Флавиан (Городецкий Николай), митр.Киевский и Галицкий
Родился 26 июля 1840 года в семье дворянина г.Орла. На четвертом году от рождения он лишился отца, а на десятом – матери. Домашнее воспитание получил в доме тетки. Среднее образование – в Орловской гимназии, куда поступил прямо в четвертый класс в 1853 году. По окончании курса учения в гимназии он поступил в Московский университет на юридический факультет, где с большим рвением занялся изучением юридических наук. Глубокая религиозная настроенность, полученная им еще с малых лет, побудила его порвать связи с мирскими влечениями, и на четвертом курсе он решил окончательно отдаться служению Святой Церкви в иноческом звании. Уволившись с этого курса, он пешком направился за 90 верст в Николо-Спешинский монастырь, где был принят в число послушников и назначен на черные послушания при кухне и трапезной.
10 декабря 1863 года поступил послушником в Московский ставропигиальный Симонов монастырь.
23 декабря был посвящен в стихарь.
С глубоким христианским смирением исполнял он сначала черные работы, а затем назначен был на высшее послушание в храм, где в качестве пономаря обязан был следить за чистотой храма и его утвари, вытирать пыль и сметать сор.
В 1866 году он поступил частным секретарем к архимандриту Гурию, назначенному настоятелем русской посольской Церкви в Риме.
В том же году 17 февраля был пострижен в монашество, а 18 февраля рукоположен во иеродиакона.
Вследствие перерыва сношений русского правительства с папским двором архимандрит Гурий и иеродиакон Флавиан оставили Рим и направились в Неаполь, а оттуда в г.Казань, куда архимандрит Гурий был назначен на кафедру епископа Чебоксарского, вик. Казанской епархии, с поручением ему управления Спасо-Преображенским монастырем.
Здесь в 1867 году иеродиакон Флавиан зачислен был в число названной обители и 9-го апреля рукоположен во иеромонаха.
15 февр.1868 года перемещен по собственному желанию в Симферополь в число братии Таврического архиерейского дома, где исполнял многочисленные обязанности, возлагаемые на него духовным начальством.
В 1871 году нес обязанности инспектора классов и законоучителя Таврического епархиального женского училища, где безвозмездно преподавал географию и был духовником при архиерейском доме.
16 апреля 1873 года определен настоятелем Бахчисарайского Успенского скита.
6 июня того же года назначен членом Пекинской миссии. С апостольской ревностью в течение десяти лет проходил он здесь свое миссионерское служение. Прежде всего он с рвением занялся изучением китайского языка, как разговорного, так и письменного. Затем, по поручению начальника миссии, принял на себя труд перевода на китайский язык богослужебных книг и книг религиознонравственного содержания, составляя в то же время и самостоятельные сочинения, полезные для дела миссии. Много потрудился он и над приведением в порядок оставленных ему архимандритом Палладием материалов для китайско-русского словаря, впоследствии изданного. Помимо этих работ, ознакомившись с китайскими нравами и верованиями, он вел беседы с язычниками-китайцами.
2 января 1879 года назначен был начальником Пекинской духовной миссии и возведен в сан архимандрита.
Благодаря его неусыпным трудам и стараниям, богослужение стало совершаться на китайском языке. Православная паства в Китае стала увеличиваться с каждым годом.
В 1882 году архимандрит Флавиан был в Японии у епископа Николая для представления одного китайца к рукоположению в священный сан. Десятилетнее миссионерское служение, полное всяких невзгод и лишений, утомило, однако саоотверженного труженика, и он просил у Святейшего Синода необходимого отдыха.
В 1884 году по возвращении в Россию был зачислен в число братии Александро-Невской Лавры.
2 февраля 1885 года хиротонисан во епископа Аксайского, вик. Донской епархии. (В БЭС т.1, стб.768, ошибочно указан год пребывания на этой кафедре 1880-й).
С 29 июня 1885 года – епископ Люблинский, вик.Холмско-Варшавской епархии.
С 14 дек.1891 года – епископ Холмский и Варшавский. Здесь он вел борьбу с воинствующим католицизмом, высоко держа знамя православия.
15 мая 1892 года возведен в сан архиепископа с оставлением Холмским и Варшавским.
С 1892 по 1894 год присутствовал в Св.Синоде.
14 мая 1896 года награжден панагией с украшениями.
С 21 февр. 1898 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский – Экзарх Грузии.
В этом же году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке и утвержден постоянным членом Св.Синода.
1898–1899 гг. – почетный член Духовных Академий Казанской и С.-Петербургской.
С 10 ноября 1901 года – архиепископ Харьковский и Ахтырский. На этой кафедре пробыл он всего четырнадцать месяцев, но и за это немногое время сделал весьма многое. При нем преобразован был епархиальный сиротский приют. Усилилась религиозно-просветительная деятельность духовенства. Возникли проповеднические кружки, открылись пастырские собеседования во многих пунктах города, учреждено религиозно-просветительное братство. Он придавал особенное значение уставности, благолепию и осмысленности в совершении всех служб церковных и треб.
Прилагая заботы о развитии церковно-школьного дела в епархии, владыка благожелательно относился и к светской школе, проявляя трогательную заботливость и попечение о ней, о преподающих и обучающихся в ней. Он оказывал внимание и Харьковскому университету, участвуя в его торжествах и совершая в церкви университета богослужения. Что касается духовно-учебных заведений, то они пользовались особым его вниманием и доброжелательством. Владыка содействовал улучшению учебного и воспитательного в них дела, заботился об улучшении их содержания, сокращал излишние по ним расходы, облегчая тем церкви и духовенство, вызывал упорядочение и строгость в ведении отчетности. Часто и усердно он совершал в их храмах богослужения, присутствовал на уроках, экзаменах и торжественных собраниях. По его предложению было открыто братство во имя св.великомученицы Варвары, имеющее целью оказывать материальную помощь бедным воспитанницам епархиального женского училища.
С 8 дек.1902 года – почетный член Киевской духовной академии.·
I февр.1903 года возведен в сан митрополита и награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.
С I февраля 1903 года – митрополит Киевский и Галицкий и священно-архимандрит Киево-Печерской Успенской Лавры.
29 авг.1911 года награжден правом предношения креста за богослужением.
Скончался 4 ноября 1915 года от астмы сердечной в Киевской Лавре.
Это был великий иерарх Русской Церкви. Он отличался крайней добротой. Помогал он всем, буквально, никому не отказывал в материальной помощи.
В Киеве были назначены определенные дни для приема неимущих: с утра до вечера стекался к нему народ, раздача денежных пособий была щедрая.
В Петрограде не было определенных им дней для приема бедноты, а потому, когда день на неделе был свободный от заседаний в Св.Синоде, то Киевское подворье (на Васильевском острове), где проживал митрополит, осаждалось беднотой.
За свою праведную жизнь перед кончиной ему было возвещено в видении грядущие судьбы Русской Православной Церкви, о чем в свое время было напечатано в Синодальной газете “Всероссийский Церковно-Общественный Вестник“ в ноябрьских номерах за 1915 год.
Он очень почитал митрополита Тобольского Павла (Конюскевича), о прославлении которого он возбуждал ходатайство пред Св.Синодом в 1914–1915 годы.
Знаменательно то, что митрополит Флавиан скончался именно в тот день, в который преставился и митрополит Павел.
Труды:
Речь при встрече его в Киево-Софийском кафедральном соборе,
25 Февраля 1903 года.
“ТКДА» 1903, март, стр.1.
Речь в Киево-Печерской Лавре 25 февраля 1907 г.
«ТКДА” 1903, март, стр.V.
“Послание пастырям Киевской епархии“.
“ТКДА“ 1905, окт., стр.133.
“Речи при вступлении царей в Киево-Софийский собор 29 августа 1911 года“.
“Приб. к “ЦВ“ 1911, № 38, стр.1557.
“Слово духовенству Киевской епархии».
«Приб. к “ЦВ» 1914, № 33, стр.1447.
«Речь, сказанная при вручении жезла новохиротонисанному епископу Каневскому Василию, первому викарию Киевской епархии 6 авг.1914 года».
«Приб. к «ЦВ» 1914, № 34, стр.1499.
«ТКДА» 1914, сент.-окт., стр.1.
«Объяснение православного богослужения». Материалы для китайского словаря.
Переводы на китайский язык:
«Указания пути в Царство Небесное». Преосвящ.Иннокентия.
«Краткое изложение христианской веры». Составлено прот.Н.Волубовым.
Литература:
“Церк.Ведом.» 1891, стр.403.
-“- 1892, № 20, стр.176.
-“- 1896, № 19–20, стр.160.
-“- 1898, № 9, стр.43.
-“- 1901, № 46, стр.375.
-“- 1903, № 6, стр.37.
-“- 1910, № 22, стр.240.
-“- 1911, № 39, стр.307.
-“- 1913, № 18–19, стр.179.
“Приб. к «ЦВ'1910, № 6, стр.242–250.
-“- 1914, № 34, стр.1499.
Булгаков, стр.1395, 1399, 1400, 1403, 1416.
БЭС т.1, стб.686, 768.
БЭС т.II, стб.1330, 1331, 2253, 2272, 2289.
БЭЛ т.IV, стб.731, 732.
БЭЛ т.Х, стб.612–618.
«Русск.Паломн.» 1889, № 44, стр.521–522.
-“- 1910, № 9, стр.141, 142.
-“- 1910, № 26, стр.422.
-“- 1911, № 11, стр.162.
-“- 1911, № 39, стр.621.
-“- 1915, № 52, стр.831, 832.
«Русский Инок'1911, март, вып.V, стр.35.
-“- 1911, окт., вып.44, стр.76.
-“- 1915, № 21, стр.1265–1273.
-“- 1915, № 22, стр.1317.
-“- 1915, № 23, стр.1386–1389.
-“- 1915, № 24, стр.1438–1443.
«Всерос.Церк.Обществ.Вестник» 1915, ноябрь.
«Церк.Вестник» 1891, № 40, стр.636.
-“- 1891, № 51–52, стр.816.
-“- 1908, № 27, стр.841.
-“- 1908, № 30, стр.936.
-“- 1908, № 38, стр.1191.
«Правосл.Собес.» 1899, ноябрь, стр.180.
-“- 1900, июль-авг., стр.16.
-“- 1905, июль-авг., стр.8.
-“- 1914, ноябрь, стр.4.
J./V. Cunningham, A vanquished Нореpassim.
«Прав.Календарь” 1918, стр.22.
«Мисс.Календарь» 1907, стр.139.
«Дух.Вестн.Груз.Экзарх'1901, № 23–24.
Илиодор, стр.104, 107.
Поливанов A.A. «Из дневника и воспоминаний 1907–1916 гг. Москва, 1929 г., т.1, стр.1–240.
Денисов, стр.783.
Багрецов Л. «Член Св.Синода Высокопр.Флавиан, архп.Харьковский и Ахтырский и вступление его на кафедру Харьковской епархии». С приложением его портрета.
Харьков, 1901.
«Состав Св.Прав.Всер. Син. и Рос.Церк. Иерархии на 1910 г.», стр.3, 24–25.
«Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, № 486, стр.72–73.
«Воскресный день» 1900, № 31, стр.369.
«Отдых христиан.» 1908, авг.-сент., стр.59.
«Нива» 1892, № 47, стр.1040.
«Красный Архив» 1936, т.4(77), стр.201.
«Изв.Каз.Еп.» 1885, № 5–6, стр.89.
-“- 1885, № 14, стр.355.
-“- 1907, № 40, стр.1239.
-“- 1911, № 9, стр.271.
-“- 1912, № 14, стр.461.
-“- 1912, № 41, стр.1242.
-“- 1913, № 1, стр.22.
-“- 1913, № 39, стр.1174.
Теодорович Т.П. «К сорокалетию пастырства».
ч.1, стр.107.
N. Rklickij, Žizneopisanie IV, 35.
A.Levitin – V.Šavrov, 0čerki po istorii I, 68.
P. Hauptmann, Die Katechismen der russisch-orthodoxen Kirche, 96.
F.Heyer, Die orthodoxe Kirche 19 , 25 , 28.
Žmp 1950,1,60: 1911 weihte er die Nikolaj-Kirche im Pokrovskij- Frauenkloster.
M Evlogij, Put‘ moej žizni 91 ,108 ,195 ,205f,214,235 ,242 ,272.
