Источник

Иннокентий, святитель, епископ Пензенский и Саратовский (Смирнов Иларион Дмитриевич) († 1819, память 10/23 октября)

Родился 30 мая 1784 года в селе Павлове, расположенном недалеко от Москвы, в семье бедного церковного причетника.

С детских лет Иларион отличался исключительно кротким нравом. Поэтому, когда он поступил в Московскую Перервинскую духовную семинарию, был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение.

Окончив Перервинскую духовную семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков.

В 1805 году, еще до окончания семинарии, он, как один из способнейших воспитанников, был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался толкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии катехизис.

С 1809 года Иларион начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии.

Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове – вот что характеризовало молодого преподавателя.

13 октября 1809 года Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентий митрополитом Платоном (Левшиным) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха.

6 августа 1810 года иеромонах Иннокентий был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября он был переведен в Московский Знаменский монастырь.

22 января 1812 года по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в Санкт-Петербургской духовной академии.

30 августа 1812 года игумен Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

В сентябре 1813 года архимандрит Иннокентий был утвержден ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии.

В этот же период он был назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга.

Находясь в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения в 1813–1814 гг., архимандрит Иннокентий прославился как замечательный проповедник.

Его проповеди были исполнены силы слова евангельского. Он говорил с живостью, с воодушевлением, с жаром. Его пламенные чувства проникали сердца слушателей.

Замечательна деятельность архимандрита Иннокентия как преподавателя церковной истории. Он не шел по проторенному пути, а, по возможности, проверял исторические данные по их источникам. В результате неутомимых трудов в этой области он составил «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII века», изданное в 1817 году в качестве учебного пособия для классического преподавания.

Не менее важное значение имели его труды: «Богословие деятельное, подлежательное и практическое», «Опыт изъяснения первых двух псалмов», «Изъяснение Символа веры».

Его неутомимая деятельность в распространении духовного просвещения была отмечена Комиссией духовных училищ. В 1814 году архимандриту Иннокентию была присвоена степень доктора богословия.

7 апреля 1817 года он был назначен членом Главного правления народных училищ.

Замечательна была внутренняя личная жизнь архимандрита Иннокентия.

С юных лет он отличался христианскими добродетелями смирения, благочестия, покорности, безупречной чистоты жизни. Он сам был строгим судьей всех своих слов, дел и поступков. Осторожность во всяком деле и слове превратилась у него в непрестанное духовное бдение. Никто из его уст не слышал ни одного праздного слова.

Лицо его всегда выражало спокойствие духа, умиление и благоговение.

Он обладал исключительным даром проницательности, читая внутренние чувства человека.

В своей жизни больше всего избегал он осуждения как со своей стороны, так и со стороны других, умело прерывая собеседника, пытавшегося рассказывать ему о недостатках других.

Замечательной особенностью архимандрита Иннокентия была его нестяжательность в жизни. С нуждавшимися он делил последнее, что имел.

Таким образом, многие замечательные качества уже украшали Иннокентия, когда вышло решение о возведении его в сан архиерейский.

В марте 1819 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского.

Это назначение имело и другую сторону – под видом повышения явилось благородной высылкой Иннокентия из Петербурга. Причем первоначально, по распоряжению государя, его должны были назначить в Оренбург, но по ходатайству Святейшего Синода в связи со слабым состоянием здоровья назначаемого, Оренбург был заменен на Пензу. Причиной тому послужила интрига министра духовных дел князя А. Н. Голицына за то, что Иннокентий выступил против модного в то время неправославного мистицизма.

Покорно выехал владыка к месту своего нового назначения. Но недолго пришлось ему управлять Пензенской епархией. Непрестанные труды в Санкт-Петербурге по распространению духовного просвещения истощили его слабое от природы здоровье. К тому же однажды он сильно простыл, что усугубило его болезнь. Однако, слабый здоровьем, он с нетерпением спешил в свою епархию.

21 июня 1819 года епископ Иннокентий прибыл в Пензу. За короткий период управления Пензенской епархией он успел снискать доверие и уважение своей паствы. Во все воскресные и праздничные дни он, несмотря на слабость своего здоровья, сам совершал Божественную литургию и произносил назидательные поучения.

Его поучения при всей своей простоте носили отпечаток духовной благодати и мудрости.

За короткий период архипастырской деятельности епископ Иннокентий успел осмотреть почти все церкви, занялся благоустройством архиерейского дома, лично присутствовал на экзаменах в духовных учебных заведениях епархии.

В августе месяце 1819 года при поездке в Саратов он сильно заболел и уже не смог подняться с одра болезни.

Кроткий и терпеливый, он не произносил ни единой жалобы, никто не слышал стона его. Ослабев до такой степени, что не мог держать в руках даже стакан, епископ Иннокентий не прекращал заниматься епархиальными делами.

За день до кончины 9 октября 1819 года ему во сне было видение, о котором он рассказал своему келейнику.

«Казалось мне, – говорил он, – что небеса отверзлись. Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мною и с любовию смотря на меня взяли меня, немощного, и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился».

С благоговением готовясь к отшествию в вечность, он 10 октября попросил совершить над ним таинство Елеосвящения. По совершении этого священнодействия язык Иннокентия стал неметь, дыхание начало прерываться, он сам сложил на груди руки крестообразно и в 6 часов вечера тихо скончался.

Погребение его состоялось 13 октября 1819 года в Казанском соборе.

Таким образом, этот замечательный архипастырь Пензенской епархии 35-летним закончил свое земное существование.

Но и за это короткое время он оставил потомкам богатое наследие своего духа и высокий пример христианских добродетелей.

Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе 2000 года. Память празднуется 10/23 октября.

Труды: Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в. в пользу духовного юношества: в 2 т. – СПб., 1817.

Богословие деятельное, подлежательное и практическое.

Опыт изъяснения первых двух псалмов.

Изъяснение Символа веры.

Собрание сочинений (слова и письма): в 2 т. – СПб., 1821 и 1845.

Кроме изданных в собрании сочинений, известны четыре его письма: Письма // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891. Ч. 1, 2, 3.

Письма // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1846, № 8.

Слово в Неделю православия // Странник. – 1862, февраль. С. 74–81.

Слово в день Благовещения // Странник. – 1862, март. С. 97–105.

Литература: Троицкий Д. Иннокентий, епископ Пензенский. – Пенза, 1882.

Сергий, архиепископ. Историческое описание Московского Знаменского монастыря. – С. 98.

Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. – С. 498.

Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 248.

Елагин Н. В. Жизнь графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. – СПб., 1853. – С. 27–28.

Жмакин Н. Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский. – СПб., 1885.

Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й половине текущего столетия. – СПб., 1894. – С. 199–200.

Бриллиантов. Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский (биографический очерк). – СПб., 1912.

Чернавский H. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Исследование Николая Чернавского: в 2 т. – Оренбург, 1900–1903, т. 2. – С. 212–216.

Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина. – 1-е изд. – СПб., 1900. – С. 26–38; – 3-е изд. доп. – СПб., 1910. – С. 28–40.

Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Пг., 1916. – С. 470.

Погожев E. Н. (Поселянин E.). Идеалы христианской жизни. – СПб., 1994. – С. 202.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1407, 1408.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 230.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 4 8, 1 9 3, 208, 273, 953, 979.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 417, 571.

Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 326.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 70.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 230.

Жизнеописание преосвященного Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского. – СПб., 1845.

Великий подвижник и праведник, святитель Иннокентий Пензенский // Русский паломник. – 1912, № 18. – С. 267–268; № 19. – С. 279–280; № 20. – С. 295–298; № 21. – С. 314–315.

Письма митрополита Московского Филарета к А. Н. Муравьеву. – Киев, 1869. – С. 1–8.

Д. Б. Угреша (исторический очерк). – М., 1875.

Саратовские епархиальные ведомости. – 1867, № 7, 1 3.

Пензенские епархиальные ведомости. – 1872, № 16.

Русская старина. – 1876, октябрь. – С. 305–308.

– 1878, август. – С. 561–565.

– 1880, январь. – С. 120; сентябрь. – С. 4.

– 1883, апрель. – С. 37–60; июнь. – С. 557–572; июль. – С. 134–135.

– 1886, июнь. – С. 462, 710; март. – С. 593–596.

Исторический вестник. – 1881, ноябрь. – С. 562. 1893, сентябрь. – С. 734–736, 742.

– 1895, февраль. – С. 641.

– 1896, ноябрь. – С. 673.

Русский инок. – 1916, № 10. – С. 532–534, 514; № 11. – С. 564–568.

Душеполезное чтение. – 1908, июнь. – С. 368–375.

Душеполезный собеседник. – 1895, апрель. – С. 119, 120.

Церковный вестник. – 1891, № 33. – С. 517.

Христианское чтение. – СПб., 1884, март-апрель. – С. 420; май-июнь. – С. 771; июль-август. – С. 75–98.

– 1890, январь-февраль. – С. 113.

– 1902, июнь. – С. 164, 166–167.

Русский архив. – 1871, № 12. – С. 2070.

Письма митрополита Киевского Евгения (Болховитинова) к В. Г. Анастасевичу // Русский архив. – 1889, кн. 2. – С. 185.

Русский архив. – 1895, кн. 1, № 2. – С. 172; кн. 3, № 12. – С. 489, 4 90, 491.

– 1899, кн. 2, № 6. – С. 201.

– 1904, кн. 1, № 1. – С. 68.

Журнал Московской Патриархии. – 1945, № 10. – С. 52, 53.

– 1954, № 11. – С. 15–19.

– 1959, № 11. – С. 39.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 5. – С. 953.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 944; т. 2. – С. 1790.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М.. 1896–1913, т. 8. – С. 123.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 299, 300.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 424–426.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle