Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Сергий I (Петров Стефан Алексеевич), ЕВ von Černomorskoe und Novorossijsk

Родился 30 января 1864 года в станице Аксайской, Донской

области.

Благодаря примеру благочестивых родителей, он с ранних лет с высоким уважением относился к священному служению. Оно казалось ему самым желанным и рисовалось пред его мысленным взором в идеальных формах и образах. С таким настроением он поступил в Донскую духовную семинарию, которую окончил в 1886 году.

Во время обучения в духовной школе в его душе произошел душевный разлад и те чистые святые стремления, которыми горел он в юности, были оставлены им и он решил навсегда отказаться от служения Церкви. Но поскольку душевный разлад продолжался, он решил поселиться в г. Томске, где проживал его родной дядя – епископ Томский, с той надеждой, чтобы там под руководством дяди заняться самоусовершенствованием и освобождением от тяготеющего его душевного гнета. Но надежды его не оправдались; его душу продолжало наполнять уныние. Он переживал тогда крайне тяжелое состояние, которому, казалось, не будет конца. Но не долго продолжалось такое испытание его веры. Однажды, в одну из таких безотрадных минут, когда его сознание наполняло нравственное одиночество, когда вся вселенная казалась ему беспросветной пустыней, ему вдруг припомнился как бы случайно и в неясной форме, сначала мотив церковной песни, слышанной им в детстве, а потом и самые слова. Эти слова были следующие: «Не надейтеся на князи, и на сыны человеческия» (Пс.145, 3). Эти святые слова возвели его мысль от земли к небу, как луч света проник в его потемненную душу и отразился в ней чудно новым радостным смыслом. В первый раз в его сердце оказалась потребность в Боге.С этого момента начался перелом в его жизни, началось духовное возрождение.

Одновременно с событиями внутренней жизни, влившими в его душу отраду, мир и успокоение, случилось одно внешнее событие, которое также оказало влияние на его внутренний мир.

В Томск приехали некоторые из деятелей славной Алтайской миссии; по своему внутреннему облику они показались ему непохожими на обыкновенных смертных, каких он встречал до этого. Какое-то глубокое уважение появилось у него к ним и к их великому делу. Своими рассказами они заронили в его душу желание и самому потрудиться в проповеди слова Божия среди жителей Алтая.

Тогда появилась мысль и о монашестве, мысль отдать всего себя на служение Богу. Но это было только в зародыше.

Из Томска он переехал в Москву, где поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, курс которого окончил в 1890 году с дипломом I-й степени.

В течение учебы в университете он продолжал вести внутреннюю борьбу со своим ветхим человеком. Наконец, вкусивши духовной радости, он решил окончательно посвятить себя Богу.

С этой целью он в 1890 году прослушал несколько лекций на миссионерских курсах при Казанской духовной академии и затем поступил сотрудником в Алтайскую миссию.

В 1892 году пострижен в монашество. 7 ноября того же года рукоположен во иеромонаха и назначен помощником начальника Киргизской миссии.

12 февраля 1899 года хиротонисан во епископа Бийского, вик. Томской епархии. Хиротония состоялась в Крестовой церкви Томского архиерейского дома. Чин хиротонии совершали: епископ Томский и Барнаульский Макарий, епископ Забайкальский и Нерчинский Мефодий и епископ Приамурский и Благовещенский Иннокентий. (В БЭС т.II. стб.2048 ошибочно указан год хиротонии 1898-й. См. «Приб. к «ЦВ» 1899, № 13, стр.537).

С 20 янв.1901 года – епископ Омский и Семипалатинский.

В 1903 году награжден значком «За содействие просвещению Сибири».

С 6 сент.1903 года – епископ Ковенский, вик. Литовской еп.

С 25 янв.1907 года – епископ Новомиргородский, вик. Херсонской епархии.

С 22 дек.1913 года – епископ Сухумский.

С 1917 по 1935 год сведений о нем не имеется.

Скончался II января 1935 года. Пользовался любовью за свою доступность и мягкость.

Труды:

«Отчет об Алтайской Духовной Миссии за 1900 г.» на русском языке.

Томск, 1901.

Речь при наречении его во епископа Бийского II февраля 1899 года. “Приб. к «ЦВ» 1899, № 13, стр.538–540.

Литература:

«Церк. Вед.” 1899, № 3, стр. 17.

-«- 1901, № 4, стр.21.

-»- 1903, № 37, стр.343.

-«- 1907, № 5, стр.20.

-»- 1914, № 2, стр.5.

“Приб. к «ЦБ” 1899, № 13, стр.537.

-«- 1903, № 37, стр·1422–1423.

-»- 1912, № 14, стр.579.

-«- 1913, № 6, стр.311.

Булгаков, стр.1404, 1407, 1415, 1416.

БЭС т.II, стб.1701, 2048.

“Красн. Архив” 1928, т. 26, стр.123.

«Изв. Каз. Еп.» 1912, № 16, стр.525.

-»- 1914, № 4, стр.123.

«Русск. Паломн.» 1910, № 8, стр.119.

-"- 1914, № 7, стр.111–112.

«Мисс. Календ.» 1907, стр.138.

ФПС I, № 3, стр.1.

ФПС III, стр.6.

«Состав Св. Прав. Вcер. Син. и Рос. Церк. Иерархии».

на 1917 год», стр.314–315.

Über Konstantinopel emigrierte er nach Jugoslawien, wo er Mitglied der Bischofssynode der Auslandskirche und Vw der russischen Gemeinden in Jugoslawien wurde. Für seine Verdienste wurde ihm der Titel EB von Černomorskoe und Novorossijsk von der Synode verliehen. Er starb im serbischen Kloster Privina Glava.

Literatur:

Seide, Geschichte der ROK im Ausland passim, 428 Cerk. Žizn' 1935, 1, 15–16.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с.

Комментарии для сайта Cackle