митрополит Мануил (Лемешевский)

Митрофан (Симашкевич Митрофан), митр. Донской и Новочеркасский

Родился 23 ноября 1845 года в Подольской епархии.

В 1871 году окончил СПЬ духовную академию со степенью кандидата богословия и 21 окт. назначен преподавателем Подольской семинарии по Истории Русской Церкви и французского языка.

В 1875 году утвержден в степени магистра богословия.

В 1877 году назначен ректором Подольской семинарии.

25 февраля рукоположен во иерея и возведен в сан протоиерея.

С 1884 года – ректор Донской семинарии.

Овдовев, в 1904 году принял монашество и возведен в сан архимандрита.

29 января 1906 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, вик. Казанской епархии. Хиротонию совершали: архп. Казанский Димитрий, епископ Симбирский Гурий, епископ Нижегородский Назарий и епископ Чистопольский Алексий.

С 25 июля 1907 года – епископ Пензенский и Саранский.

С 1910 года – почетный член Петербургской духовной академии.

С мая 1914 года возведен в сан архиепископа.

10 янв.1915 года назначен архиепископом Донским и Новочеркасским.

Участник Священного Собора 1917/1918 гг. в Москве.

В 1918 году ко дню Св. Пасхи награжден крестом на клобук.

Не позднее 1922 года возведен в сан митрополита.

В 1926 году уклонился в Григорианский раскол (ВВЦС), оставаясь на той же кафедре.

Умер 80-ти лет от роду после 1928 года, не примиренным с Православной Церковью.

Человек умный, справедливый, хороший проповедник и духовный писатель. Из-под его пера за 34-летний период учено-воспитательной и административной службы вышло много учено-литургических трудов.

Труды эти разнообразны по содержанию. Много трудов по вопросам историко-археологическим, по церковно-литургическим, а также биографического характера, историко-этнографического исследования о Подолии.

Капитальным трудом является его магистерская диссертация «Пророчество Наума о Ниневии».

Им составлен акафист «св. Симону, еп. Владимирекому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу».

Много слов и речей на разные случаи напечатаны в различных изданиях.

Труды:

«Историко-статистическое описание заштатного города Хмельника, Подольской губернии, Литинского уезда».

«Под. Еп. Вед.» 1869, № 10–13.

TOC \o «1–5» \h \z «Вест. Зап. Рос.» 1870.

«Черченская пещера».

«Вестн. Зап. Рос» 1870.

«Кое-что из жизни Преосв. Иоанникия, первого архп. Подольского». «Под. Еп. Вед.» 1870, № 16.

«Римское католичество и его иерархия в Подолии».

Каменец-Подольск, 1872.

«Под. Еп. Вед.» 1871.

-«- 1872.

«Истор. стат. описание прихода и церкви в Погапинец».

Труд. Комитет, для ист. стат. опис. Подольской еп. Вып.1.

«Подольский архиерейский дом».

«Под. Еп. Вед.» №№ 2–5, 1874.

«Пророчество Наума о Ниневии». Экзегетическое исследование с очерком истории Ассирийского государства и историко-критическим решением вопроса о происхождении книги пророка Наума.

Магистерская диссертация. СПБ, 1875.

«Историко-географический очерк Подолии».

Каменец-Подольск, 1875, вып.1.

-»- 1876, вып.II.

Сборник сведений о Подольской губернии.

«Об открытии Подольского семинарского Свято-Иоанновского Братства».

TOC \o «1–5» \h \z «Под. Еп. Beд.» 1881, № 27.

«Историческая заметка об одном из древнейших обычаев при погребении».·

«Под. Еп. Вед.» 1881, № 32.

«По поводу вновь возникающего женского обычая стричь волосы». Историко-этнографические заметки.

«Под. Еп. Beд.» 1881, № 32.

«Яков-Иосиф Лейбович Франк».

«Под. Еп. Вед.» 1881, № 33.

«По поводу нового обвинения евреев в употреблении христианской крови».

«Под. Еп. Вед.» 1881, №№ 34, 35, 37.

«К вопросу об улучшении материального быта Подольского духовенства».

«Под. Еп. Вед.» 1881, №№40, 41.

«Рахманьский великдень и его происхождение».

«Подольский Листок»,1881, № 41.

«Обычай сожигать «Дидуха».

«Подольский Листок»,1881, № 46.

«Несколько заметок для будущего епархиального съезда Подольского духовенства"·

«Под. Еп. Вед.» 1881, № 51–52.

«Заметка о христианском обычае носить кресты на персях».

TOC \o «1–5» \h \z «Под. Еп. Вед.» 1883, № 29.

«Заметка об одном из местных религиозных обычаев».

«Под. Еп. Вед.» 1883, № 31.

«Об иконостасной иконе, именуемой «Деисус».

«Под. Еп. Вед.» 1883, № 33.

«Местный религиозный обычай – «лежать крыжем» с замечаниями о

некоторых других обычаях.»

«Под. Еп. Вед.» 1883, № 34, 35, 37.

«Поверие о понедельнике».

«Под. Еп. Вед.» 1883, № 40.

«Анафема и разрешение от нее по чинопоследованиям униатской церкви».

«Под. Еп. Вед.» 1883, № 41, 42.

«Заметка о разнообразии и изысканности пасхальных яств».

TOC \o «1–5» \h \z «Под. Еп. Вед.» 1884, № 14.

«Местный народный праздник «Рахманьский великдень».

«Под. Еп. Вед.» 1884, №№18, 19, 22.

«Местный народный праздник, именуемый «Розгри"·

«Под. Еп. Вед.» 1884, № 23, 24.

«Местный религиозный обычай на второй день Рождества Христова». «Под. Еп. Beд.» 1884, № 25

«Обычай жертвовать к чудотворным иконам, так называемые «вотумы» и офирки».

«Под. Еп. Вед.» 1884, № 33.

«Высокопреосвященный Леонтий, архп.Холмский и Варшавский». Библиографическая заметка о сочинении свящ.Н.Стрешкевича.

«Под. Еп. Вед.» 1884, № 42.

«Одно из народных поверий о святителе Николае, Марликийском Чудотворце».

«Под. Еп. Вед.» 1884, № 49.

«Указатель историко-археологических достопримечательностей Подолии».

Каменец-Подольск, 1884.

«Исторические сведения о крестном знамении».

«Под. Еп. Вед.» 1883, № 46, 47.

«Дон. Еп. Вед.» 1885.

«О некоторых местных особенностях в церковных обычаях и обрядах при погребении и поминовении усопших”.

TOC \o «1–5» \h \z «Под. Еп. Вед.” 1886, № 7.

«Одно из древнейших народных поверий».

«Под. Еп. Вед.» 1886, № 7.

«Много статей помещено в «Подольском Листке» под псевдонимом»

«К вопросу об обычаях гадать на книгах Священного Писания».

«Под. Еп. Beд.» 1890, № 22.

«Дон. Еп. Вед.» 1890, № 6.

«Воскр. день» 1890, № 16.

«Крестный путь старца-архиепископа».

«Приб. к «ЦВ» 1918, № 17, 18, стр.587.

«Акафист иже во святых Отцу нашему Симону, епископу Владимирскому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу».

Москва, 1892.

Литература:

«Церк. Вед.» 1905, № 51, стр.562.

-«- 1907, № 31, стр.295.

-»- 1908, № 21, стр 179.

-«- 1914, № 18–19, стр.135.

-»- 1915, № 3, стр.22.

-«- 1918, № 17–18, стр.104.

«Приб. К «ЦВ» 1906, № II, стр.595.

-»- 1918, № 17–18, стр.587, 590.

«Мисс. Календ.» 1907, стр.135.

«Под. Еп. Вед.» 1896, № 43.

«Русск. Паломн.» 1912, № II, стр.175–176.

«Прав. Собес.» 1907, январь, стр.79.

«Церк. Вестн.» 1908, № 2, стр.53.

-«- 1908, № II, стр.680.

-»- 1908, № 35, стр.1098.

-«- 1908, № 39, стр.1222.

-»- 1910, № 7, стр.215.

«Изв. Каз. Еп.» 1907, № 31, стр.937.

-"- 1908, № 3, стр.103.

«Состав Св. Прав. Всерос. Син. и Рос. Церк. Иерархии

на 1917 г.», стр.130–131.

Булгаков, стр. 1401, 1408.

Двадцатипятилетие службы М.В.Симашкевича. Новочеркасск, 1896.

БЭС т.II, стб.1575, 1790–1791, 2055.

БЭЛ т.VII, стб.729–732.

НЭС т.ХХVI, стб.722.

ФПС I, № 99.

ФАМ II, № 7, стр.4.

Памятная книжка Петроград. Дух. Акад. на 1915/1916 уч./год. Петроград, 1915, стр.9.

Елевферий митр. «Неделя в Патриархии».

Париж, 1933, стр.137.

G.Lacombe, Chronique des Églises orientales, in: Echos d'Orient 1929, Nr. 154.

N. Rklickij, Žizneopisanie IV, 293, 298.

Vom 18. bis 24.5.1919 tagte in Stavropol‘ eine Synode unter Leitung des EB Agafodor, auf der das VysSee Cerkovnoe Upravlenie gewählt wurde, dessen Vorsitzender EB Mitrofan wurde.

F.Heyer, Die orthodoxe Kirche 62.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

Комментарии для сайта Cackle