Хрисанф, епископ Нижегородский и Арзамасский (Ретивцев Владимир Николаевич)
Родился в 1832 году в селе Эська Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника. Начальное образование получил в Бежецком духовном училище, среднее – в Тверской духовной семинарии.
В 1852 году поступил в Московскую духовную академию.
15 октября 1856 года по окончании курса Московской академии определён учителем в Костромскую семинарию на кафедру Священного Писания.
12 февраля 1857 года удостоен степени магистра.
29 сентября 1857 года пострижен в монашество.
30 сентября 1857 года рукоположен во иеродиакона.
3 октября 1857 года рукоположен во иеромонаха.
9 сентября 1858 года назначен бакалавром Казанской академии по кафедре основного и обличительного богословия.
В 1859 и 1860 годах временно преподавал догматическое богословие.
В 1862 году преподавал нравственное богословие.
В 1860 году вошёл в состав комитета по переводу Священного Писания на русский язык.
В 1860 же году причислен к соборным иеромонахам.
В 1864 году награждён золотым наперсным крестом.
12 апреля 1865 года «за отличное знание и весьма усердное исправление своего дела» возведён в звание экстраординарного профессора Казанской духовной академии.
18 августа 1865 года перемещён в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру нравственного богословия. Этому перемещению содействовал архимандрит Иоанн (Соколов), незадолго перед тем назначенный на должность ректора Санкт-Петербургской академии. Был членом редакционного комитета журнала «Христианское чтение».
23 марта 1866 года возведён в сан архимандрита.
5 октября 1866 года назначен инспектором Санкт-Петербургской академии, и одновременно ему поручена кафедра догматического богословия.
В 1867 году назначен членом учебного комитета при Святейшем Синоде.
С 8 января 1869 года – ректор Санкт-Петербургской академии.
28 марта 1871 года за отличную службу награждён орденом святой Анны II степени.
В 1872 году награждён орденом святого Владимира III степени.
В 1872, 1873 и 1874 годах исполнял должность председателя Учебного комитета при Святейшем Синоде. По предложению Министерства народного просвещения ему объявлена признательность министра за труды по составлению программ преподавания Закона Божия в мужских гимназиях и прогимназиях.
29 декабря 1874 года хиротонисан во епископа Астраханского и Енотаевского в соборном храме Александро-Невской лавры.
В 1876 году награждён орденом святой Анны I степени.
Епископом Хрисанфом были основаны Астраханские епархиальные ведомости, на издание которых он определил ежегодную субсидию от себя, от архиерейского дома и от трёх монастырей епархии.
В 1877 году Санкт-Петербургская и Казанская духовные академии за научные труды избрали епископа Хрисанфа в свои почётные члены.
С 8 декабря 1877 года – епископ Нижегородский и Арзамасский.
16 октября 1878 года удостоен степени доктора богословия.
В начале 1879 года его постигли два нервных удара, вследствие которых у него была парализована вся правая сторона тела. Это заставило преосвященного просить об увольнении от управления епархией.
С 23 мая 1879 года уволен на покой по болезни и отправлен в Московский Донской монастырь с правом настоятельства.
6 ноября 1883 года, после третьего нервного удара, он скончался в Московском Донском монастыре, где и был погребён.
Преосвященный Хрисанф был выдающимся деятелем своего времени. Научно-литературная деятельность его началась очень рано и продолжалась почти непрерывно до тех пор, пока он был в состоянии писать. Человек весьма талантливый, обладавший высокими природными дарованиями. Был знаменит своими блестящими, интересными лекциями по богословию, в которых соединял богословско-философскую эрудицию с исторической и абстрактное мышление с истинно художественным талантом. Знал несколько древних и новых языков. Характер имел добродушный, приветливый, общительный, и в то же время прямой и иногда вспыльчивый.
Труды:
Деятельность пастырей Церкви IV века по отношению к общественной жизни (магистерская диссертация) // Православный собеседник. Казань. 1860, ч. 1.
Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии (из лекции по основному богословию) // Православный собеседник. Казань. 1860, ч. 2.
Современное иудейство и отношение его к христианству (лекция по обличительному богословию) // Труды Киевской духовкой академии. Киев. 1860–1917; 1861. Кн. 9. и СПб., 1867.
Наша гласность и её проявления // Православный собеседник. Казань. 1865, ч. 1.
Характер протестантства и его историческое развитие. СПб., 1871 и в // Христианское чтение. СПб., 1865, № 2, 1866, № 1. 2.
Эммануил Сведенборг и его вероучение // Христианское чтение. СПб., 1866, № 1. Значение идеи бессмертия для нравственной жизни человека // Христианское чтение. СПб., 1866, ч. 2.
Христианское воззрение на брак и современные толки о семейном и общественном положении женщины // Христианское чтение. СПб., 1867, ч. 2.
Задача нравственного богословия, как науки // Христианское чтение. СПб., 1868, ч. 1.
Религии древнего мира и их отношение к христианству: Историческое исследование: в 3 т. СПб., 1872, 1875 и 1878 // Христианское чтение, СПб., 1872. № 1–3.
Ветхозаветное учение о Боге сравнительно с воззрениями на Божество в древних языческих религиях (выдержки из III тома предыдущего исследования) // Христианское чтение, – СПб., 1876, ч. 2.
Переводы: О крещальнях в древней христианской церкви // Православный собеседник. Казань. 1852.
Различные пути обращения из язычества к христианству в первые века // Православный собеседник. Казань. 1852.
Литература:
Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период её существования (1842–1870): в 3 т. Казань. 1891–1892, т. 2, стр. 255–265.
Смирнов С., протоиерей. История Московской Духовной Академии до её преобразования. 1814–1870. М. 1879, стр. 243, 448, 449 и др.
Снежницкий А., диакон. Адрес-календарь Нижегородской епархии. Н. Новгород, 1888, стр. 170–172.
Языков Д.Д. Русские писатели, умершие в 1883 году // Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 12 вып. СПб., 1885–1912.
Чисгович И.А. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет, 1858–1888 годы. СПб., 1889, стр. 23, 29, 42–45.
Надеждин А.Н. История Санкт-Петербургской православной духовной семинарии с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства (1809–1884). СПб., 1885, стр. 565.
Родосский А.С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869. СПб., 1907, стр. XXI.
Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1395, 1406.
Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 393.
Тузов И.Л. (книжный магазин Петербурга). Каталог духовных и других книг магазина Игнатия Лукьяновича Тузова: в 3 т. СПб., 1905–1915, стр. 238.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. М. 1914, стр. 121, 126, 133, 447.
Православный собеседник. Казань. 1907, октябрь, стр. 70.
Щегольков Н.М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. Арзамас, 1911, стр. 255.
Московские церковные ведомости. М. 1883, № 47.
Известия по Казанской епархии. 1878, № 2, стр. 34.
Известия по Казанской епархии. 1885, № 24, стр. 916.
Известия по Казанской епархии. 1887, № 18, стр. 462.
Известия по Казанской епархии. 1909, № 44, стр. 1271.
Самарские епархиальные ведомости. 1886, № 5, стр. 108.
Христианское чтение. СПб., 1875, январь июнь, стр. 20.
Христианское чтение. СПб., 1876, ноябрь-декабрь, стр. 530.
Исторический вестник. СПб., 1886, т. 26, стр. 88–89.
Русская старина. СПб., 1886, июнь, стр. 710. Русский архив. М. 1910. Кн. 1, № 1, стр. 101.
Православное обозрение. М. 1875, август, стр. 527–532.
Православное обозрение. М. 1883, т. 3, стр. 507–508.
Московский листок. М. 1883. № 309.
Голос. СПб., 1875, № 122.
Современные известия, – М. 1883, № 311. Русское обозрение. 1895. Кн. 8, стр. 550–553.
Архив Московской духовной академии и бумаги профессора этой академии Д.Ф. Голубинского.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, № 433.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи, М. 1888, С. 53, 59.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. СПб., 1900–1911, т. 2, стр. 108.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г., т.1, стр. 259; т.2, стр. 1634, 2295.
Русский биографический словарь; в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 21, стр. 426–429.
Святители земли Нижегородской: К 100-летию со дня прославления в лике святых преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Нижний Новгород, 2003, стр. 161–164.