Источник

Агапит, епископ Томский и Енисейский (Вознесенский Семен Саввич)

Родился в 1793 году в семье священника в Калужской губернии.

В 1815 году, по окончании курса Калужской духовной семинарии, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1819 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был определен профессором Полтавской духовной семинарии.

14 сентября 1821 года пострижен в монашество и 9 октября рукоположен во иеромонаха.

С 1 сентября 1823 года – инспектор Полтавской духовной семинарии.

С 21 января 1826 года – ректор Тульской духовной семинарии.

С 11 апреля 1826 года – архимандрит Белевского Спасо-Преображенского монастыря.

С 27 февраля 1829 года – ректор Астраханской духовной семинарии и настоятель Астраханского Спасо-Преображенского монастыря.

С 22 сентября 1831 года – ректор Тамбовской духовной семинарии.

29 апреля 1832 года переведен в Черниговскую духовную семинарию.

12 августа 1834 года хиротонисан во епископа Томского.

10 июня 1841 года уволен на покой в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь с правом управления им и назначен членом Московской синодальной конторы.

2 марта 1850 года переведен в Московский Новоспасский монастырь, а 30 июня 1852 года – в Донской монастырь.

Скончался 1 января 1854 года.

Строгий монах в личной жизни, он не способен был угождать людям и потворствовать слабостям.

Митрополит Московский Филарет, рукополагавший его во епископа, уважал в нем человека благочестивой жизни и всегда оказывал ему поддержку, особенно в трудных обстоятельствах жизни, например когда в епархии невзлюбили строгого к себе и другим архипастыря и на него стали поступать жалобы в Святейший Синод. Под влиянием святителя Филарета, обер-прокурор Святейшего Синода граф Н. А. Протасов поручил епископу Камчатскому Иннокентию (Вениаминову), при поездке его через Сибирь в свою епархию, собрать и доставить сведения о причине жалоб на Агапита.

Преосвященный Иннокентий между прочим сообщал: «Агапит обращался со мною по-братски. Он есть ревнитель совершенной правды и законов, в особенности христианского. Он, несмотря ни на какие обстоятельства и отношения, от всех требует точного исполнения своих обязанностей. Он требовал от всех вступающих в брак знания заповедей и пр. Это почли и почитают притеснением».

Вообще же он был человек симпатичный, добрый, правдивый, по жизни – строгий монах.

С другой стороны, он не отличался энергичностью и деловитостью. Будучи членом Московской синодальной конторы, преосвященный Агапит состоял во главе официально назначенной следственной комиссии по доносу на протоиерея Г. П. Павского, законоучителя, профессора Санкт-Петербургской духовной семинарии. По отзыву священника Мидовского H., Агапит был следователь плохой, не умевший взяться за дело как нужно. Допросы учинял длинные – предлинные.

Труды: Краткое поучение в Неделю сыропустную, говоренное Агапитом, епископом Томским, в домовой архиерейской церкви 1836 года // Христианское чтение. – 1838, ч. 1. – С. 231–236.

Слово, произнесенное Московской синодальной конторы членом преосвященным епископом Агапитом по случаю освящения на 8-й день сентября 1846 года по Высочайшей воле устроенного придела в память рождения Его Императорского высочества великого князя Александра Николаевича в большой церкви Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря // Христианское чтение. – 1846, ч. 4. – С. 287–301.

Литература: Барсуков И. П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. – М., 1883. – С. 150–151.

Филарет (Дроздов), митрополит. Слова и речи. – М., 1844–1845 или 1847–1861, т. 3. – С. 279.

Руднев. История Тульской семинарии. – С. 46–47.

Здравомыслов К. Я. Об епископе Агапите Вознесенском. – С. 56, 61.

Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1896, № 2. – С. 55. Московские ведомости. – М., 1842, № 40.

Русский архив. – 1879, кн. 2. – С. 142, 271–272.

– 1887, кн. 2. – С. 461.

– 1893, кн. 3. – С. 50.

– 1903, кн. 1, № 3. – С. 370, 372; кн. 1, № 4. – С. 544; кн. 2, № 8. – С. 574; кн. 3, № 9. – С. 99, 107.

– 1904, кн. 1, № 2. – С. 236.

Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 4.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1415.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 283.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 389–399, 468–474, 901–904.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.: М., 1896–1913, т. 1. – С. 50. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 2. – С. 2170.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 283.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 14 6, 148, 157, 516, 1017.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 74.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle