Источник

Кирилл (Соколов), епископ Пензенский

Родился 30 июля 1883 года в Московской епархии.

19 авг.1911 года окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и определен преподавателем в Пермскую духовную семинарию по Гомилетике, Литургике и Практическому руководству для пастырей.

С 6 окт.1912 г. – преподаватель Тифлисской духовной семинарии.

С 9 авг.1913 г. – смотритель Лысковского духовного училища.

С 12 авг.1914 г. – смотритель Вельского духовного училища в сане иеромонаха.

С 20 янв.1917 г. – смотритель Купянского духовного училища.

В конце 1917 года был наместником Ново-Спасского монастыря в Москве в сане архимандрита.

9 дек.1921 года хиротонисан во епископа Феодосийского, но епархией не управлял. (В ФАМ I ошибочно указан год хиротонии 1922. См. ФПС I, № 131, стр.5).

С 1922–1924 гг. – епископ Любимский, вик. Ярославской епархии.

С 1924–1925 гг. – епископ Нижнеудинский, управл. Иркутской епархией.

С 1925–1926 гг. – епископ Ейский, вик. Ростов на Дону епарх.

С 1926–1927 гг. – епископ Саранский, вик. Пензенской епархии.

С 7 сент.1927 г. – епископ Краснослободский, вик. Пензенской епархии. Управл. Пензенской епарх.

С 24 авг.1928 г. – епископ Пензенский.

С 13 янв.1931 г. – епархией не управлял.

Официально числился Пензенским до дня назначения нового епископа 21 ноября 1933 года.

Дальнейших сведений о нем не имеем.

Обладал прекрасным голосом и великолепно служил.

В 1925 году обновленцы предложили ему и комитетам православных общин принять участие в подготовке к собору и выпустили воззвание с призывом «мирно отдать на суд собора спорные вопросы».

Епископ Кирилл ответил на это, – по выражению проф. Титликова, – гробовым молчанием, а один из комитетов разумеется, не без влияния епископа, откликнулся следующим заявлением:

«Ваша иерархия...представляется в нашем сознании самозванною, узурпирующею и лжеправославною. Поэтому все ваши призывы нас к какому-то миру и единению с вами, нами отвергаются, и отвергаются даже с негодованием. Поэтому благоволите в будущем не утруждать себя какими бы то ни было посланиями к нам, разве только если пожелаете единения на началах существующего и известного вам для сего случая чина».

В 1928 году обновленческий журнал «Уральские Церк. Вед.» характеризует его следующим образом:

«Фанатик – староцерковник епископ Кирилл в Пензе не называет иначе обновленцев как «живцами». Крещеных ими перекрещивает, предпочитая крещение даже бабкою, причем заявляет, что бабка – православный человек, а обновленческий священник – еретик. Он запретил в священнослужении одного из своих благочинных прот. Николаева только за то, что он на одном из собраний высказался за необходимость примирения на соборе».

Литература:

«Церк.Beд.» 1911, №36, стр.294.

-«- 1912, №28, стр.380.

-»- 1912, №41, стр.387.

-«- 1914, №34, стр.409.

-»- 1917, №5, стр.32.

«Вестн. Св. Син.» 1926, №7, стр.7.

«Урал. Церк. Вед."(Обновл.) 1928, № 5–6, стр.8.

«Именной список ректор, и инспектор. Дух. Акад.» и семинар, на

1917 год», стр.134.

Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия, стр.19.

ФПС I, № 131, стр.5.

ФПС II, стр.3.

ФПС IV, стр.4.

ФПС V, № 106.

ФАМ I, № 143, стр.II.

Заметки и дополнения Е.М.

Regel'son 527: 1921 verhaftet.

550: 13.1.1931 verhaftet.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

Комментарии для сайта Cackle