Символ веры

Пример чтения Сим­вола веры:

Пение Сим­вола веры на литур­гии:

***

Си́мволом ве́ры назы­ва­ется крат­кое и точное изло­же­ние основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, состав­лен­ное и утвер­жден­ное на 1‑м и 2‑м Все­лен­ских Собо­рах.

Символ веры – не молитва (а испо­ве­да­ние веры). Ибо он не содер­жит обра­ще­ний к Богу, Пре­свя­той Бого­ро­дице, Анге­лам или святым.

Весь Символ веры состоит из две­на­дцати членов (пред­ло­же­ний), и в каждом из них содер­жится особая истина, или, как еще назы­вают, догмат нашей пра­во­слав­ной веры.

1‑й член гово­рит о Боге Отце, 2‑й по 7‑й члены гово­рят о Боге Сыне, 8‑й – о Боге Духе Святом, 9‑й – о Церкви, 10‑й – о Кре­ще­нии, 11‑й и 12‑й – о вос­кре­се­нии мерт­вых и о вечной жизни.

***

Текст Сим­вола веры

В цер­ков­но­сла­вян­ском языке нет буквы “ё”, потому все е нужно читать как “е”.

Ска­чать в фор­мате Microsoft Word

1‑й. Верую во еди́наго Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца не́бу и земли, види­мым же всем и неви­ди­мым.

Верую во един­ствен­ного1 Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца неба и земли, всего види­мого и неви­ди­мого.

2‑й. И во еди́наго Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, еди­но­сущна Отцу, Им же вся бы́ша;

(Верую) и во един­ствен­ного Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Един­ствен­ного, рож­да­е­мого от Отца в веч­но­сти; Света от Света, Бога истин­ного от Бога истин­ного, рож­ден­ного, не создан­ного, одного суще­ства с Отцом, через Кото­рого все сотво­рено;

3‑й. Нас ради чело­век и нашего ради спа­се­ния сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;

Для нас людей и для нашего спа­се­ния сшед­шего с небес, при­няв­шего плоть от Духа Свя­того и Марии Девы, и сде­лав­ше­гося чело­ве­ком;

4‑й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и стра­давша, и погре­бенна;

Рас­пя­того же за нас при Понтии Пилате, стра­дав­шего и погре­бен­ного;

5‑й. И воскре́сшаго в третий день, по Писа­нием;

И вос­крес­шего в третий день, согласно с Писа­ни­ями (про­ро­че­скими).

6‑й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца;

И вос­шед­шего на небеса и сидя­щего справа от Отца;

7‑й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мерт­вым, Его́же Цар­ствию не будет конца.

И опять име­ю­щего прийти со славою судить живых и мерт­вых, цар­ству Кото­рого не будет конца.

8‑й. И в Духа Свя­таго, Гос­пода, Животворя́щаго, Иже от Отца исхо­дя­щаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, гла­го­лав­шаго про­роки.

(Верую) и в Духа Свя­того, Гос­пода, пода­ю­щего жизнь, исхо­дя­щего от Отца, покло­ня­е­мого и про­слав­ля­е­мого равно со Отцом и Сыном, гово­рив­шего через про­ро­ков.

9‑й. Во Еди́ну, Святу́ю, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь.

(Верую) и во Един­ствен­ную, Святую, Собор­ную (Все­лен­скую) и Апо­столь­скую Цер­ковь.

10‑й. Испове́дую еди́но Кре­ще­ние во оставле́ние грехов.

Испо­ве­дую одно Кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов.

11‑й. Ча́ю воскресе́ния мерт­вых.

Ожидаю вос­кре­се­ния мерт­вых.

12‑й. И жизни буду­щаго века. Аминь.

И жизни буду­щего века. Истинно так.

1Все случаи упо­треб­ле­ния в сла­вян­ском Сим­воле веры слова «единый» соот­вет­ствуют раз­лич­ным формам слова eis в гре­че­ском тексте. Оно озна­чает «один, одна, одно» с акцен­том на един­ствен­ность.

Веруюверю, я убеж­ден; Еди­но­род­наго – един­ствен­ного; прежде всех век – прежде вся­кого вре­мени, от веч­но­сти; еди­но­сущна Отцу – име­ю­щего оди­на­ко­вую сущ­ность (при­роду, есте­ство) с (Богом) Отцом; Им же вся быша, – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотво­рено; вопло­тив­ша­гося – при­няв­шего на Себя тело чело­ве­че­ское; воче­ло­веч­шася – сде­лав­ше­гося чело­ве­ком, подоб­ным нам, но не пере­ста­вая быть Богом; вос­крес­шаго – ожив­шего: по Писа­нием – согласно со Свя­щен­ным Писа­нием, где про­роки пред­ска­зали, что Он вос­крес­нет из мерт­вых в третий день; вос­шед­шаго – воз­нес­ше­гося; одес­ную – по правую сто­рону Бога Отца, Слова седяща одес­ную, то есть сидя­щего с правой сто­роны (эту фразу сле­дует пони­мать в том смысле, что Иисус Хри­стос имеет оди­на­ко­вое могу­ще­ство и славу с Богом Отцом); паки – опять, во второй раз; мерт­вых – умер­ших, кото­рые тогда вос­крес­нут; Его же Цар­ствию не будет конца – после суда наста­нет бес­ко­нечно цар­ство Его; Живо­тво­ря­щаго – даю­щего жизнь; спо­кла­ня­ема и ссла­вима – Духу Свя­тому сле­дует покло­няться и про­слав­лять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; Гла­го­лав­шаго про­роки – Дух Святой гово­рил через про­ро­ков; Собор­ную – соглас­ную, еди­но­душ­ную, охва­ты­ва­ю­щую людей со всей все­лен­ной; испо­ве­дую – открыто при­знаю словом и делом; чаю – ожидаю; И жизни буду­щаго века – наста­нет после все­об­щего суда вечная жизнь.

Никео-Царе­град­ский Символ веры

Из кате­хи­зиса «Меч духов­ный в ограж­де­ние от сек­тант­ских лже­уче­ний» доре­во­лю­ци­он­ного мис­си­о­нера диа­кона Иоанна Смо­лина.

1. Верую (Евр.11:1–6, Рим.10:10) во еди­ного (Исх.20:3, Ин.17:3, 1Кор.8:4–6, Еф.4:6) Бога Отца (Быт.1:26, 18:2–10, Пс.2:7–12, Пс.109:3, Сир.51:14, Мф.28:19, Ин.3:16, Ин.17:1–2, 1Ин.5:7, 1Пет.1:2, Рим.1:4, 2Кор.1:3), Все­дер­жи­теля (Ис.57:15, Пс.32:9, Пс.89:3, Пс.138:7–12, 1Ин.3:20, Евр.1:3, Откр.4:8), Творца небу и земли (Быт.1, Иер.10:11–12, Мф.19:4) види­мым же всем и неви­ди­мым (Иер.10:16, Деян.4:24, Деян.17:24), (Иов.38:6–7, Кол.1:16).

2. И во еди­ного Гос­пода (Еф.4:4) Иисуса (Лк.1:31–32) Христа (Мк.8:29), Сына Божия (Пс.2:7–12, Пс.109:3, Ис.9:6, Мф.3:17, Мк.9:7, Лк.1:35, Лк.3:21, Ин.3:16, Ин.17:1), Еди­но­род­ного, (Прем.7:21, Ин.1:14–18, Ин.3:16–18, 1Ин.4:9), Иже от Отца рож­ден­наго (Ис.9:6, Пс.2:7, Сир.51:14, Евр.1:4) прежде всех век (Притч.8:22–23, Ис.44:6, Пс.109:3, Ин.17:5, Ин.8:25, Откр.1:10–17, 3:14); Света от Света (Прем.7:26, Лк.2:32, Ин.1:4–9, Ин.8:12, 1Ин.1:5–7), Бога истинна от Бога истинна, рож­денна, несо­тво­ренна (Мф.11:27, Ин.10:30, Ин.14:9, Ин.17:3, 1Ин.5:20), еди­но­сущна Отцу (Исх.3:14, Ин.5:26, Ин.10:30), Имже вся быша (Пс.32:6, Пс.101:26, Ин.1:3, Кол.1:16–17, Евр.1:10–12).

3. Нас ради чело­век (Быт.3:17, Пс.50:7, Иов.14:4, 1Ин.1:8, 3:4–8, Иак.3:2, 1Пет.4:18, Рим.5:12) и ради нашего спа­се­ния (Мк.1:14–15, Ин.14:6, Деян.4:12, Тит.3:4–6, 1Тим.2:4–6) сошед­шего с небес (Ин.3:13), и вопло­тив­ша­гося (Ин.1:14, Ин.3:17) от Духа Свята и Марии Девы (Быт.3:15, Ис.7:14, Мф.1:20–23, Лк.1:30–35,43), и воче­ло­веч­шася (Ин.2:2–3, 11:35, 1Тим.2:5).

4. Рас­пя­того же (Мф.26–27, Лк.22–23, Ин.18–19, Ин.10:17–18), за ны (1Пет.3:18–19, Гал.2:19–20, 5:24, Еф.1:7, Гал.3:13, Евр.2:14–15, Рим.8:1–4, Флп.3:10) при Пон­тий­стем Пилате (Быт.49:10, Лк.23), и стра­давша (Пс.21, Ис.53, Мк.14:65, 15:17–34, Лк.23:35–40), и погре­бенна (Дан.9:25–26, Мф.27:63–66, Мк.15:37–47, Мф.12:39–40, 1Пет.3:19, 4:6, Еф.4:9).

5. И вос­крес­шаго (Мф.16:21–23, Мф.26:32, Лк.24:36–45, Ин.20:19–27, 1Кор.15:6,20) в третий день (Ион.2:1, Мф.12:39–40, Мк.16:2) по Писа­нием (Ис.53:5, 1Кор.15:3–4).

6. И воз­шед­шаго на небеса (Лк.24:51, Ин.16:28, Деян.1:11, Еф.4:10), и седяща одес­ную Отца (Пс.109:1, Лк.22:69, Мк.14:62–64, 16:19, Евр.8:1).

7. И паки гря­ду­щаго (Ин.5:28–29) со славою (Мф.24:27–30, Мф.25:31–34,46), судити (Мф.12:36, 25:13,31, 1Кор.4:5, 2Пет.3:7–10, 2Кор.5:10) живым и мерт­вым (Дан.7:14, 12:2, Ис.26:19, Ин.5:25–29, 1Кор.15:52, Откр.14:11), Егоже Цар­ствию не будет конца (2Цар.7:12–13, Лк.1:33).

8. И в Духа Свя­таго (Быт.1:2, Мф.3:16, Ин.3:5–8, Деян.13:2), Гос­пода (Деян.5:3–4), Живо­тво­ря­щаго (Ис.11:1–3, Ин.3:5, 1Кор.3:16, Рим.8:14–16,26), Иже от Отца исхо­дя­щаго (Ин.14:16,26, 15:26), Иже со Отцем и Сыном спо­кла­ня­ема и ссла­вима (Мф.28:19, Ин.16:13–15, Пс.32:6, Деян.5:3–4, 1Кор.12:3), гла­го­лав­шего про­роки (1Пет.1:12, 2Пет.1:21).

9. Во едину (Мф.16:18, Ин.17:11, Еф.4:4, 1Кор.1:10) Святую (Мф.16:18, 18:17, Ин.15:5–6, 17:14–20, Еф.3:21, 5:25–27, 1Тим.3:15, 2Тим.2:19), Собор­ную (Деян.1:15–26, 6:1–5, 8:14, 15, Кол.3:11) и Апо­столь­скую (Мф.28:16,20, Деян.8:18, 16:4, Еф.2:19–20, 2Фес.2:15, Тит.1:5,10–11, 3:10) Цер­ковь (Мф.18:17коли­че­ство, Деян.11:26, 1Кор.1:2место, Еф.4:11–12разные при­зва­ния, 1Кор.12:29не всем дары учи­тель­ства, Деян.14:23, 1Тим.5:22руко­по­ло­же­ние, Деян.8:17–18, 20:28, 2Тим.1:6дар Духа Свя­того).

10. Испо­ве­дую едино кре­ще­ние (Мф.28:20, Ин.3:5, Деян.16:15,33, 19:4, Кол.2:11–12, 1Кор.1:16) во остав­ле­ние грехов (Мк.2:5, 16:16, Ин.3:5, Деян.2:38–39, 22:16, Рим.6:3).

11. Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых (Мф.27:52–53, Лк.7:11–15, 8:41–56, Ин.5:25, 6:54, 12:1–11, 1Кор.15:12–14,19–20,41–53).

12. И жизни буду­щаго века (Мф.13:43, 25:41–46, Мк.9:47–48, Лк.20:34–38, 1Кор.15:41–42, Откр.20:14–15). Аминь (истинно так).

***

С апо­столь­ских времен, хри­сти­ане поль­зо­ва­лись так назы­ва­е­мыми “сим­во­лами веры” для того, чтобы напо­ми­нать самим себе основ­ные истины хри­сти­ан­ской веры. В древ­ней церкви суще­ство­вало несколько крат­ких сим­во­лов веры. В 4‑м веке, когда появи­лись ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, воз­никла необ­хо­ди­мость преж­ние сим­волы попол­нить и уточ­нить.

На Первом Все­лен­ском Соборе были сфор­му­ли­ро­ваны первые семь членов Сим­вола, на Втором – сле­ду­ю­щие пять. Первый Все­лен­ский Собор состо­ялся в городе Никее в 325 г. по Рож­де­стве Хри­сто­вом для утвер­жде­ния апо­столь­ского учения о Сыне Божием против непра­виль­ного учения Ария, счи­тав­шего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не явля­ется истин­ным Богом. Второй Все­лен­ский Собор состо­ялся в Кон­стан­ти­но­поле (Царь­граде) в 381 г. для утвер­жде­ния апо­столь­ского учения о Святом Духе против лже­уче­ния Маке­до­ния, отвер­гав­шего Боже­ствен­ное досто­ин­ство Духа Свя­того. По двум горо­дам, в кото­рых состо­я­лись эти Все­лен­ские соборы, Символ веры носит назва­ние Никео–Цареградского.

Символ веры про­из­но­сится при­ни­ма­ю­щим кре­ще­ние (“огла­шен­ным”) во время совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния. При кре­ще­нии мла­денца Символ веры про­из­но­сится вос­при­ем­ни­ками. Кроме того, Символ веры соборно поется веру­ю­щими в храме за литур­гией и чита­ется еже­дневно в составе утрен­него молит­вен­ного пра­вила.

Cвя­то­оте­че­ские тол­ко­ва­ния Сим­вола веры:^

***

См. ДОГ­МАТЫ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки