Источник

Василий I (Преображенский), еп. Можайский, вик. Московской епархии

Родился 25 дек.1854 года в с. Круглом, Козловского уезда Тамбовской губернии.

Сын священника.

В 1876 году окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1880 году СПБ духовную академию со степенью кандидата-магистранта.

В этом же году назначен преподавателем Воронежской духовной семинарии.

В 1881 году утвержден в степени магистра богословия за сочинение «Восточные и западные школы во время Карла Великого, их отношение между собою, к классическим и древне-христианским и постановка в них богословия».

10 июля 1833 года определен священником к церкви при СПБ I-м кадетском корпусе и законоучителем корпуса.

В 1897 году возведен в сан протоиерея.

С 1906 года – помощник главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в военно-учебных заведениях столицы.

Принимая деятельное участие, как член в трудах епархиального комитета Православно-миссионерского Общества, Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, комиссии по вопросам о соединении Церквей старокатолической с нашей Православной и другими.

Овдовев, он I марта 1908 года принял монашество, а 2 марта возведен в сан архимандрита.

9 марта 1908 года хиротонисан во епископа Можайского, вик. Московской епархии. Чин хиротонии совершали: митр. СПБ Антоний; митр. Московский и Коломенский Владимир; митрополит Киевский и Галицкий Флавиан и др. епископы.

26 авг.1912 года награжден панагией, украшенной драгоценными камнями.

В этом же году временно управлял Московской епархией, оставаясь викарным епископом Можайским.

II мая 1914 года уволен на покой по болезни.

Скончался 6 окт.1915 года. Погребен был в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде, Московской Губернии.

Будучи в сане протоиерея, почти четверть века был законоучителем кадетского корпуса и пользовался редкой любовью своих питомцев. Благостный, задушевный, простой, незлобливый, всем доступный, нищелюбивый, поразительно трудолюбивый, многоученый и учительный – таким знал его Петроград, таким был он в сане епископа Можайского, таким отошел в вечность. Он глубоко любил простой народ и льнул к нему душой. Он обладал редким даром влиять на сердца народные.

Москва глубоко чтила его и прозвала его «народным святителем».

Труды:

«Восточные и западные школы во времена Карла Великого, их отношение между собой, к классическим и древне-христианским и постановка в них богословия».

(Магистерская диссертация). СПБ, 1881.

«Св. Предтеча и Креститель Господень Иоанн». Внебогослужебные беседы.

Москва, 1890.

«Борьба за иконопочитание в Византийской империи».

Москва, 1890.

«Разделение Церкви на две половины – восточную и западную». Москва, 1891.

«Фотий, Патриарх Константинопольский», Тысячелетие со дня кончины.

СПБ, 1892.

«Св. Тарасий, Патриарх Цареградский и седьмой Вселенский Собор». СПБ, 1893.

«Преподобный Феодор Студит и его время».

Москва, 1896.

«Святитель Стефан Пермский».

Москва, 1896.

«Притчи Господа нашего Иисуса Христа». Внебогослужебные беседы. Два выпуска. Москва, 1897

«Св. учители веры и благочестия» – 12 книг житий.

Душеспасительное чтение на каждый день года.

СПБ и Москва, 1899–1908.

«Чудеса Господа нашего Иисуса Христа».

Москва, 1901.

«Св. мученик Зонифатий», СПБ, 1908.

«История христианской Православной Церкви”.

Москва, 1908.

«Св. Алексий, митр. всея Руси и чудотворец”.

Чтение для народа.

СПБ, 1909.

Пространный христианский катехизис Православной Церкви, в изложении безвопросном. Курс повторительный.

Москва, 1909.

Беседа на святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

«Приб. к «ЦВ» 1912, № 31, стр.1239.

”Гол. Церкви” 1912, июль, стр.33–49.

«Успение Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии”.

«Приб. к «ЦВ” 1912, № 32, стр.1263.

«Гол. Церкви” 1912, август, стр.19–37.

«Жизнь Пресвятыя и Преблагословенныя Богородицы и Приснодевы Марии”. Душеспасительные беседы.

Сергиев Посад, 1914.

«Поучение в день Пятидесятницы”.

«Гол. Церкви” 1912, апрель, стр.21–32.

«Святые первоверховные апостолы Петр и Павел”.

«Гол. Церкви” 1912, май, стр.27–52.

Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

«Гол. Церкви» 1912, сент., стр.13–26.

Притча Спасителя о богаче и нищем Лазаре». (Лк.16:19–31)

«Гол. Церкви» 1912, окт.стр.16–43.

«Вход во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

«Гол. Церкви» 1912, ноябрь, стр.36–51.

«Притча о званных на Вечерю».

«Гол. Церкви» 1912, дек., стр.19–35.

«Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы».

«Гол. Церкви» 1912, авг. – сент., стр.25–33.

Литература:

«Церк.Вед.«1908, №11, стр.55.

-»- 1912, №34, стр.332.

-«- 1913, №48, стр.534

«Приб. к «ЦВ'1908, №10, стр.492–493.

-»- 1908, №11, стр.541.

-«- 1912, №48–49, стр.1964.

-»- 1913, №11, стр.507.

-"- 1914, №20, стр.932.

«Моск.Еп. Вед.” 1915, №46–47.

«Ист. Вести.” 1908, май, стр.265.

«Русск. Инок» 1915 №23, стр. 1384, 1385.

«Душеп. Чтение” 1915, №6, стр.1ll,112.

Булгаков, стр.1406.

НЭС т.IX, стб. 658, 659.

БЭС т.II, стб.1898.

В.Г(линский), стр.47, 49.

«Состав Св. Прав. Всер. Син.и Рос.Церк.Иерархии на 1910 год»,

стр.18–19.

Заметки и дополн.Е.М. № 102.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

Комментарии для сайта Cackle