Источник

О Вознесении Господа на небо

(Лк. 24:50–52)

Свт. Филарет, митр. Московский. Из Беседы в день Вознесения Господня и обретения мощей свт. Алексея

1) Почему Господь пред Своим Вознесением явился в Иерусалиме, а не на месте, Им избранном для Вознесения

Извед их вон до Вифании и воздвиг руце Свои, и благослови их (Лк. 24:50).

Воскресший Господь являлся ученикам Своим не только в Иерусалиме, но и на пути в Эммаус, и в Галилее на горе, и на берегу озера Тивериадского: почему же, наконец, Он явился им не прямо на месте, которое избрал для Своего вознесения, но в Иерусалиме и вывел из него вон? Нет сомнения, что как всякое действие Божественной мудрости Его, так и сие исполнено глубокого знаменования. Это значит, что благодать отступает от ветхого Иерусалима, который обетованного ему Христа, во Своя пришедшаго, не принял (Ин. 1:11), излиянную для спасения мира кровь Его сам на себя принял к своему осуждению, своим неверием и христоубийством сам себе приготовил оставление и разрушение. И как Пришедший не погубит души человеков, но спасти из среды погибающих начал уже избирать Себе спасаемых, взял из ветхого града лучшие камни и художеством небесного архитекторства – словом истины и спасения – очистил и приготовил их для нового здания; то дабы показать, что Он не ветхому, отжившему служит, не к ветхой ризе новый плат приставляет, не в ветхие мехи вино новое вливает, а устрояет новую ризу спасения, новые сосуды благодати, новый живой град Небесного Царствия на земле; Он несет избранные Им живые камни из ветхого града на свободное, чистое, высокое место, дабы здесь благословить новосозидаемую Церковь Свою, подобно как некогда благословил Свое новое райское творение.

2) О благословении, преподанном Господом апостолам, а чрез них всем верующим в Него, при вознесении на небо

Извед их вон до Вифании и воздвиг руце Свои, и благослови их. Воздвиг руце на небо и простер их на благословляемых в знамение, что преподает благословение небесное и пренебесное, и так обширное, как далеко досязают Его руце, в которых вси концы земли (Пс. 94:4). Какими словами благословил? Сего не написал святой Лука; но веруем, что то был поток Божественной благодати, жизни и силы, который не только исполнил предстоявшие сосуды, но и простерся и простирается и на всю Церковь Христову до последнего истинного христианина пред вторым пришествием Христовым. Более нежели вероятно, что к сему благословению принадлежат преданные святым Матфеем слова Христовы: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20).

И бысть, егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо. Приметьте, что евангелист не говорит: егда благослови, когда окончил благословение, но егда благословляше, когда еще продолжал благословлять. Какой чудный образ действия! Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять, и между тем возносится на небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него. Помыслим, братия, что еще веруем, и ныне и над нами простерты руце Его, и взор Его, и благословение Его! Какой стыд и страх для тех, которые в суете мирской забывают Его! Какая радость для любящих Его!

3) Почему Господь избрал для вознесения гору Елеонскую?

Предел, от которого начинается вознесение Господа, есть гора Елеонская. Почему она избрана для сего, а не иное место? Можно думать, потому, что и прежде она была у Него избранным местом, которое освятил Он многократным Своим пребыванием и молением, особенно же потому, что здесь начались Его спасительные для нас страдания равною смерти скорбию душевною и многотрудною молитвою, простертою до произлияния кровавого пота. Обратив место начавшихся страданий в место совершившегося прославления, Он чрез сие ознаменовал то, что Его страдания и прославление составляют один стройный состав спасительного для нас домостроительства Божия, одну златую цепь, выработанную в горниле премудрости Божией, для возвлечения на небо падшего из рая человечества…

4) О сидении Господа Иисуса Христа одесную Бога Отца по вознесении на небо (Мк. 16:19)

А где предел, до которого простирается вознесение Господа? Если возможен для слова человеческого некоторый на сие ответ, то его можно найти в изречении апостола: Сшедый той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая (Еф. 4:10). Присоединим к сему слово евангелиста, что вознесшийся Господь седе одесную Бога (Мк. 16:19); причем слышащий не должен представлять в уме ничего телесного и чувственного. Ты слышишь иногда, что человек говорит о другом человеке: «он – моя правая рука», и не думаешь, чтобы он сделался рукою, а разумеешь сие так, что он близок к другому, подобно как его собственная рука, и по воле его превосходно действует, подобно как правая рука превосходно действует в сравнении с левою. Кольми паче не должен ты прилагать телесных понятий к бестелесному и ограничивать местом Невместимого и Вездесущего. Слыша, что Христос седит одесную Бога Отца, помышляй, что Он имеет единую с Отцем Вседержителем власть, единую с Ним славу, единое царственное промышление о всем мире, и особенно о Церкви спасаемых. Вообще не устремляй дерзновенно полета испытующей мысли в сию безмерную высоту: там свет неприступный (1Тим. 6:16). Если пред сотворенным светом видимого солнца изнемогает твое око – как не изнеможет неочищенное от брения око ума твоего пред светом вечного Солнца духов, пред Которым и высшие из ангелов закрывают лица? И апостольские взоры недалеко могли следовать за возносившимся Господом; облак подъял Его и скрыл от них. И как они в сие время поклонишася Ему, так и ты после скромного взора веры на небо пади, сын праха, смиренно в прах, и неизреченное величие почти безмолвным благоговением.

5) Почему апостолы были исполнены радостию, когда Господь вознесся на небо?

Неожиданным показаться может засвидетельствованное евангелистом действие вознесения Господня на апостолов: Возвратишася в Иерусалим с радостию великою. Можно бы подумать, что они будут очень опечалены разлучением со Своим Божественным Учителем и Спасителем, но они очень радуются. Почему это? Радуются потому, что теперь совершенна вера их, и отверст ум их к разумению тайн Христовых: они веруют и знают, что Христос как воскресением Своим сокрушил двери ада и открыл верующим исход из него, так Вознесением Своим отверзает двери неба и открывает верующим вход в него. Радуются потому что совершенна их любовь: сладостно для них то, что возлюбленный Спаситель восходит на небо в блаженство и славу, хотя сами они остаются на земле для подвигов и страданий. Радуются потому, что совершенна их надежда, они чают и предчувствуют, что вознесшийся Господь, по обещанию Своему, вскоре пошлет им иного Утешителя Святого Духа; и что, наконец, по предвестию ангельскому, Сей Иисус вознесыйся на небо, такожде приидет (Деян. 1:11); и приидет для того, чтобы исполнить Свое другое обещание: Паки прииду и пойму вы к Себе (Ин. 14:3).


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.] / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. / Том 2. – 832 с.

Комментарии для сайта Cackle