Источник

Арсений (Смоленец), архп. Семипалатинский

Родился в 1873 году. Из польской интеллигентной семьи. В молодые годы перешел в православие.

В 1896 окончил юридический факультет Варшавского университета со степенью кандидата прав, и назначен младшим кандидатом на служебные должности при Тверском Окружном суде.

1897 – контролер Варшавского акцизного округа.

В 1898 поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1902 г. со степенью кандидата богословия.

В этом же году пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Казанской духовной семинарии, а затем переведен на должность помощника смотрителя Клеванского духовного училища.

В 1903 – инспектор Киевской духовной семинарии.

С 1904 – ректор Александровской духовной семинарии в сане архимандрита.

В 1907 – настоятель Белыничского Богородицкого монастыря Могилевской епархии.

22 окт. 1910 г. хиротонисан во епископа Пятигорского, вик. Владикавказской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, при участии митрополита Киевского Флавиана, архп.Ярославекого Тихона, архп.Ставропольского Агафодора и архп. Варшавского Николая и других святителей.

Одновременно с назначением на Пятигорскую епархию был назначен и настоятелем Второ-Афонского монастыря.

С 17 апр.1912 года – епископ Отарицкий Тверской епархии.

В 1914 временно управлял Тверской епархией.

7 сентября 1917 года – епископ Приазовский и Таганрогский, вик.Екатеринославской епархии.

1918–1919 гг. примыкал к эмигрантским кругам и был близок митрополиту Антонию (Храповицкому).

Был членом Синода и Собора Южной Деникинской ориентации.

С 1918 управлял Ростовской епархией·

В 1919 именовался еще епископом Приазовским и Таганрогским.

С 1920 по 1922 г. был епископом Ростовской на Дону епархии (правящим).

С 6 июня 1925 года управлял Минской епархией.

30 авг.1927 года уволен на покой по прошению.

I ноября 1927 года возведен в сан архиепископа с назначением на Ставропольскую епархию.

С 25 ноября 1927 года – архиепископ Сталинградский.

24 апреля 1929 года награжден правом ношения креста на клобуке·

С 25 июня 1930 года – архиепископ Крымский.

II авг.1931 года назначен архиепископом Орловским, но в управление епархией не вступал.

С 27 июля 1932 года уволен на покой.

17 сентября 1935 года назначен архиепископом Семипалатинским, но на епархию не поехал по болезни.

Был высокого роста, глаза были черные, проницательные.

В походке проявлял властность.

Был человек неподкупной честности, высшей принципиальности и последовательности, но не по времени.

От природы одарен выдающимися математическими способностями и обладал феноменальной памятью.

Он знал много иностранных языков, а французским, английским, немецким и итальянским владел «хорошо». В совершенстве знал еврейский, греческий и латинский.

С 1917 года до самой кончины писал дневники особыми чернилами, изготовленными из каракатиц. Его дневники погибли без вести. Писал по старой орфографии.

Не любил писать длинных резолюций. Все его резолюции отличались краткостью, но содержательностью. Служил неторопливо, благоговейно, торжественно и величественно. Рясы любил фиолетовые, ибо, как он говорил, фиолетовый цвет означает близость к Богу.

Страстно увлекался математическими решениями ребусов и вообще математикой. Иногда играл в шахматы, но мало и без увлечения.

Любимой поговоркой было у него характерное польское выражение: «Пся крев» – собачья кровь. Ее он произносил иногда в шутку, а иногда всерьез.

В кругу своих близких он говорил: «Сколько я ни живу, никогда я не копил и не носил на себе золота».

В делах веры не допускал никаких компромиссов. Был чист пред Богом и людьми. Ни перед кем он не заискивал для себя славы, любил правду в людях и ценил ее выше всего.

Бывший келейник Владыки Арсения, ныне архиепископ Алма-Атинский Иосиф (Чернов), рассказал мне в июле месяце 1944 года о необычайном видении, посетившем во сне Владыку Арсения в конце 1933 года. Он видел: «Идет торжественная служба в неизвестном Владыке Арсению храме. Литургию служит Местоблюститель митрополит Сергий с сонмом святителей. Наступает момент великого передвижения всех присутствующих в алтаре и до отказа заполнивших алтарь священнослужителей и мирян. Вдруг начинается шествие. Ведомый сонмом архиереев в предшествии множества иподиаконов, словно небожителей, сияющих своим благообразием и духоносным видом внушающих страх присутствующим и трепет душевный. Митрополит Сергий тихо продвигается вперед. Иподиаконы – небожители несут древние страусовые рипиды и опахивают со всех сторон шествие митрополита Сергия. Процессия подходит к горнему месту, которое, к удивлению Владыки Арсения, возвышалось на семи ступенях. Святители начали чин поставления митрополита Сергия в патриархи». На этом видение окончилось.

Владыка Арсений поделился своими впечатлениями с келейником и сказал ему:

«Ведь это означает не что иное, как необычайное возвышение митрополита Сергия. Его ждет, что-то великое и славное. Но как это может случиться при современных условиях нашей церковной жизни и обстановке? Впрочем, поживем – увидим». Он не дожил до этого торжества. Владыка же Иосиф дожил и увидел исполнение этого знаменательного сна, хотя после этого видения прошло ровно десять лет (1933–1943 гг.).

Скончался 6/19 декабря 1937 года на покое в г.Таганроге и погребен на городском кладбище·

Сотрудничал в газете «Колокол».

Труды:

Речь при наречении его во епископа Пятигорского, Владикавказской епархии·

Приб. к «ЦВ» 1910, № 44, стр.1843.

«Dupanloup (Felix – Antoine)

и его педагогические воззрения. Кандидатская диссертация.»

«Изв.Каз.еп.» 1903, № 3, стр.19.

·

Литература:

«Церк.Вед.» 1910,№42,стр.409·

-«- 1912,№17,стр.101.

-»- 1917,№38–39, стр.332.

«Приб. к «ЦВ»1910, №42, стр.1790.

-«- 1910, № 44, стр.1884, 1885.·

-»- 1914, № 12, стр.657.·

Булгаков, стр.1395.·

БЭС т.I, стб.235.·

«Сиб.Церк.» (обновленч.) 1922, № 2, стр.16.

«Прав.Собес.»1902, апрель, стр.602.

-«- 1902, март, стр.86 отчет.

-»- 1905, ноябрь, стр.81, 83.

-"- 1914, март, стр.556.

ФПС I, 135, стр.2.

ФПС II, стр.I.

ФПС 4, стр.2.

ФАМ 5, « 29.

ФАМ I, № 29, стр.3.

«Изв.Каз.еп.» 1903, № 5, стр.52.

«Состав Св.Прав.Син. и Рос.Церк. Иерархии на 1917 год», стр.106–107.·


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с.

Комментарии для сайта Cackle