Источник

Герман, святитель, архиепископ Казанский и Свияжский (Садырев-Полев Григорий Федорович) († 1567, память 23 июня/6 июля, 25 сентября / 8 октября, 6/19 ноября и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых)

Родился около 1505 года в городе Старице Тверской губернии в семье боярина Федора Афанасьевича Садырева-Полева.

В конце 30-х годов XVI столетия удалился в Иосифо-Волоколамскую обитель, где вскоре принял монашеский постриг от игумена Гурия († 1563, память 20 июня / З июля, 4/17 октября и 5/18 декабря), впоследствии архиепископа Казанского, и находился под его духовным руководством.

В 1551 году епископ Тверской Акакий вызвал Германа к себе и рукоположил его во иеромонаха; затем возвел его в сан архимандрита и поставил настоятелем Старицкого Успенского монастыря.

В Старицкой обители архимандрит Герман ввел устав преподобного Иосифа Волоколамского. В обители в это время жил в заключении Максим Грек († 1556, память 21 января/ 3 февраля и 21 июня/4 июля), с которым отец Герман часто беседовал.

В 1553 году был вызван в Москву на Собор по поводу еретических учений Матвея Башкина и Артемия, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря.

После учреждения Казанской епархии в 1555 году игумен Гурий был посвящен в архиепископа Казанского.

Для создания в Свияжске обители в честь Успения Богородицы и проповеди христианства он взял с собой отца Германа.

Новоустроенный монастырь за 8 лет управления архимандритом Германом стал центром просвещения Казанского края. Несколько тысяч магометан и язычников были обращены в христианство. Отец Герман заботился об обучении новокрещенных. Воздвигал храмы, заботился о насельниках монастырей, основал Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, а при Зилантовом монастыре устроил школу для детей.

12 марта 1564 года архимандрит Герман был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа.

В 1566 году, когда ушел на покой митрополит Московский и всея Руси Афанасий, царь Иван IV пожелал видеть на митрополичьей кафедре святителя Германа. По приказу царя он был вызван в Москву и помещен в митрополичьем доме. Архиепископ Герман настойчиво отказывался занять столь высокий пост, указывая на свое недостоинство. В то же время он «кроткими словесы» начал увещевать царя и обличал бесчинства опричников. Святитель Герман откровенно высказал царю, что если он будет митрополитом, то по долгу своего сана не станет молчать и скрывать творившиеся злодеяния, но будет обличать их пред всем народом. За это он был удален из митрополичьего дома и в течение двух лет жил в Москве, находясь в опале, а митрополитом был избран Филипп (впоследствии митрополит Московский и всея Руси; † 1569, память 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября), который также вскоре попал в немилость за обличение царя.

По некоторым источникам, святитель Герман погиб от руки какого-то опричника, который двумя ударами топора отсек ему голову. По другим сведениям, он преставился от моровой язвы в Москве 6 ноября 1567 года и погребен, по его просьбе, при храме святителя Николая Гостунского.

О нравственном облике святителя писал один из современников князь Андрей Курбский: «Герман был человек...

столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь Священного Писания, подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима-философа (Грека); был человек простой и твердый, готовый на помощь застигнутым бедой и напастью и усердный попечитель о бедных».

В 1592 году были обретены его нетленные мощи. От них стали совершаться многие знамения и чудеса.

25 сентября 1592 года мощи святителя Германа перенесены в Свияжский монастырь Казанской епархии, где были встречены митрополитом Казанским Ермогеном (впоследствии патриарх Московский и всея Руси; † 1612) и поставлены в Успенском соборе у правой стены при входе в алтарь.

Всероссийское прославление святителя Германа началось с 1695 года, после освидетельствования его святых мощей Казанским митрополитом Маркеллом, по благословению патриарха Адриана.

Литература: Елисеев Г. 3. Жизнеописание святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. – Казань, 1847.

Мятлев Н. В. Архиепископ Герман Казанский и род Полевых (доклад, читанный в заседании Историко-родословного общества в Москве 19 ноября 1913 года).

Арсений, архиепископ. Святитель Христов Герман. – Казань, 1900.

Богословский Г. К., священник. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях. – Казань, 1893.

Никанор (Каменский), архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 84–89, 98, 476.

Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903, т. 3. – С. 60–68.

Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 456, 358, 259, 377, прим. 5.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 2. – С. 170, 411.

Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 65.

Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1871.

Устрялов Н. Г. Сказания князя Курбского. – 3-еизд. – СПб., 1868.

Рыбушкин М. С. Краткая история города Казани: в 2 ч. – Казань, 1848–1849.

Плюшар А. А. Энциклопедический лексикон: в 17 т. – СПб., 1835–1841, т. 14.

Барсуков Η. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 129.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 287, 291, 460.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 236, 245.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 595.

Историческое описание Старицкого Успенского монастыря. – Тверь, 1895. – С. 34–35.

Троицкий Патерик. – Казань, 1907. – С. 60–64.

Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. – М.. 1903–1911, 1908, 1916, т. 11. – С. 125–132.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 778.

Церковный вестник. – 1895, № 37. – С. 1181.

Русский паломник. – 1913, № 20. – С. 314–315.

Православный собеседник. – Казань, 1897, декабрь. – С. 709.

– 1907, март. – С. 330; июнь. – С. 1.

Исторический вестник. – 1896, январь. – С. 207, 212.

Русский архив. – 1870, № 4 и 5. – С. 764.

– 1904, кн. 1, № 2. – С. 295.

Симбирские епархиальные ведомости. – 1897, № 24. – С. 969.

Известия по Казанской епархии. – 1885, № 17. – С. 573–574.

– 1887, № 19. – С. 481–484.

– 1894, № 16, 17. – С. 487, 519–534.

– 1899, № 9. – С. 385.

– 1907 № 8. – С. 238; № 10. – С. 296.

– 1913, № 30–31. – С. 921.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 49.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 4. – С. 259–262; т. 7. – С. 700–702.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойки на. – СПб., б. г., т. 1. – С. 636; т. 2. – С. 1137.

Русский биографический словарь: в 2 5 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 5. – С. 31–34.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle