Символ веры

Литература по теме

Пример чтения Символа веры: 01:37

Пение Символа веры на литургии:


Си́мволом ве́ры
называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1‑м и 2‑м Вселенских Соборах.

Символ веры – не молитва (а исповедание веры). Ибо он не содержит обращений к Богу, Ангелам и святым.

Весь Символ веры состоит из 12 членов (предложений), и в каждом из них содержится высшая истина (догмат) православной веры.

1‑й член говорит о Боге Отце, 2‑й по 7‑й – о Боге Сыне, 8‑й – о Боге Духе Святом, 9‑й – о Церкви, 10‑й – о Крещении, 11‑й и 12‑й – о воскресении мертвых и вечной жизни.

Текст Символа веры

В церковнославянском языке нет буквы “ё”, все “ё” нужно читать как “е”.

1‑й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца Не́бу и земли, видимым же всем и невидимым. Верую в одного и единственного* Бога Отца, Вседержителя, Творца Неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Имже вся бы́ша; И во единственного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, прежде всех веков рожденного от Отца; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, одного существа с Отцом, через Которого всё сотворено;
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с Небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася; Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося;
4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна; Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного;
5. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием; И воскресшего в третий день, согласно Писанию;
6. И восше́дшаго на Небеса, и седя́ща одесну́ю Отца; И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону от Отца;
7. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца. И вновь имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки. И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклонение и слава Которому воздается наравне / вместе с Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
9. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь. Во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
10. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов. Исповедую одно Крещение во оставление грехов.
11. Ча́ю воскресе́ния мертвых. Ожидаю воскресения мертвых.
12. И жизни будущаго века. Аминь. И жизнь будущего века. Аминь.

* Все случаи употребления в славянском Символе веры слова «единый» соответствуют различным формам слова heis в греческом тексте. Оно означает «один, одна, одно» с акцентом на единственность.

Веруюуверен, убежден; Небо — духовный (невидимый, ангельский) мир; прежде всех век – вне условий времени, от вечности; единосущна Отцу – имеющего ту же сущность (природу, естество) которую имеет Бог Отец; Имже вся быша, – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося – воспринявшего человеческое естество (природу); вочеловечшася – сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго – ожившего после смерти: по Писанием – согласно со Священным Писанием, в котором зафиксированы предсказания о Его Воскресении, в том числе о том, что Он воскреснет из мертвых в третий день; восшедшаго – вознесшегося; седяща одесную Отца – сидящего по правую сторону (символическое выражение, означающее: равночестного и равносовершенного Отцу как Бог; почтенного высочайшей честью как Человек); паки – опять, во второй раз; Его же Царствию не будет концаЦарство Христа будет существовать непрестанно; Животворящаго – дающего жизнь; спокланяема и сславима – поклоняться Святому Духу и прославлять Его необходимо так же (не в меньшей степени), как Отца и Сына (вместе с Отцом и Сыном). Дух Святой не только единосущен, но и равночестен Богу Отцу и Богу Сыну; Глаголавшаго пророки – Дух Святой говорил через пророков; Соборную – Кафолическою: в частности, не ограниченную ни местом, ни временем, ни народом, заключающую в себе истинно верующих всех стран, времен и народов; исповедую – верю и открыто признаю; чаю – ожидаю; И жизни будущаго века – настанет после всеобщего суда вечная жизнь; Аминь — истинно так.

Когда появился Символ веры?

С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4‑м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа, на Втором – следующие пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.

На каких богослужениях совершается чтение или пение Символа веры?

Символ веры произносится принимающим Крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками как подтверждение истинности их веры. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за Литургией, читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила,  входит в состав Полунощницы, Изобразительных и Великого повечерия.

Когда появилось наименование «Символ веры»?

Словосочетание «Символ веры» использовалось Церковью не сразу. В первые веха христианства вместо «Символ веры» говорили: «Изложение веры» или просто «Вера». Например, Апостольская вера Иерусалимской Церкви, Вселенская вера Антиохийской Церкви и так далее. Словосочетание «Символ веры» мы впервые находим у жившего в IV веке свт. Амвросия Медиоланского, в его Послании (XLII) к папе Сирицию I.

Почему Символ веры получил именно такое название?

Слово «символ» имеет греческое происхождение – σύμβολον. На церковнославянском оно звучит как «симво́л», с ударением на «о». Слово это возводит нас к древним временам, когда существовал следующий обычай. Люди разламывали дощечку, пластину и каждый оставлял себе одну ее половинку. Наличие этих половинок подтверждало договорные отношения. Такая пластинка и называлась σύμβολον, то есть символ.

Господь дал нам веру, мы её приняли, и она должна соответствовать вере христианской, а не представлять из себя что-то аморфное или самодельное. То, что мы говорим, думаем, делаем, исповедаем должно соответствовать тому, что заповедал Спаситель, тому, что сохранено в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Содержатся ли в Библии какие-либо аналогии Символа веры?

Прообраз Символа веры можно найти в Первом Послании к Коринфянам святого апостола Павла: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам» (1Кор.15:3-7).

Как выучить Символ веры наизусть?

Достаточно совершать ежедневное чтение утреннего молитвенного правила (впрочем, как и вечернего), где содержится Символ веры, и хотя бы раз в неделю участвовать в Литургии, где также совершается пение Символа веры. Через некоторое время вы заметите, как Символ веры естественным путем войдет в вашу память.

Никео-Цареградский Символ веры

1. Верую (Евр.11:1-6, Рим.10:10) во единого (Исх.20:3, Ин.17:3, 1Кор.8:4-6, Еф.4:6) Бога Отца (Быт.1:26, 18:2-10, Пс.2:7-12, Пс.109:3, Сир.51:14, Мф.28:19, Ин.3:16, Ин.17:1-2, 1Ин.5:7, 1Пет.1:2, Рим.1:4, 2Кор.1:3), Вседержителя (Ис.57:15, Пс.32:9, Пс.89:3, Пс.138:7-12, 1Ин.3:20, Евр.1:3, Откр.4:8), Творца небу и земли (Быт.1, Иер.10:11-12, Мф.19:4) видимым же всем и невидимым (Иер.10:16, Деян.4:24, Деян.17:24), (Иов.38:6-7, Кол.1:16).

2. И во единого Господа (Еф.4:4) Иисуса (Лк.1:31-32) Христа (Мк.8:29), Сына Божия (Пс.2:7-12, Пс.109:3, Ис.9:6, Мф.3:17, Мк.9:7, Лк.1:35, Лк.3:21, Ин.3:16, Ин.17:1), Единородного, (Прем.7:21, Ин.1:14-18, Ин.3:16-18, 1Ин.4:9), Иже от Отца рожденнаго (Ис.9:6, Пс.2:7, Сир.51:14, Евр.1:4) прежде всех век (Притч.8:22-23, Ис.44:6, Пс.109:3, Ин.17:5, Ин.8:25, Откр.1:10-17, 3:14); Света от Света (Прем.7:26, Лк.2:32, Ин.1:4-9, Ин.8:12, 1Ин.1:5-7), Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна (Мф.11:27, Ин.10:30, Ин.14:9, Ин.17:3, 1Ин.5:20), единосущна Отцу (Исх.3:14, Ин.5:26, Ин.10:30), Имже вся быша (Пс.32:6, Пс.101:26, Ин.1:3, Кол.1:16-17, Евр.1:10-12).

3. Нас ради человек (Быт.3:17, Пс.50:7, Иов.14:4, 1Ин.1:8, 3:4-8, Иак.3:2, 1Пет.4:18, Рим.5:12) и ради нашего спасения (Мк.1:14-15, Ин.14:6, Деян.4:12, Тит.3:4-6, 1Тим.2:4-6) сошедшего с небес (Ин.3:13), и воплотившагося (Ин.1:14, Ин.3:17) от Духа Свята и Марии Девы (Быт.3:15, Ис.7:14, Мф.1:20-23, Лк.1:30-35,43), и вочеловечшася (Ин.2:2-3, 11:35, 1Тим.2:5).

4. Распятого же (Мф.26-27, Лк.22-23, Ин.18-19, Ин.10:17-18), за ны (1Пет.3:18-19, Гал.2:19-20, 5:24, Еф.1:7, Гал.3:13, Евр.2:14-15, Рим.8:1-4, Флп.3:10) при Понтийстем Пилате (Быт.49:10, Лк.23), и страдавша (Пс.21, Ис.53, Мк.14:65, 15:17-34, Лк.23:35-40), и погребенна (Дан.9:25-26, Мф.27:63-66, Мк.15:37-47, Мф.12:39-40, 1Пет.3:19, 4:6, Еф.4:9).

5. И воскресшаго (Мф.16:21-23, Мф.26:32, Лк.24:36-45, Ин.20:19-27, 1Кор.15:6,20) в третий день (Ион.2:1, Мф.12:39-40, Мк.16:2) по Писанием (Ис.53:5, 1Кор.15:3-4).

6. И возшедшаго на небеса (Лк.24:51, Ин.16:28, Деян.1:11, Еф.4:10), и седяща одесную Отца (Пс.109:1, Лк.22:69, Мк.14:62-64, 16:19, Евр.8:1).

7. И паки грядущаго (Ин.5:28-29) со славою (Мф.24:27-30, Мф.25:31-34,46), судити (Мф.12:36, 25:13,31, 1Кор.4:5, 2Пет.3:7-10, 2Кор.5:10) живым и мертвым (Дан.7:14, 12:2, Ис.26:19, Ин.5:25-29, 1Кор.15:52, Откр.14:11), Егоже Царствию не будет конца (2Цар.7:12-13, Лк.1:33).

8. И в Духа Святаго (Быт.1:2, Мф.3:16, Ин.3:5-8, Деян.13:2), Господа (Деян.5:3-4), Животворящаго (Ис.11:1-3, Ин.3:5, 1Кор.3:16, Рим.8:14-16,26), Иже от Отца исходящаго (Ин.14:16,26, 15:26), Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима (Мф.28:19, Ин.16:13-15, Пс.32:6, Деян.5:3-4, 1Кор.12:3), глаголавшего пророки (1Пет.1:12, 2Пет.1:21).

9. Во едину (Мф.16:18, Ин.17:11, Еф.4:4, 1Кор.1:10) Святую (Мф.16:18, 18:17, Ин.15:5-6, 17:14-20, Еф.3:21, 5:25-27, 1Тим.3:15, 2Тим.2:19), Соборную (Деян.1:15-26, 6:1-5, 8:14, 15, Кол.3:11) и Апостольскую (Мф.28:16,20, Деян.8:18, 16:4, Еф.2:19-20, 2Фес.2:15, Тит.1:5,10-11, 3:10) Церковь (Мф.18:17количество, Деян.11:26, 1Кор.1:2место, Еф.4:11-12разные призвания, 1Кор.12:29не всем дары учительства, Деян.14:23, 1Тим.5:22рукоположение, Деян.8:17-18, 20:28, 2Тим.1:6дар Духа Святого).

10. Исповедую едино крещение (Мф.28:20, Ин.3:5, Деян.16:15,33, 19:4, Кол.2:11-12, 1Кор.1:16) во оставление грехов (Мк.2:5, 16:16, Ин.3:5, Деян.2:38-39, 22:16, Рим.6:3).

11. Чаю воскресения мертвых (Мф.27:52-53, Лк.7:11-15, 8:41-56, Ин.5:25, 6:54, 12:1-11, 1Кор.15:12-14,19-20,41-53).

12. И жизни будущаго века (Мф.13:43, 25:41-46, Мк.9:47-48, Лк.20:34-38, 1Кор.15:41-42, Откр.20:14-15). Аминь (истинно так).

катехизис «Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений» дореволюционного миссионера диакона Иоанна Смолина.

Цитаты о Символе веры

«В соответствии с Символом первого собора, состоявшегося в Никее, и второго, состоявшегося в Константинополе, членов православной и кафолической веры двенадцать. На этих соборах все, что относится к нашей вере, изложено так подробно и точно, что мы должны верить ни больше, ни меньше, чем сказано здесь, и мы не можем понимать или истолковывать это иначе, чем те отцы. Однако, некоторые из этих членов сами по себе ясны и очевидны, а другие заключают в себе нечто сокровенное, откуда узнаются и прочие [истины]».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной

«Желающим предложу самый простой способ к уяснению истинной веры. Кто читать умеет, возьми православный катехизис, или православное исповедание веры, найди там объяснение каждого слова Символа веры и утверди его в мысли и памяти твоей. Стоит в Символе: верую – посмотри в катехизис, что оно значит, и затверди то. Стоит: во единаго Бога Отца – прочитай, чему учат слова сии, и запомни то. Стоит: Вседержителя, Творца – посмотри, какие истины содержатся здесь, и заучи их. Так, всякое слово Символа разъясни себе помощию катехизиса и в мысли своей удержи твердо сие объяснение. Потом, почасту перечитывая Символ веры, вместе с тем приводи себе на память и объяснение всех слов его: что забудешь, опять посмотри в катехизис и затверди. Так в короткое время ясно и определительно узнаешь все содержание святой веры нашей, и всякий раз, как будешь прочитывать Символ веры, в мысли твоей будет проходить вся картина Божественного Домостроительства нашего спасения и все сокровенные таинства премудрости Божией, явленные в сем, и будет оживлять и освежать внутреннюю храмину духа твоего, подобно тому, как в утреннюю прохладу освежается и очищается застоявшийся в комнатах воздух свежим воздухом. И чем больше будешь вникать в сие ведомое, тем больше будет оно уясняться, расширять твой умственный кругозор и сообщать твердость и непоколебимость духовному ведению твоему».
свт. Феофан Затворник

Комментировать

*

2 комментария

  • Dimka68603, 09.11.2023

    Уже добавили перевод о “Вселенской” Церкви. Печально.

    Ответить »
    • Алексей ψάλτης, 10.11.2023

      По-гречески: Εἰς … καθολικὴν … Ἐκκλησίαν.
      Прилагательное καθολικός невозможно адекватно даже несколькими словами перевести на русский, так как это — целое богословское учение (я бы даже не сказал “понятие”).

      Грубый перевод – “всеобщий”, так это слово употреблялось в Античности и даётся в словарях древнегреческого.
      Но в христианском употреблении оно горяздо богаче, так как отражает учение о Церкви. “Соборная” тоже отражает только один из аспектов этого, так же как и “вселенская”.

      Но людям, впервые задумывающимся о значении слова “соборный” на русском, ближе и понятней всего, пожалуй, будет “вселенский”.
      Кафоличность включает в себя и вселенскость (пространственеый аспект) и соборность (“численный”, так сказать) и другие (временной — вневременный, мистический и др.)
      Для погружения в смысл этого слова нужно изучать св. Отцов, статьи и труды по экклесиологии. Нельзя всё это дать в табличке перевода ))

      В словаре из книги И. Ловягина “Избранные места из Св. Писания Ветхого и Нового Завета и богослужебных книг” (есть на Азбуке в разделе “Словари, учебники, справочники”)

      καθολικός 3 — повсеместный, соборный, кафолический.

      Происходит это прилагательное от выражения καθ᾽ ὅλον — по всему / согласно всему.
      А как это “по всему” понимали св. Отцы и учители Церкви — это уже в словаре Lampe (тоже на Азбуке) можно посмотреть.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки