Источник

Флавиан (Городецкий Николай), митр.Киевский и Галицкий

Родился 26 июля 1840 года в семье дворянина г.Орла. На четвертом году от рождения он лишился отца, а на десятом – матери. Домашнее воспитание получил в доме тетки. Среднее образование – в Орловской гимназии, куда поступил прямо в четвертый класс в 1853 году. По окончании курса учения в гимназии он поступил в Московский университет на юридический факультет, где с большим рвением занялся изучением юридических наук. Глубокая религиозная настроенность, полученная им еще с малых лет, побудила его порвать связи с мирскими влечениями, и на четвертом курсе он решил окончательно отдаться служению Святой Церкви в иноческом звании. Уволившись с этого курса, он пешком направился за 90 верст в Николо-Спешинский монастырь, где был принят в число послушников и назначен на черные послушания при кухне и трапезной.

10 декабря 1863 года поступил послушником в Московский ставропигиальный Симонов монастырь.

23 декабря был посвящен в стихарь.

С глубоким христианским смирением исполнял он сначала черные работы, а затем назначен был на высшее послушание в храм, где в качестве пономаря обязан был следить за чистотой храма и его утвари, вытирать пыль и сметать сор.

В 1866 году он поступил частным секретарем к архимандриту Гурию, назначенному настоятелем русской посольской Церкви в Риме.

В том же году 17 февраля был пострижен в монашество, а 18 февраля рукоположен во иеродиакона.

Вследствие перерыва сношений русского правительства с папским двором архимандрит Гурий и иеродиакон Флавиан оставили Рим и направились в Неаполь, а оттуда в г.Казань, куда архимандрит Гурий был назначен на кафедру епископа Чебоксарского, вик. Казанской епархии, с поручением ему управления Спасо-Преображенским монастырем.

Здесь в 1867 году иеродиакон Флавиан зачислен был в число названной обители и 9-го апреля рукоположен во иеромонаха.

15 февр.1868 года перемещен по собственному желанию в Симферополь в число братии Таврического архиерейского дома, где исполнял многочисленные обязанности, возлагаемые на него духовным начальством.

В 1871 году нес обязанности инспектора классов и законоучителя Таврического епархиального женского училища, где безвозмездно преподавал географию и был духовником при архиерейском доме.

16 апреля 1873 года определен настоятелем Бахчисарайского Успенского скита.

6 июня того же года назначен членом Пекинской миссии. С апостольской ревностью в течение десяти лет проходил он здесь свое миссионерское служение. Прежде всего он с рвением занялся изучением китайского языка, как разговорного, так и письменного. Затем, по поручению начальника миссии, принял на себя труд перевода на китайский язык богослужебных книг и книг религиознонравственного содержания, составляя в то же время и самостоятельные сочинения, полезные для дела миссии. Много потрудился он и над приведением в порядок оставленных ему архимандритом Палладием материалов для китайско-русского словаря, впоследствии изданного. Помимо этих работ, ознакомившись с китайскими нравами и верованиями, он вел беседы с язычниками-китайцами.

2 января 1879 года назначен был начальником Пекинской духовной миссии и возведен в сан архимандрита.

Благодаря его неусыпным трудам и стараниям, богослужение стало совершаться на китайском языке. Православная паства в Китае стала увеличиваться с каждым годом.

В 1882 году архимандрит Флавиан был в Японии у епископа Николая для представления одного китайца к рукоположению в священный сан. Десятилетнее миссионерское служение, полное всяких невзгод и лишений, утомило, однако саоотверженного труженика, и он просил у Святейшего Синода необходимого отдыха.

В 1884 году по возвращении в Россию был зачислен в число братии Александро-Невской Лавры.

2 февраля 1885 года хиротонисан во епископа Аксайского, вик. Донской епархии. (В БЭС т.1, стб.768, ошибочно указан год пребывания на этой кафедре 1880-й).

С 29 июня 1885 года – епископ Люблинский, вик.Холмско-Варшавской епархии.

С 14 дек.1891 года – епископ Холмский и Варшавский. Здесь он вел борьбу с воинствующим католицизмом, высоко держа знамя православия.

15 мая 1892 года возведен в сан архиепископа с оставлением Холмским и Варшавским.

С 1892 по 1894 год присутствовал в Св.Синоде.

14 мая 1896 года награжден панагией с украшениями.

С 21 февр. 1898 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский – Экзарх Грузии.

В этом же году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке и утвержден постоянным членом Св.Синода.

1898–1899 гг. – почетный член Духовных Академий Казанской и С.-Петербургской.

С 10 ноября 1901 года – архиепископ Харьковский и Ахтырский. На этой кафедре пробыл он всего четырнадцать месяцев, но и за это немногое время сделал весьма многое. При нем преобразован был епархиальный сиротский приют. Усилилась религиозно-просветительная деятельность духовенства. Возникли проповеднические кружки, открылись пастырские собеседования во многих пунктах города, учреждено религиозно-просветительное братство. Он придавал особенное значение уставности, благолепию и осмысленности в совершении всех служб церковных и треб.

Прилагая заботы о развитии церковно-школьного дела в епархии, владыка благожелательно относился и к светской школе, проявляя трогательную заботливость и попечение о ней, о преподающих и обучающихся в ней. Он оказывал внимание и Харьковскому университету, участвуя в его торжествах и совершая в церкви университета богослужения. Что касается духовно-учебных заведений, то они пользовались особым его вниманием и доброжелательством. Владыка содействовал улучшению учебного и воспитательного в них дела, заботился об улучшении их содержания, сокращал излишние по ним расходы, облегчая тем церкви и духовенство, вызывал упорядочение и строгость в ведении отчетности. Часто и усердно он совершал в их храмах богослужения, присутствовал на уроках, экзаменах и торжественных собраниях. По его предложению было открыто братство во имя св.великомученицы Варвары, имеющее целью оказывать материальную помощь бедным воспитанницам епархиального женского училища.

С 8 дек.1902 года – почетный член Киевской духовной академии.·

I февр.1903 года возведен в сан митрополита и награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.

С I февраля 1903 года – митрополит Киевский и Галицкий и священно-архимандрит Киево-Печерской Успенской Лавры.

29 авг.1911 года награжден правом предношения креста за богослужением.

Скончался 4 ноября 1915 года от астмы сердечной в Киевской Лавре.

Это был великий иерарх Русской Церкви. Он отличался крайней добротой. Помогал он всем, буквально, никому не отказывал в материальной помощи.

В Киеве были назначены определенные дни для приема неимущих: с утра до вечера стекался к нему народ, раздача денежных пособий была щедрая.

В Петрограде не было определенных им дней для приема бедноты, а потому, когда день на неделе был свободный от заседаний в Св.Синоде, то Киевское подворье (на Васильевском острове), где проживал митрополит, осаждалось беднотой.

За свою праведную жизнь перед кончиной ему было возвещено в видении грядущие судьбы Русской Православной Церкви, о чем в свое время было напечатано в Синодальной газете “Всероссийский Церковно-Общественный Вестник“ в ноябрьских номерах за 1915 год.

Он очень почитал митрополита Тобольского Павла (Конюскевича), о прославлении которого он возбуждал ходатайство пред Св.Синодом в 1914–1915 годы.

Знаменательно то, что митрополит Флавиан скончался именно в тот день, в который преставился и митрополит Павел.

Труды:

Речь при встрече его в Киево-Софийском кафедральном соборе,

25 Февраля 1903 года.

“ТКДА» 1903, март, стр.1.

Речь в Киево-Печерской Лавре 25 февраля 1907 г.

«ТКДА” 1903, март, стр.V.

“Послание пастырям Киевской епархии“.

“ТКДА“ 1905, окт., стр.133.

“Речи при вступлении царей в Киево-Софийский собор 29 августа 1911 года“.

“Приб. к “ЦВ“ 1911, № 38, стр.1557.

“Слово духовенству Киевской епархии».

«Приб. к “ЦВ» 1914, № 33, стр.1447.

«Речь, сказанная при вручении жезла новохиротонисанному епископу Каневскому Василию, первому викарию Киевской епархии 6 авг.1914 года».

«Приб. к «ЦВ» 1914, № 34, стр.1499.

«ТКДА» 1914, сент.-окт., стр.1.

«Объяснение православного богослужения». Материалы для китайского словаря.

Переводы на китайский язык:

«Указания пути в Царство Небесное». Преосвящ.Иннокентия.

«Краткое изложение христианской веры». Составлено прот.Н.Волубовым.

Литература:

“Церк.Ведом.» 1891, стр.403.

-“- 1892, № 20, стр.176.

-“- 1896, № 19–20, стр.160.

-“- 1898, № 9, стр.43.

-“- 1901, № 46, стр.375.

-“- 1903, № 6, стр.37.

-“- 1910, № 22, стр.240.

-“- 1911, № 39, стр.307.

-“- 1913, № 18–19, стр.179.

“Приб. к «ЦВ'1910, № 6, стр.242–250.

-“- 1914, № 34, стр.1499.

Булгаков, стр.1395, 1399, 1400, 1403, 1416.

БЭС т.1, стб.686, 768.

БЭС т.II, стб.1330, 1331, 2253, 2272, 2289.

БЭЛ т.IV, стб.731, 732.

БЭЛ т.Х, стб.612–618.

«Русск.Паломн.» 1889, № 44, стр.521–522.

-“- 1910, № 9, стр.141, 142.

-“- 1910, № 26, стр.422.

-“- 1911, № 11, стр.162.

-“- 1911, № 39, стр.621.

-“- 1915, № 52, стр.831, 832.

«Русский Инок'1911, март, вып.V, стр.35.

-“- 1911, окт., вып.44, стр.76.

-“- 1915, № 21, стр.1265–1273.

-“- 1915, № 22, стр.1317.

-“- 1915, № 23, стр.1386–1389.

-“- 1915, № 24, стр.1438–1443.

«Всерос.Церк.Обществ.Вестник» 1915, ноябрь.

«Церк.Вестник» 1891, № 40, стр.636.

-“- 1891, № 51–52, стр.816.

-“- 1908, № 27, стр.841.

-“- 1908, № 30, стр.936.

-“- 1908, № 38, стр.1191.

«Правосл.Собес.» 1899, ноябрь, стр.180.

-“- 1900, июль-авг., стр.16.

-“- 1905, июль-авг., стр.8.

-“- 1914, ноябрь, стр.4.

J./V. Cunningham, A vanquished Нореpassim.

«Прав.Календарь” 1918, стр.22.

«Мисс.Календарь» 1907, стр.139.

«Дух.Вестн.Груз.Экзарх'1901, № 23–24.

Илиодор, стр.104, 107.

Поливанов A.A. «Из дневника и воспоминаний 1907–1916 гг. Москва, 1929 г., т.1, стр.1–240.

Денисов, стр.783.

Багрецов Л. «Член Св.Синода Высокопр.Флавиан, архп.Харьковский и Ахтырский и вступление его на кафедру Харьковской епархии». С приложением его портрета.

Харьков, 1901.

«Состав Св.Прав.Всер. Син. и Рос.Церк. Иерархии на 1910 г.», стр.3, 24–25.

«Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, № 486, стр.72–73.

«Воскресный день» 1900, № 31, стр.369.

«Отдых христиан.» 1908, авг.-сент., стр.59.

«Нива» 1892, № 47, стр.1040.

«Красный Архив» 1936, т.4(77), стр.201.

«Изв.Каз.Еп.» 1885, № 5–6, стр.89.

-“- 1885, № 14, стр.355.

-“- 1907, № 40, стр.1239.

-“- 1911, № 9, стр.271.

-“- 1912, № 14, стр.461.

-“- 1912, № 41, стр.1242.

-“- 1913, № 1, стр.22.

-“- 1913, № 39, стр.1174.

Теодорович Т.П. «К сорокалетию пастырства».

ч.1, стр.107.

N. Rklickij, Žizneopisanie IV, 35.

A.Levitin – V.Šavrov, 0čerki po istorii I, 68.

P. Hauptmann, Die Katechismen der russisch-orthodoxen Kirche, 96.

F.Heyer, Die orthodoxe Kirche 19 , 25 , 28.

Žmp 1950,1,60: 1911 weihte er die Nikolaj-Kirche im Pokrovskij- Frauenkloster.

M Evlogij, Put‘ moej žizni 91 ,108 ,195 ,205f,214,235 ,242 ,272.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle