Богодухновенного учения, путеводящий в живот вечный. Ты увидишь из его учения, что твои теперешние молитвенные правила суть только посев и приуготовление; а не думай, что будто и плоды собираешь. Это есть высокоумие, которое тебя враг наводит, чтобы после со временем совершенно лишить тебя оных, введя в свою пагубную прелесть. Ты еще полна страстей и ежели оные на время утихают, то для того, чтобы с большею пылкостью на тебя устремиться; а когда будешь во всём видеть свои недостатки и во всём смирять себя, то враг ничего не успеет сделать тебе. Прочти повнимательнее 25 степ. Иоанна Лествичника: там увидишь, что только одно смирение может наши страсти истреблять, а добродетели укреплять, и у св. Исаака Сирина в 46 слове сказано, что «смирение и кроме дел спасает человека, а дела без смирения не могут спасти». Смирение же не думай стяжати просто и без труда душевного, «оно есть порождение разума, а разум порождение есть искушений и скорбей», по слову св. Петра Дамаскина; поэтому не надобно избегать посылаемых от Бога скорбей, а принимать с покорностью, и терпеть с самоукорением, и отнюдь не надеяться ни на свои молитвы, ни на слёзы, которые легкомысленных приводят к гордости и тщеславию. Остерегайся частых и долгих посещений, они не только не принесут пользы, но могут повредить душевному устроению. О чем у вас бывают беседы? Если о духовных предметах, то юный юному: «аще и ре́ку учений излиет, не созидает, обои повреждаются»; кольми паче ежели будет идти празднословие и осужденье ближних, то какая же из этого может быть польза? Для тебя довольно иметь собеседования с твоими матушками, и довлеет ти; а что ей не нравится «высоко ходить – это не по ней», я о сем вещи не имам, но знаю, откуда это происходит.

Остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. М. 24-го ноября 1857 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle