О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа
О значении воскресения Иисуса Христа
Свт. Филарет, митр. Московский. Из Слова в неделю седьмую по Пасхе
Оно служит 1) доказательством Божества Иисуса Христа, 2) началом нашего воскресения.
Утверждение веры в воскресение Христово есть дело великой важности для христианства и для христианина.
Главная сила христианства состоит в том, чтобы признать Господа Иисуса Спасителем мира, согрешившего против Бога и Богом осужденного на смерть. А чтобы с полною надеждою признать в Нем сие могущественное качество, для сего нужно совершенное удостоверение, что Он есть Единородный Сын Божий и истинный Бог; потому что хорошо сказано, хотя и не хорошими людьми сказано: Кто может оставлять грехи, токмо един Бог? (Лк. 5:21). Только милосердие Бога Сына может представить достойное удовлетворение оскорбленному величеству и правосудию Бога Отца; только Бог может возвратить жизнь осужденным на смерть от Бога.
Но сильнейшее удостоверение в Божественности Иисуса Христа заключается в Его воскресении. Сию мысль подал Он Сам. Когда иудеи, удивленные необычайною властию, которую показал Он, изгоняя из храма продающих и купующих, спросили Его: Кое знамение являеши нам, яко сия твориши? то есть каким чудом докажешь, что Бог дал тебе власть над храмом Своим? Тогда Он, преимущественно пред другими чудесами Своими, указал на чудо Своего воскресения. И рече им: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин. 2:18–19), то есть в третий день воскресну. В самом деле, чудеса, которые творил Господь Иисус во время земной Своей жизни над другими, даже и самое дивное из них, воскрешение мертвых, творили и пророки, хотя не с таким полномочием, как Он. Так Илия молился: Господи Боже Мой, да возвратится убо душа отрочища сего вонь (3Цар. 17:21); но Иисус повелевал: Лазаре, гряди вон (Ин. 11:43) из гроба. Однако сего различия иные могли не приметить, и потому могли познать Иисуса как Пророка и Посланника Божия и еще не познать в Нем Единородного Сына Божия. Но никогда не было и не можно представить возможным того, чтобы человек воскресил сам себя; и потому самовоскресением Господа Иисуса дано совершеннейшее удостоверение в том, что Он есть истинный Бог, владычествующий жизнью и смертью, и Божественный Спаситель, имеющий могущество воскресить всех человеков, умерщвленных прегрешениями.
Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть (1Кор. 15:20). То есть воскресение Христово есть начало воскресения всех умерших человеков, – воскресения уже не в жизнь временную, как было воскресение Лазаря и других прежде его, но в вечную. До воскресения Христова ходили между людьми темные и нетвердые мнения о бессмертии души человеческой; но о воскресении души с телом всего менее думали даже те, которые более других усиливались мыслить. Не светел был и взор избранного народа на сей предмета. Когда Христос Спаситель, обличая саддукеев, в наименовании Бога Авраамова, Исаакова и Иаковлева открыл мысль о воскресении мертвых; тогда не только саддукеи, но и лучше их мыслящие поражены были новостью сего открытия: слышавше народи, дивляхуся о учении Его (Мф. 22:32–33). А чем менее знали будущую жизнь, тем, конечно, менее имели побуждения приготовляться к ней. Христос Спаситель чрез Свое учение на место шатких мнений о бессмертии поставил твердую истину воскресения и чрез Свое воскресение соделал сию истину даже опытною. Он учил: Грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божья, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5:28–29). Дополняет апостол: Да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2Кор. 5:10).