Источник

Герасим, священномученик, епископ Великопермский (Устьвымский) (память 24 января/6 февраля, 29 января/11 февраля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)

О епископе Герасиме сведений сохранилось немного. Он был возведен на Пермскую кафедру после 1416 года, в трудное время, когда положение дел в епархии было весьма неблагополучным.

Паства, состоявшая из принявших христианство зырян, страдала от нападения диких языческих племен вогулов, а также от притеснения корыстолюбивой новгородской и вятской вольницы, пользовавшейся тем, что северо-восточная окраина России была слабо защищена отдаленным московским правительством. Святитель Герасим неусыпно заботился об устроении своей паствы и распространении веры Христовой. Он не жалел ни трудов своих, ни сил в постоянных разъездах по Пермской земле, проникая в самые глухие места и оказывая помощь в самых безысходных обстоятельствах.

Господь благословил деятельность ревностного пастыря. В 1429 году святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, писал: «Отринув заблуждение и мрак, ныне страна Пермская чисто и православно совершает службу Божию, по закону христианскому».

Несмотря на удаленность от стольного града, святитель Герасим был участником московских Соборов 1441 и 1448 годов: 1441 года, осудившего Флорентийскую унию и ее сторонника митрополита Киевского Исидора, и 1448 года, определившего поставлять митрополитов всея Руси Собором русских епископов. Это свидетельствует о том, что современники дорожили мнением святителя Герасима и он пользовался большим авторитетом.

В последние годы святительства епископа Герасима усилились не прекращающиеся и раньше набеги вогулов на христиан зырян. Святитель Герасим употребил все свои силы и влияние на защиту веры и своей паствы.

Не щадя здоровья, с опасностью для жизни святитель сам ездил в стан вогулов.

Он не жалел ни трудов своих, ни сил в постоянных разъездах по епархии из конца в конец, наставляя и утешая жителей и продолжая борьбу с язычеством.

Имя святителя Герасима повсюду стало произноситься с благоговением, но силы его уже были подорваны. Однажды больной святитель возвращался к себе после посещения близлежащих к Усть-Выми приходов, где, по-видимому, совершал богослужения, так как с ним было архиерейское облачение.

На Усть-Вымском лугу, близ городка и соборной церкви, святителя настигла мученическая кончина: он был удушен омофором рукою вогулича, которого взял на воспитание; вероятно, дикарь действовал по наущению своих шаманов, которым дорого было уничтожаемое язычество.

Святитель принял мученическую кончину 24 января. Год его смерти точно неизвестен, по всей вероятности, около 1449 года.

Погребен преосвященный Герасим в Благовещенском кафедральном соборе в селении Усть-Выми, расположенном к северо-востоку от города Яренска, на реке Вычегде. У мощей святителя Герасима происходили многие чудесные исцеления.

В 1607 году, по благословению святителя Ермогена († 1612, память 17 февраля/ 2 марта, 12/25 мая и 5/18 октября), патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей: Герасима, Питирима († 19 августа/1 сентября 1455) и Ионы († 6/19 июня 1470). В этом же году святитель Герасим был причислен к лику святых. На этой иконе святители именуются великими чудотворцами. В 1649 году в Вологде в их честь был воздвигнут храм.

Литература: Верюжский И. П., священник. Исторические сказания о жизни святых, подвизавших в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. – Вологда, 1880. – С. 326–332; М., 1992.

Попов E., протоиерей. Великопермская епархия. – Пермь, 1879. – С. 10.

Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 247, 248, прим. 19.

Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. – СПб., 1855. – С. 9.

Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 121–122.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1408.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 729.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1862. – С. 200.

Православный собеседник. – Казань, 1911, апрель. – С. 105.

Русский паломник. – 1908, № 7. – С. 111.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 47.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 8. – С. 448.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 4. – С. 472–473.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle