Заключение
Творчество Максима Грека многогранно, и не все его стороны, естественно, могли быть исследованы с необходимой полнотой. Работа посвящена изучению главным образом наиболее ранних источников, относящихся ко второй четверти – середине XVI в. Анализу подвергнут лишь основной корпус сочинений, принадлежащих этому автору. Наиболее существенными направлениями дальнейшего исследования являются, на наш взгляд, следующие.
1. Издание сочинений, выполненное на уровне современной археографии I сочинения должны быть расположены по хронологическому принципу и снабжены научным комментарием. Сборники, собственноручно правленные автором, могут стать надежной основой такого издания.
2. Изучение мировоззрения Максима Грека во всей полноте, в особенности его политических и религиозно-философских взглядов; интересней опыт исследования последних предпринял Дж. Хейни, однако возможности темы еще не исчерпаны. Важным представляется анализ мировоззрения именно как системы, отдельные стороны которой, т. е. взгляды: автора в определенный период на разные проблемы, находятся в состоянии внутренней зависимости, взаимообусловленности. Необходимой составной частью такого исследования является выявление идейных истоков- писателя, т. е. традиций византийской литературы, античного наследия, влияния западноевропейского гуманизма.
3. Изучение переводческой деятельности и лексикографической практики Максима Грека, их места в истории русской культуры; имеются в виду и его переводы, и обширный глоссарий к псалтыри (по рукописи ГБЛ, Троицк. 315), а также к текстам собственных сочинений.
4. Определение книгописного скриптория, в котором были созданье прижизненные сборники сочинений, правленные рукой автора.
5. Анализ Сказаний о Максиме Греке, их происхождения, проверка гипотезы И. Денисова об их авторах.
6. Изучение судьбы рукописного наследия Максима Грека и его роли в идейной борьбе последующего времени; особый интерес здесь представляет история составления наиболее крупных собраний сочинений – Троицкого, Синодального, в 151 главу, старообрядческого, сопоставление списков разных собраний, относящихся к одному периоду. Важной, задачей является также атрибуция текстов, включаемых в поздние собрания.
